Мариино стояние

Олег Слепынин 
0
09.04.2014 113
1. В Печерске

.
Наш паломнический бусик остановился напротив закрытых ворот Псково-Печерского монастыря. Куранты на колоколенке показывают без пятнадцати десять. Дело к ночи, а солнце с фигурных золотых стрелок жжёт, как на молодой заре. Кто-то поясняет: «Русский север - не Украина; белые ночи».
В дороге устали, побыстрей бы определиться с ночлегом. Нас девять человек - четверо мужчин, пять женщин. В нашей группе старшие - молодой жизнерадостный священник о. Олег и организатор паломничества - Татьяна, женщина полноватая, болезненная, мать другого батюшки, который служит при тюрьме в нашем городе. Они в Печерске не первый раз, знают дорожки, уходят на поиски о. Максима, без благословения которого никакая гостиница нас не примет.

Они ушли, мы выбрались поразмяться. Площадь древняя, вымощена озёрным булыжником - как рябь на воде. Народу - никого, а где-то музыка, что-то разбитное, попсовое. Мы с товарищем отошли недалеко, разглядывая церкви, ближние дома, крепостные стены и башни. Вернулись. Прошли в другую сторону, мимо памятника преподобного Корнилия по спуску вниз, вдоль крепостной стены, куда ушли о. Олег с Татьяной. До нижних ворот не дошли, вернулись обратно. Около бусика, придерживая велосипед, стояла женщина, о чём-то разговаривала с нашими паломницами. Издали видно - православная: юбка длинная, руки закрыты, голова под платком. Вся одежда её - в летних зелёных тонах. Простое лицо, улыбчивое. Лет за тридцать, бесформенность лишь первым дыханием коснулось. А светлые глаза - молитвенницы. Спросила, откуда мы, не нужна ли будет экскурсия. Узнав, что старшие пошли искать о. Максима, сказала, что сейчас быстро его найдёт. И тут же укатила, гремя на велосипеде по булыжникам. Действительно, вскоре из главных ворот появился худощавый иеромонах - длинная чёрно-седоватая борода, деловитое лицо. По-вологодски окая, о. Максим гостеприимно произнёс фразу на украинском, написал на листке несколько слов и вручил листок нашей младшей паломнице - Алёне, матери троих детей. Можно бы ехать в гостиницу. Но нет старших. Нет как нет! Кто-то вновь отправился на поиски о. Олега и Татьяны, другие разбрелись по окрестным улочкам. Вновь сошлись. Вернулась и велосипедистка, сказала, что в монастыре пусто, пространство небольшое, посторонних нет никого. Женщины стали расспрашивали её о старцах. Узнал: звать Мария.
Кто-то сказал: «С отцом Олегом и Татьяной что-то случилось».

- Давайте молиться, - предложила Мария. - Читайте «Верую» и прибавляйте: «Пусть Господь направит сюда стопы...» Как их звать?
- Отец Олег и Татьяна, - подсказали ей.

- Да, давайте молиться, чтобы Господь привёл сюда батюшку Олега и матушку Татьяну.

Предложение наши паломники, уже забившись в бусик, встретили без энтузиазма; кто-то подремывать стал, кто-то читал, кто-то прикрылся наушниками.
Я смотрел на Марию сквозь окно. Светлые глаза, вымоленные... В том смысле вымоленные, в каком мы произносим «выплаканные», а о стёклах - «промытые»; такие глаза.

Мария, перекрестясь на купол, стала молиться. Когда она прочитала «Символ веры» два раза, произнося прошение, я выбрался к ней на помощь. Вместе прочитали «Верую», дошли до молитвенной просьбы. По привычке вместо имени о. Олега я назвал имя о. Вячеслава, своего духовника.
- Почему Вячеслава?! - живо заинтересовалась Мария. - Вы же говорили Олега.
Объяснил. Поняла, кивнула:

- А-аа!

В это время из-за угла Варваринского храма и пристроенной к ней церкви Сорока Севастийских мучеников вырулил размолоченный «жигулёнок» старинных советских времён, в окно было видно улыбчивое лицо немолодого священника с растрёпанной бородушкой. Он улыбался, глядя на обрадовавшуюся ему Марию.

- А вот и отец Вячеслав! - воскликнула она, радостно засмеявшись вдруг, раскланиваясь с водителем, который не сбавляя скорости и продолжая ласково улыбаться, свернул в переулок.

