О простоте апостола Иакова

0
295
Время на чтение 7 минут

Мы продолжаем рассказывать читателям нашей газеты о книгах Нового Завета. В нем за Книгой Деяний апостольских следуют семь посланий, называемых «соборными» (или по др.-гр. «кафолическими»). Впервые это название употребил один из первых церковных историков Евсевий Кесарийский, с тех пор оно закрепилось за семью письмами (послание - это письмо), авторами которых являются апостолы Иаков, Петр, Иоанн и Иуда. Хотя Соборные послания являются небольшими по объему текстами, если сравнивать их с Евангелиями и книгой Деяний, но они настолько насыщены, что краткость не будет означать быстроты прочтения (наверное, любой текст Священного Писания нужно читать медленно и вдумчиво). Но предварительно нужно рассказать об авторстве первого послания.

Брат Господень

Автором первого из соборных посланий считается святой апостол Иаков, которого апостол Павел, рассказывая о посещении Иерусалима, называет братом Господним: Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал. 1, 19). Братья Господни несколько раз упоминаются в Евангелии. После совершения чуда в Кане Галилейской Иисус отправился в Капернаум: Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его (Ин. 2, 12); во время проповеди Господа в Галилее Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним (Мф. 12, 46; см. также: Мк. 3, 31, Лк. 8, 19). Иудеи, удивляясь словам премудрости и учению Иисуса Христа, восклицали: Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13, 55-56; см.: Мк. 6, 3). Кто же такие братья Господни?

Согласно толкованиям святых отцов Православной Церкви считается, что братья Господни - это дети святого праведного Иосифа Обручника от первого брака. По учению Православной Церкви, Пресвятая Богородица является Приснодевой, зачавшей Спасителя без участия мужа, поэтому Рождество Господа является тайной действия Божия. Святой Иосиф Обручник не вступал в супружеские отношения с Пресвятой Богородицей, но жил с Ней, как хранитель Ее девства.

Хотя евангелист Иоанн пишет, что братья Господни не веровали в Него (Ин. 7, 5), в книге Деяний и посланиях святого апостола Павла святой Иаков предстает одним из столпов Иерусалимской Церкви (см.: Гал. 2, 9), а его речь становится итогом Апостольского Собора (см.: Деян. 15, 13-21). Вероятно, апостол Иаков прошел путь сомнений и неверия, но затем настолько утвердился в вере, что стал наставником и примером веры для других. По преданию, Сам Господь Иисус Христос поставил Иакова первым Иерусалимским епископом. За святость жизни апостол Иаков был прозван Праведным, и даже многие не принявшие Христа иудеи относились к нему с большим уважением.

Испытания и искушения - для чего?

«За что мне такие искушения?» - такой вопрос хотя бы раз в жизни задавал себе каждый верующий человек. Этот вопрос беспокоит не только современных христиан. Вопрос «за что?» можно назвать вечным вопросом веры. Послание апостола Иакова начинается с ответа именно на этот вопрос, а это значит, что читатели его письма нуждались в объяснении и утешении.

Апостол Иаков начинает свой ответ с призыва к радости: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1, 2). Первое правило в преодолении искушений - радость. Важно понять, о каких именно искушениях говорит святой апостол Иаков. В первую очередь, это искушения и испытания гонениями (из книги Деяний мы уже знаем о том, что убиением Стефана было положено начало длительной череде гонений на учеников Христовых). Почему же христианин должен радоваться? Потому что испытание вашей веры производит терпение (Иак. 1, 3).

Терпение... Сам Господь связывает терпение и спасение: Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13). Конечно, речь идет о терпении во время гонений. Но каждый согласится, что терпение - это как раз та добродетель, которой нам так часто не достает в обычной жизни. Просто научиться терпеть других - это сложно. Ведь терпение должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1, 4). Без терпения нельзя стать совершенным.

