Декабрьское заседание Священного Синода имело, без преувеличения, судьбоносное значение для Русской православной церкви: был избран новый Патриарший экзарх всея Беларуси. Им стал митрополит Рязанский и Михайловский Павел.
Его предшественник - митрополит Минский и Слуцкий Филарет ещё три года тому назад подал прошение об освобождении от должности в связи с достижением 75-летнего возраста. Тогда прошение было отклонено. Сейчас же Священный Синод повторно рассмотрел просьбу и удовлетворил её. При этом владыка был назначен почётным Патриаршим экзархом всея Беларуси. Таким образом, сложилась уникальная ситуация - с 25 декабря 2013 года в Белоруссии два Патриарших экзарха - почётный и действующий. Это необычное решение принималось в связи с рядом факторов как внутрицерковных, так и политических, которые в той или иной мере, но, будем правдивы, влияют на церковную жизнь.
Сразу же после назначения митрополита Павла в оппозиционных СМИ - вначале электронных, а на следующий день и в печатных - поднялась истерика.
Захлёбываясь от «праведного» гнева, оппозиционные журналисты и политики в один голос твердили о том, что Белоруссии нанесено «страшное оскорбление»: смещён действующий глава БПЦ, новым Экзархом назначен «ставленник Москвы», который «даже не знает белорусского языка» и местных реалий. Досталось митрополиту Павлу и за его негативное отношение к сексуальным меньшинствам. И всё это было поставлено в вину президенту Александру Лукашенко, который «в обмен на российские кредиты торгует независимостью». «Комментарии» сводились к тому, что БПЦ должна стать самостоятельной, не иметь ничего общего с РПЦ, а в нынешней «промосковской БПЦ» оставаться нет смысла. Эта вакханалия длилась более двух недель. Любопытно, что началась она на католическое Рождество, а закончилась на православное.
На этом фоне весьма показательно, что президент Белоруссии направил почётному экзарху Филарету специальное обращение, в котором написал: «Для меня Вы были и остаётесь мудрым учителем, добрым другом и советчиком. И я вновь и вновь готов восхищаться Вашим оптимизмом, жизнелюбием и замечательным чувством юмора».
А перед православным Рождеством А.Г. Лукашенко направил митрополиту Павлу поздравление с такими словами: «Убеждён, что на высоком посту руководителя Белорусского экзархата Вы сделаете всё возможное для сохранения и развития традиций соработничества государства и Церкви, будете активно способствовать укреплению стабильности, согласия и мира в белорусском обществе». Фактически это означало официальное признание нового Патриаршего экзарха и практически сняло все вопросы. И уже 9 января митрополит Павел принял участие в церемонии вручения премии «За духовное возрождение» и специальных премий президента Белоруссии. Но это не успокоило оппозицию. В самом начале церемонии белорусский лидер обратился к теме назначения нового Экзарха: «Для нас очень важно, что новым предстоятелем Белорусской православной церкви стал человек мудрый, опытный, повидавший мир» и обратился к белорусам с просьбой принять Митрополита Павла «как своего, родного по духу человека». При этом А.Г. Лукашенко отметил, что в Белоруссии любят почётного экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета и выразил надежду, что Митрополит Филарет справится с болезнью и «всегда будет в наших рядах». Белорусский президент напомнил, что православная церковь является одним из духовных столпов белорусского общества и единственной конфессией, с которой белорусское государство заключило соглашение о сотрудничестве. Митрополит Павел также подчеркнул роль Митрополита Филарета и заверил белорусского президента и присутствующих: «Я постараюсь, чтобы то, что совершил Митрополит Филарет, продолжилось, чтобы мы не разрушали, а созидали».
Как известно, Белорусская православная церковь (Белорусский экзархат Московского Патриархата) не является отдельной церковью, а существует в качестве специального административно-территориального образования РПЦ.
Вообще, если говорить об истории экзархатов, то чаще всего это были временные образования, которые либо со временем становились полноценными патриархатами, либо упразднялись. В 1989 году «Устав об управлении Русской Православной Церкви» был дополнен отдельной главой об экзархатах, которые могут создаваться по национально-территориальному принципу. Необходимо было определить, что представлял собой на тот момент Украинский экзархат РПЦ и, что не менее важно, на каких принципах предстояло создавать новый - Белорусский экзархат РПЦ.
Не совсем верно говорить о том, что Белорусский экзархат РПЦ был образован только с объявлением независимости Белоруссией. Конечно, процессы распада СССР имеют к этому отношение. Однако решение об образовании экзархата было принято ещё 11 октября 1989 года, прежде всего, в связи со стремительным возрождением православия в БССР. Экзарх, кстати, является постоянным членом Священного Синода РПЦ. Фактически Белорусский экзархат (Белорусская православная церковь), оставаясь в составе РПЦ, пользуется значительной автономией.