Снизу появилась, толкая рядом с собой тяжёлый велосипед Марии, наша Алёна.

- Нигде их нет, весь монастырь с о. Максимом обошли, - переведя дух, сообщила она. - Отец Максим новое дал благословение: идти своим ходом в гостиницу - поселяться, адрес: улица Юрьевская...

- Вы не найдёте, - сказала Мария. - Я вас провожу.

- Это далеко? - поинтересовался я.

- Не очень. Но на окраине города. Далековато.

И она повела нас. Шла, держала велосипед за руль.

Почему она взяла на себя этот труд? Кто-то решил - чтобы потом экскурсию провести, чуть подзаработать.

Поздний путь не был близок и лёгок - мимо Старой башни, по Юрьевской улице, мимо покосившихся и не покосившихся одноэтажных домиков, в выбитом окне одного из которых сидела рыже-белая кошка с очень синими глазами, которую я сфотографировал.
.
Гостиница, как оказалось, устроена была совсем недавно в казарме бывшей воинской части. Чуть ли ни за забором граница с натовской Эстонией.
Подведя к окошку регистратуры, Мария с нами распрощалась.

- Почему вы нас вели? Можно же было просто направление показать...

- Я бы не уснула, если бы так вас оставила...

Вот и секрет - сердце совестливое не пожелало и малого ущемления перенести.
.
Вскоре в холле появились несколько смущённые и раздосадованные о. Олег и Татьяна. Оказалось, когда они зашли в монастырь через нижние ворота и спросили, как найти о. Максима, привратник велел им подождать в какой-то комнатушке. По какой-то причине о них забыли, и они там два часа просидели смиренно.

2. В Четверок Великого канона

Любимая церковка. В этот день прочитывается житие Марии Египетской и весь покаянный канон преподобного Андрея Критского. Каждый стих заканчивается земным поклоном. Людей немного. Иначе б и на колени не встать. Время летит. Уже прочитано Житие Марии Магдалины. Батюшка у аналоя с книгой третий час. Третий час - поклон за поклоном. Для пробуждения души. Будем душу будить, говаривает отец Вячеслав.

Впереди, спиной ко мне приземистый пожиловатый мужчина. Голова небольшая, коротко стрижена, на макушке плешка. Время от времени он промокает взмокший затылок платком. От пота волосики игольчато слиплись. Он опускается на колени раньше меня, я - позже, чтобы не толкнуть молодую женщину, которая молится сзади меня, касаясь при поклонах лбом пола рядом с моими ботинками.

От канона постоянно что-то отвлекает, какие-то пустяки, житейские страстишки, неоконченные разговоры. Поймав себя на этом, худо-бедно можно сосредоточиться. «Душе моя, душе моя, востани! что спиши?!» И поклон за поклоном...

Неожиданное соображение, которое непросто выразить точно, возникает словно б из самого потока канона, от которого поначалу тоже хочется отмахнуться, как от предшествовавших. Глядя на жалкие игольчатые волоски вдруг: если бы это был мой младший сын, состарившийся, которому сейчас шесть лет, как бы я любовался им, этой плешивой макушечкой, этим усердием, этим мокрым клетчато-красным платочком. Таким сынок будет, даст Бог, через полвека... Готов был и поцеловать его. И как-то тихо и благодарно прочувствовалось: Господь подобно и смотрит на каждого, любя, как на ребёнка своего, как приоткрылось в час Марииного стояния.

http://webkamerton.ru/2014/04/mariino-stoyanie/#comments

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Слепынин
Борис и Глеб. Родники Святой Руси
2/15 мая - Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида
14.05.2021
Антимайдан олимпийцев
Любопытный пост на Фейсбуке писателя Олега Слепынина о своих внешкольных уроках
10.03.2021
Она видела ангелов
Записки литератора о счастье и смерти
28.08.2020
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Женская свобода ведёт к уничтожению нации
Новый комментарий от В.Р.
17.05.2021 21:04
Расстрел в Казани: плоды болонского просвещения
Новый комментарий от Константин В.
17.05.2021 20:50
Синодик русского духовенства, скончавшегося в период коронавируса
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2021 20:20
Навальный – это только начало
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.05.2021 19:38
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 19:23
Протоиерей Стеняев vs Дворкин: кто прав?
Новый комментарий от Русский танкист
17.05.2021 18:54
Сколько ещё ждать Донбассу?
Новый комментарий от Наталия 2016
17.05.2021 17:05