Богоносный русский язык, единственный из всех мировых языков, где существует звуковое уподобление «Креста» и «Христа», создал и другую звуковую перекличку: «Ева» - «Дева». Поистине это не случайное совпадение. Праматерь Ева и Дева Пресвятая - это антиподы, это два полюса мироздания, самое глубокое падение человечества и самый высокий его взлёт.
Грехопадение Евы и Благовещение Пресвятой Богородицы - это события, подобные одно другому, как негатив и позитив. С одной стороны - Ева, Змей и плод с древа познания Добра и Зла; с другой стороны - Дева, Архангел и Плод Спасения - тот Плод, что с момента Благовещения начал ткаться во чреве Марии.
Как поёт наша Церковь, «Ева убо объят плод, смерть делающь всегубительную: посреди же Тебе возрастет плод безсмертия ходатайственен, Христос сладость наша, Владычице» (предпразднство Благовещения, канон, песнь 9-я, тропарь 1-й).
Грехопадение и Благовещение соотносятся друг с другом, как Ложь с Правдой. И с той и с другой стороны - некое удивительное заявление, неожиданное и ошеломительное для того, кто слышит такие слова; Еве сказано: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт.3,4-5); Деве сказано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». И в том и в другом случае собеседнице обещано было некое уподобление Божеству, и в том и в другом случае ответом было согласие; Ева - «увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела» (Быт.3,6); Дева - «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Грехопадение и Благовещение соотносятся друг с другом, как предельная Гордыня с предельным Смирением.
И даже - удивительная вещь! - совпадает дата и того и другого события. Благовещение произошло в первом месяце года - месяце авиве, в переводе на григорианский календарь - в марте. Но март, по мнению Святых Отцов, был также и первым месяцем только что созданного мира, и, следовательно, Ева встретилась со змием тоже в марте. Здесь также нет простого совпадения: если грехопадение было началом ветхого мира, то Благовещением начинается мир обновлённый, мир Христов.
Теперь рассмотрим, что говорили о Благовещении наши Святые Отцы.
Свт.Прокл, патриарх Константинопольский, в сущности назвал Благовещение главным и единственным женским праздником: «Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы. Оно составляет похвалу жён, славу их пола, какую славу доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздаётся честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева». Он же говорит такое, что, может быть, не всем известно, - о значении имени Архангела Гавриила: «Ему имя - Гавриил. Что значит это имя? Оно значит: «Бог и человек». Так как Тот, о Ком он благовествовал, есть Бог и Человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело Божественного домостроительства».
Порою Пресвятую Деву называют в церковных песнопениях «Земле Благая». Св. Николай Кавасила уточняет: «Ведь Её нельзя уподобить земле, которая безучастно послужила сотворению человека, сама же никак в нем не участвовала, будучи использована Создателем только как материя, только становясь, но не действуя. Дева же Сама принесла и осуществила в Себе то, что привлекло Творца на землю и подвигло созидающую руку».
Святитель Андрей Критский так объясняет слова Архангела «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя»: «Смотри, как открывается здесь таинство Троицы. Говоря о Святом Духе, Архангел не инoго кого-либо разумел, как Утешителя. Силою Всевышнeго он явно назвал Сына, а словом «Всевышний» - означил лице Отца. Выражением же «осенит Тебя» он говорит, кажется, то же, что - по моему мнению - сказал Аввакум, когда, взирая прозорливыми очами, назвал Деву «горою приосененною» (Авв.3:3), как бы изображая силу Духа, Ее осеняющую».
Свт.Димитрий Ростовский отметил такое интересное обстоятельство: «Непорочное зачатие произошло без услаждения плотского, но не без восторга духовного!..»
Св.прав. Иоанн Кронштадтский, поздравляя свою паству с этим праздником, восклицал: «Радуйтесь, земнородные, радуйтесь... но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха. Горе´ сердца! Полно нам пресмыкаться помыслами и сердцами по земле, подобно червякам... надобно, чтобы образ Божий, как солнце, воссиял в нас, как в начале, когда лишь только созданы были Адам и Ева... Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она - человек... Что возвысило Её на такую несравненную высоту, сделало Её столь достославной и великой, высшей из Херувимов и славнейшей из Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу».
А всеми нами любимый старец Иоанн (Крестьянкин), не богословствуя и не поучая, просто обращался к Божией Матери с молитвой: «О чём молить Тебя, что просить у Тебя? Ты ведь всё видишь, всё знаешь. Сама посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, всё претерпевшая, всё перемогшая, - всё поймёшь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнёт горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенёт греха приведи меня к Твоему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила её, и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришёл, я стою и жду Твоего отклика. О Богомати! О Всепетая! О Владычица! Ничего не прошу, только стою пред Тобою. Только сердце моё, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к пречистым ногам Твоим, Владычица! Дай всем, кто зовёт Тебя, достигнуть Тобою превечного дня и лицом к лицу поклониться Тебе».
Подготовил Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