Ситуация со статусом и положением Русской православной церкви на Украине и в Белоруссии сразу же стала активно использоваться различными политическими силами, которые стремились ускорить распад Советского Союза.
Раздавались требования украинизации и белорусизации Украинского и Белорусского экзархатов. И если образование Белорусского экзархата в 1989 году на время сняло остроту проблемы, то на Украине положение было, как мы помним, совсем иным. Более того, несмотря на все положительные последствия создания Белорусского экзархата, это решение имело и негативные последствия, так как послужило определённым толчком к активизации сторонников большей независимости от РПЦ на Украине.
Определённая двоякость толкования вторых названий Украинского и Белорусского экзархатов - Украинская православная церковь и Белорусская православная церковь позволила многим говорить о том, что ситуация с экзархатами - всего лишь переходный период.
На Украине, где в отличие от Белоруссии, православная церковь не была столь единой и монолитной, так как в ней, особенно на западе, было немало сторонников идей автокефальной и автономной церквей и униатов, создание экзархата было воспринято, как сигнал к решительным действиям. Фактически сразу после подтверждения всех прав Украинского экзархата началась активная деятельность сторонников автокефалии и автономии.
Под давлением сторонников «незалежности» 27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ в Москве упразднил Украинский экзархат и основал самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую православную церковь Московского патриархата. Практически Синод УПЦ стал высшим органом управления. Влияние Московского Патриархата стало чисто символическим - оно осталось в названии УПЦ и в том, что избираемый решением Синода УПЦ предстоятель УПЦ должен получить благословение Патриарха Московского и всея Руси. Главой УПЦ стал Митрополит Филарет (Денисенко).
В течение 1989-1990 годов была организована широкая пропагандистская кампания. На имя Патриарха Пимена в Москву и митрополита Киевского, Патриаршего экзарха Украины Филарета в Киев поступали многочисленные послания от клириков и мирян из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию экзархату. Кампания была хорошо подготовлена и скоординирована. Решение Архиерейского собора о представлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении было вполне в духе объявления о «независимости» Российской Федерации, которое в своё время практически похоронило Советский Союз. На мой взгляд, оно создало опасный прецедент дробления Русской православной церкви и в будущем.
Церковная жизнь Украины 1990-х - отдельная большая тема... Для решения проблемы УПЦ 13-16 августа 2000 года был созван Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи УПЦ Московского Патриархата. Разброс мнений был от предоставления УПЦ полной автономии до возвращения статуса экзархата. В итоге было подтверждено решение 1990 года. Таким образом, ситуация в УПЦ пока до конца так и не урегулирована. Вопрос об автономии и даже автокефалии поднимается, однако единодушия в этом вопросе пока нет, в том числе и между Московским и Константинопольским патриархатами. УПЦ пользуется де-факто практически полной автономией, но все правящие архиереи УПЦ принимают участие в Архиерейских Соборах РПЦ, что и обеспечивает определённую степень единства.
Вместе с тем очевидно, что в религиозные споры о судьбе УПЦ сегодня в той или иной степени вовлечены не только сами РПЦ и УПЦ, но и иные православные церкви и отдельные государства.
Я остановился на ситуации в УПЦ именно для того, чтобы было понятно, что точно такая же ситуация могла возникнуть и в БПЦ.
В чём были весьма заинтересованы противники российско-белорусской интеграции, как на Западе, так и в самой Белоруссии (и оппозиция, и в определённой степени белорусские власти). Если права широкой автономии и самоуправления были предоставлены УПЦ, то было вполне логично добиваться этого для БПЦ. И такие голоса начали раздаваться всё чаще.
Более того, в белорусских СМИ название «Белорусский экзархат Московского Патриархата» почти не использовалось, речь шла только о Белорусской православной церкви - словно о церкви самостоятельной, а не части РПЦ.
Начались активные процессы белорусизации внутрицерковной жизни. В связи с ухудшением состояния здоровья митрополита Филарета и его возможного отхода от дел по этой причине сторонники автокефалии питали определённые надежды на реализацию своих планов
Избрание митрополита Павла перечеркнуло этот негативный для РПЦ и БПЦ сценарий. К тому же в Москве начало свою работу представительство Белорусского экзархата под руководством архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия, авторитетного церковного иерарха, давнего сторонника единства РПЦ. В отличие от Украины связь РПЦ и БПЦ, их единство заметно укрепилось. Сторонники автокефалии БПЦ потерпели поражение, что вызвало столь нервную реакцию белорусских националистических кругов. Очевидно также, что цель критики избрания митрополита Павла Патриаршим экзархом всея Беларуси - это попытка политизации церковной жизни, расшатывание ситуации в Белоруссии. Но очередная кампания оппозиции явно провалилась.