Древнерусское государство было одним из крупнейших политических образований Европы, простиравшимся от Галицко-Волынской, Холмской и Полоцкой Руси на западе до Рязанских и Владимиро-Суздальских земель на востоке, от северных владений Новгорода до южных Белой Вежи и Тмутаракани. Принятие в 988 году христианства связало Русь с самым передовым государством того времени - Византийской империей. Распространение кириллического письма ознаменовало новый этап в развитии Русской цивилизации. Церковно-славянский язык и по сей день является общим культурным достоянием народов Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Македонии...
До XVIII века церковно-славянский язык был в Российском государстве языком не только богослужебным, но и языком научным, литературным, а зачастую и юридическим. А.С.Пушкин писал: «Язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя, таким образом, от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность».
Сегодня, когда Русский мир разделён государственными границами, Русская Православная Церковь (наряду с русским языком как языком международного общения) остаётся одной из главных скреп, соединяющих нынешние Россию, Белоруссию и Украину в единую цивилизацию. Интеграционный потенциал Русской Православной Церкви тем более значим, что её каноническая территория охватывает помимо трёх указанных стран Молдавию, Латвию, Литву, Эстонию, Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан, то есть все бывшие советские республики за исключением Армении и Грузии. И именно поэтому у Русской Церкви так много врагов. Именно поэтому единство территории её канонической ответственности подвергается сегодня серьёзным испытаниям.
Особенно сложной в этом отношении является ситуация в Белоруссии и на Украине. После того как Русь была расчленена Ордой и Литвой, жители западнорусских земель, входящих ныне в состав Украины и Республики Беларусь, долго оставались под властью Речи Посполитой. Немало православных архиереев и священников соблазнились в то время переходом в унию. Переход в унию был сопряжён с отречением от веры отцов, с признанием римского епископа главой Церкви и «наместником Бога на земле». В 1720 году, после униатского собора в Замостье, проходившего под председательством папского нунция, униатство и вовсе латинизировалось. Этот процесс был остановлен лишь после подавления польского восстания 1831-1832 годов, когда западнорусские земли уже входили в состав Российской империи.
После распада СССР православные и католики в Белоруссии оказались в неравных условиях. Намного превосходя числом все другие конфессии, православные постоянно испытывали недостаток средств на восстановление храмов, на организацию приходской жизни. Католики же начали получать щедрую зарубежную помощь. Активизировалась униатская церковь, провозгласившая себя «истинной церковью настоящих белорусов». Началась и экспансия протестантов.
Тем не менее примерно до 2009 года Белорусская Православная Церковь, имеющая статус Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви, пользовалась преимущественной поддержкой белорусских властей. Белоруссия в официальных документах и государственных средствах массовой информации именовалась православной страной, патриарший экзарх митрополит Филарет был удостоен звания «Герой Белоруссии».
Однако начиная с 2009 года ституация стала меняться. Стремясь добиться поддержки Евросоюза, которая «уравновесила» бы влияние России, А.Г.Лукашенко начал налаживать отношения с Ватиканом и Мальтийским орденом. В официальных оценках религиозной ситуации в Белоруссии стали появляться новые акценты. Практически исчезло упоминание о Белоруссии как о православной стране. Теперь государственные СМИ именуют Белоруссию не иначе как «страной межконфессионального согласия».
Участились переговоры и встречи белорусских властей с представителями Ватикана. 1 апреля 2013 года во время визита президента Белоруссии А.Г.Лукашенко в архикафедральный католический костёл Пресвятой Девы Марии состоялась его встреча с архиепископом Т.Кондрусевичем. Белорусский президент подчеркнул, что считает роль католической церкви очень важной, так как она значительно влияет на белорусское общество. 5 апреля заместитель министра иностранных дел Белоруссии Е.Купчина приняла посла Мальтийского ордена в Белоруссии Ф.Ф.Виначча. Стороны договорились о совместной реализации ряда проектов в сферах социальной помощи и медицины. 18 апреля глава министра иностранных дел Белоруссии В.Макей принял посла Ватикана К.Гуджеротти. На это раз спектр предполагаемых сфер сотрудничества был ещё шире - научная и политическая деятельность, образовательные и культурные проекты.
На торжественную инаугурацию папы Франциска I отправилась большая белорусская делегация. Папе передали приглашение посетить Белоруссию (каноническую территорию Русской Православной Церкви!) в удобное для него время.
4 июня 2013 года во время очередной встречи с К.Гуджеротти белорусский президент, обращаясь к послу Ватикана, сделал достаточно громкое заявление: «Я вас хочу заверить, что всё возможное для нашей католической церкви в Белоруссии мы сделаем, и, может быть, даже невозможное... У нас католическая церковь ведёт очень правильную политику и играет ведущую роль в работе с населением».
Месяц спустя были организованы пышные торжества, посвящённые 400-летию пребывания в Будславе (Мядельский район Минской области) почитаемого католиками как чудотворного образа иконы Божией Матери «Будславской». Прибыл и папский легат Ж.Л.Торан, который встретился с А.Г.Лукашенко и митрополитом Филаретом.