Еще одна необходимая добродетель, особенно в искушениях и испытаниях, - мудрость: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак. 1, 5). Эти слова апостола отсылают читателя в далекие времена правления царя Соломона, просившего у Господа сердце разумное, чтобы судить народ... и различать, что добро и что зло; и благоугодно было Господу, что Соломон просил этого (3 Цар. 3, 9-10). Но для мудрости необходима вера: Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1, 6).

Именно мудрый и несомневающийся человек может осознать настоящую причину искушений: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 13-14). Причина не где-то вне человека, и тем более - не Господь Бог виновен в искушениях. Каждый искушается собственными страстями, победить который можно только с помощью Господа.

Не взирайте на лица

Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица (Иак. 2, 1). Все равны перед лицом Божиим, поэтому и верующие должны без лицеприятия исполнять закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак. 2, 8). Любовь не совместима с лицемерием и пристрастностью. Особенно же любовь нарушается тогда, когда в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих... (Иак. 2, 2-3). Лицеприятие побеждается милосердием. Милосердие - еще одна добродетель, которую должен стяжать христианин вместе с терпением и мудростью, потому что суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. 2, 13).

Любовь проявляется, прежде всего, в делах. Апостол Иаков задается вопросом: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2, 14). Вера, не подтвержденная делами, будет подобна вере... бесов: Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19). Как духи злобы не могут совершать добрых дел, так и отсутствие добрых дел у человека не приближает к Богу. Вера и дела должны стать одним целым, как целостен человек, состоящий из души и тела, потому что как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26).

В чем состоит совершенство?

Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3, 2). То, чем каждый человек согрешает постоянно,- слова и мысли. Христианин должен не только не совершать греховных дел, но и не допускать слов осуждения и злых помышлений. Ведь сам Христос сказал, что осуждению подлежит не только убийца, но и всякий, гневающийся на брата своего напрасно; кто скажет брату своему: «ракА» (пустой человек); кто скажет: «безумный» (Мф. 5, 22). И в грех прелюбодейства впадает всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, потому что он уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28).

Апостол Иаков сравнивает человеческий язык - как орган речи - с удилом, влагаемым в рот коням (Иак. 3, 3) и с корабельным рулем, которым корабли направляются, куда хочет кормчий (Иак. 3, 4). Так и язык - небольшой член, но много делает (Иак. 3, 5), и как ни удивительно это для нас, но всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (Иак. 3, 7-8). Языком мы и благословляем Бога и проклинаем людей, но не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 10-11).

Что нужно делать?

Чтобы стяжать перечисленные апостолом Иаковом добродетели терпения, милосердия, воздержания в словах и мыслях, прежде всего, нужно покориться Богу, противостать диаволу (см.: Иак. 4, 7) Затем очистить руки, исправить сердца, сокрушаться, плакать и рыдать, смириться пред Господом... Не злословить друг друга (см.: Иак. 4, 7, 9-11). Удивительная простота апостольских слов. Всего лишь несколько шагов на пути к Богу - чистота дел и мыслей, сокрушение и смирение пред Господом.

И самое главное, о чем апостол говорит в самом конце послания,- молитва: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы (Иак. 5, 13). Апостол Иаков предлагает молиться всегда - в горе и радости. Легко обращаться к Богу, когда радость и счастье переполняют сердце. Нужно научиться делать это и в скорби. Апостол приводит пример праведного Иова, прославившего Бога в самых тяжких страданиях и потерях. Поэтому так необходима молитва в болезнях, ведь болезни всегда связаны со скорбью и страданиями. Апостол советует болящему призвать пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15).

Напоследок же апостол призывает христиан быть примером для тех, кто еще не положил начало покаянию. Ведь и это проявление любви и милосердия к ближним: обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20).

Если после прочтения послания апостола Иакова у кого-то возникнет вопрос, для чего оно написано, ответ будет очень простым - апостол дал нам краткое руководство в главных делах христианской жизни.

Газета «Православная вера» № 5 (505)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/Get/o-prostote-apostola-iakova
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11