Среди двенадцати главных церковных праздников издавна выделялся один особенно любимый на Руси. Это Успение Пресвятой Богородицы. Особое благоговейное отношение верующих к этому празднику нашло свое выражение в обилии на русской земле именно Успенских храмов.
Зачем праздновать день смерти?
Духовную важность Успения подчеркивает двухнедельный пост, подготавливающий нас к этому дню. Не случайно Успение называют еще Богородичной Пасхой. Хотя Церковь и вспоминает телесную смерть Божией Матери, но богослужебные песнопения призывают не скорбеть, а радоваться. Почему? Попытаемся найти ответ в самих молитвенных текстах.
В самом первом праздничном песнопении верующие услышат: «О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме» (рус. перевод: «О дивное чудо! Источник Жизни кладется во гроб, и могила становится лестницей к Небу; веселись, Гефсимания, святой дом Богородицы»). Несложно увидеть яркие параллели между Успением и Воскресением Христовым (теперь становится понятным и выражение «Богородичная Пасха»). Например, гроб Господа в богослужебных стихирах называется «живоприемным» или «живоприятным» — принявшим в себя жизнь.
Это похоже на игру слов, противоположных друг другу: жизнь и гроб, смерть и радость. Так раскрывается не только духовный смысл Успения, но и богословское понимание смерти. Что такое смерть после смерти и воскресения Христа? Нам ответит апостол Павел: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6, 8). Смерть становится переходом к новой, будущей жизни, ожиданием вечности. Стоит отметить, что и день памяти любого святого — это, как правило, день его кончины, именно он является церковным праздником.
Но зачем на Успение в храмах отдельно совершается чин Погребения Божией Матери? Что это за богослужение?
История службы Погребения
Если вы ни разу не были на чине Погребения Пресвятой Богородицы, обязательно побывайте на нем. По торжественности и глубине он не уступает службам Великой Пятницы, своеобразной копией которых и является. Только сначала узнайте в своем храме, когда именно будет совершаться эта служба. Где-то Погребение служится в соединении со всенощным бдением накануне Успения (27 августа), в других храмах — в день праздника вечером (28 августа), в третьих — на второй или третий день после дня Успения (29 или 30 августа).
Почему так? На самом деле в Типиконе (Уставе богослужения) мы не найдем каких-либо указаний на счет дня и времени совершения этого чина, он появился гораздо позже формирования Типикона, по которому живет сейчас Православная Церковь. Вероятно, что служба Погребения, или «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии», возникла не ранее XVстолетия (по богослужебным меркам — довольно поздно) в Иерусалимской Церкви, и уже оттуда перешла на греческий Восток и в Россию. В письменных источниках Русской Церкви первое упоминание о ней относится к XVIвеку.
Первоначально эта служба состояла из чтения 17-й кафизмы с особыми богородичными припевами, а свой сегодняшний вид приобрела в конце XIXвека, когда были написаны особые песнопения для этого дня. «Колыбелью» службы Погребения является Гефсиманский Иерусалимский монастырь. Накануне праздника Успения в Гефсиманию совершался крестный ход с плащаницей от подворья монастыря в самом Иерусалиме. Шествие с богородичной плащаницей было символическим воспоминанием о перенесении тела Девы Марии из Сионской горницы в Гефсиманский сад — к месту, где апостолы погребли Ее.
Богослужение в Иерусалиме начиналось ночью, а крестный ход должен был закончиться с восходом солнца. Плащаницу полагали в пещеру — гроб Богоматери. Стекавшиеся на этот торжественный чин паломники и перенесли его впоследствии в свои страны.
Как служили в Русской Церкви?
Если в Иерусалиме чин Погребения связан с конкретными местами земной жизни Пресвятой Девы, то в Русской Церкви он стал совершаться в богородичных храмах, прежде всего — Успенских. В нашем Типиконе день Успения был дополнен припиской, что по изволению настоятеля может быть совершено «надгробное пение» Богоматери.
Первым храмом Русской Церкви, где «надгробное пение» в день Успения Пресвятой Богородицы стало регулярной праздничной службой, был Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Затем эта традиция утвердилась также в соборном храме Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме. Хотя Успенского храма в костромском монастыре не было, но в Богоявленском соборе хранилась Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая святыня Русской земли и царского рода Романовых. Затем, уже в XIXвеке, чинопоследование Погребения по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, стало совершаться в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
Повсеместное распространение этот чин получил в XXвеке, после революционных событий в России. Митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Русской Церкви, писал о совершении службы Погребения, рекомендуя выделять для этого чина день после 28 августа.
Шествие с плащаницей
Чин Погребения духовно переносит нас в Гефсиманский сад, где мы вместе с учениками Христа следуем в погребальной процессии. Это следование знаменует собой крестный ход с плащаницей, который становится торжественным эпилогом всей службы.
Обычно богородичную плащаницу износят из алтаря в центр храма на всенощном бдении накануне праздника (в некоторых храмах, где чин Погребения совершается в день Успения вечером или на следующий день, плащаницу могут износить на самом чине), и дальнейшее богослужение совершается уже перед плащаницей.
Все песнопения чина Погребения, кроме Похвалы — стихов 17-й кафизмы с особыми припевами и тропарей по кафизме — взяты из службы Успения. Выделим среди них стихиру на Хвалитех, перед Великим славословием: «На безсмертное Твое успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху» (рус. перевод: «На бессмертное Твое успение, Богородица Мать Жизни, облака поднимали на воздух апостолов»). Здесь еще раз подчеркивается победа над смертью — Божия Матерь не умирает, но бессмертно засыпает.
С особой торжественностью звучат «благословенны», или тропари по Непорочных (песнопения, следующие сразу за 17-й кафизмой, которая и именуется в уставе «Непорочны», по начальному стиху — «Блаженны непорочнии в путь»). Они составлены по примеру воскресного песнопения «Ангельский собор». В чине Погребения эти тропари обращены к Пречистой Деве: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся, душу же в руце Бога предавшую и с Богом возшедшую, Пренепорочная, со славою Божественную в небесная» (рус. перевод: «Удивилось ангельское собрание, видя Тебя причисленную к умершим, душу же вручившую в руки Божии и с Богом вознесшуюся во славе Божественной на Небеса, Пренепорочная»).
Чин Погребения — довольно продолжительное богослужение, но при этом очень легкое, если можно так выразиться, и радостное. Ведь мы прославляем Пресвятую Деву, которая в небесном откровении на третий день после смерти и погребения обратилась к апостолам со словами: «Радуйтесь! Я всегда с вами». Эти же слова обращены и ко всем нам.
Источник: Православие и современность