Католики ведут в Белоруссии беспрецедентное по масштабам строительство костёлов, которые возводятся почти во всех райцентрах и даже на востоке республики, где ранее католиков, как и их храмов, практически никогда не было. При этом подписать разрешение на возведение нового храма может только президент страны.
Католическая церковь в Белоруссии в значительной степени управляется из-за рубежа. Так, в приходах Римско-католической цекркви из 418 священнослужителей 160 являются иностранцами (в основном это поляки). Католические священнослужители для Белоруссии готовятся в двух семинариях (в Гродно и Пинске), в 2009 году был открыт катехизаторский колледж для мирян в Барановичах. Семинаристам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. В г. Глубокое Витебской области с 2005 года ежегодно проводится Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat.
Всего, согласно статистике, в Белоруссии насчитывается 1 402 605 человек католического вероисповедания (примерно 15% населения), в том числе в Минско-Могилёвской архиепархии - 610 490, Пинской диоцезии - 50 115, Гродненской диоцезии - 591 000, Витебской диоцезии - 151 000. Католическая церковь широко осуществляет издательскую деятельность. Минско-Могилёвская архиепархия издаёт журналы «Наша вера», «Ave Maria», информационный бюллетень «Католические новости», в Пинской диоцезии издается журнал «Диалог». В Гродно выходит газета диоцезии «Слово жизни» на белорусском, русском и польском языках. Активно работает католическое издательство «Про Христа», которое издает религиозную литературу на белорусском языке. Белорусское радио по воскресеньям транслирует богослужения на белорусском языке из архикафедрального костёла Пресвятой Девы Марии в Минске, республиканское телевидение показывает праздничные богослужения на Рождество Христово и Пасху из костёлов, в ряде случаев обеспечивается включение прямой трансляции фрагментов праздничных богослужений из Ватикана.
Реальное общественное влияние католической церкви в Белоруссси значительно выше, чем доля католиков в населении страны.При этом Ватикан, судя по всему, рассматривает сотрудничество с Белоруссией под несколько иным углом, нежели белорусские власти. Так, 26 июля 2013 года во время ответов на вопросы журналистов А.Г.Лукашенко сообщил, что был задержан офицер белорусского КГБ, который передавал через католического ксендза на Запад сведения, составляющие государственную тайну (позже был задержан и сам ксендз).
Католическое засилье сказывается и на положении дел в Белорусской Православной Церкви. Открыто идут разговоры об автокефалии. Отдельные иерархи и представители клира, следуя примеру католиков, явочным порядком отказываются от церковнославянского языка и переходят в богослужениях на белорусский язык (не имеющий сколько-нибудь широкого хождения в Белоруссии). Это - прямой разрыв с тысячелетней духовной традицией Православия.
Активизировались и поборники возрождения униатства. Как таковых униатов сегодня в Белоруссии совсем мало - не более 1 500 человек, но многие из них занимают видные посты в сфере культуры.
Демонстрируя «равноудалённость» от Православия и католичества, А.Г.Лукашенко отказался от поездки в Киев для участия в торжествах, посвящённых 1025-летию Крещения Руси, не посетил Божественную литургию на Минском Замчище в центре белорусской столицы, которую служил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
На международной конференции в Минске 6-7 июня 2013 года было принято решение обратиться к белорусским властям с предложением объявить 28 июля праздником Крещения Руси (в настоящее время только в Белоруссии - в отличие от Российской Федерации и Украины - День Крещения Руси не является государственным праздником). Однако белорусские власти проигнорировали это предложение. Ничего не изменилось и после того, как 27 июня 2013 года в Киево-Печерской лавре под председательством патриарха Кирилла прошло заседание Синода РПЦ, где было принято решение «призвать руководство тех стран, где такое решение еще не принято, придать Дню Крещения Руси статус государственного праздника, а где это возможно - и выходного дня».
Всё это огорчает, тревожит, вызывает вопросы не только у меня, но и, наверное, у каждого из тех 250 000 человек, которые, съехавшись в Минск со всех концов Белоруссии, нескончаемым потоком в течение нескольких суток шли, чтобы приложиться к Кресту Андрея Первозванного, это великой православной святыне, доставленной в Минск, после того как она побывала в дни празднования 1025-летия Крещения Руси в Москве и Киеве.
И пусть на тревожные вопросы пока нет ответов, я хочу закончить свои заметки словами патриарха Кирилла, сказанными им в столице Белой Руси. Патриарх говорил о единстве Русского мира и Русской Православной Церкви как о фундаменте единства народов наших стран: «Я верю, что этот фундамент никогда не будет разрушен. Но это будет зависеть от всех вас, от нашего народа, от его способности защищать то, что ему дорого, от его способности устроить свою жизнь на том фундаменте, сила и прочность которого испытывались веками. И если будет так, то будет сильной и процветающей Россия, сильной и процветающей Украина, сильной и процветающей Белоруссия, и все мы вместе будем одной духовной семьёй, связанной великими узами».
http://www.fondsk.ru/news/2013/08/10/pravoslavie-i-russkij-mir-vzgljad-iz-belorussii-22081.html