(Лк. 22: 19)
Божественная литургия в священных молитвах и в чувственных образах символически содержит в себе все тайны вочеловечения Сына Божия, все дела Его, которые Он сотворил и явил нам от начала и до конца Своей земной жизни, от самого Рождества Своего до Вознесения и ниспослания Святого Духа на Церковь. Дабы чада Церкви, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание[1].
Но символический смысл Евхаристического богослужения не всегда легко понять, так как часто в Божественной литургии под одним священнодействием могут подразумеваться несколько событий евангельской истории.
«Не только святой престол, но и жертвенник и все утвари церковные, как то: чаша, дискос, звездица, покровы - и все одежды епископские, священнические и диаконские имеют разные значения... Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько воспоминается обстоятельств из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам или словам. Отцы Церкви не могли в алтаре устроить столько мест и вещей, сколько необходимо для служения; поэтому, избегая тесноты, одному месту и одним вещам дали многие значения. "Не всякий час, - пишет святитель Герман, Патриарх Константинопольский, - место и время определяют святые отцы, иначе потребовалось бы множество жертвенников и престолов, а это неприлично и для самого Таинства"»[2].
Постараемся разобраться в последовательном символизме литургических священнодействий в соответствии с последовательностью евангельских событий, «выбирая из них то, что сообразно и приличествует времени»[3].
Проскомидия
Проскомидия символически прообразует Рождество Христово. Сам жертвенник означает вертеп - пещеру Рождества, агничная просфора символизирует Пресвятую Богородицу; вынутый из нее Агнец - Самого рожденного Христа; дискос - ясли; звездица - вифлеемскую звезду; покровцы - пелены при рождении Младенца; кадило с фимиамом - смирну и ладан, принесенные волхвами.
Однако здесь присутствуют и прообразовательные символы Христовых Страданий: крестообразное разрезание Агнца копием - распятие Христа на кресте; копие - символизирует то самое копье, которым воин проткнул ребро Христово; вино и вода - истекшие Кровь и воду. Но так как по ходу литургии и последовательности евангельских событий Страданиям Христовым надлежит быть гораздо позже, то все эти прообразы Христовых Страданий на проскомидии указывают на Предвечный Божественный Совет, который еще до сотворения мира предопределил Христу быть распятым во искупление будущего, предвиденного Богом, грехопадения человечества.
Частицы, вынимаемые из остальных просфор, в честь и память Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и всех святых, а также живых и почивших членов Православной Церкви, прообразуют всю Церковь Христову, земных и небесных. За Ангелов, по нашему Служебнику, частицы из третьей просфоры не вынимаются, в отличие от греческой традиции, так как, видимо, внимание акцентируется на догмате Искупления (Святые Ангелы не были искуплены Кровью Агнца, так как не согрешили), а не на экклесии в целом, в которую входят и Ангелы Божии. Но и в дальнейшем по освящении Святых Даров в ходатайственной молитве Ангелы также не упоминаются. Однако, разумеется, ангельские чиноначалия всегда присутствуют при совершении Бескровной Жертвы.
Частички (если их не слишком много) не должны соприкасаться с Агнцем, так как не пресуществляются в Тело Христово во время Евхаристического канона[4]. Только Христос - един Царь и Господь, Глава Церкви и Бог по существу, остальные же, те, которые Христовы, - боги по благодати.
Литургия оглашенных
Антифоны - ветхозаветные пророчества о Христе.
Малый вход - выход Христа на общественное служение.
Исхождение священника на горнее место - переход от Ветхого Завета к Новому.
Апостол - призвание апостолов.
Евангелие - трехлетняя проповедь Христа.
Литургия верных
Великий вход символизирует погребение Христа Иосифом и Никодимом в новом гробе (о чем говорят тропари, которые священник читает после поставления Святых Даров на престол). Жертвенник, от которого начинается шествие, - Голгофа. Престол - гроб Господень. Закрытие царских врат - схождение души Спасителя во ад. Задергивание завесы - приставление стражи ко гробу. Покрытие Святых Даров воздухом - приваливание камня ко дверям гроба, кадило - погребальные ароматы, звездица - знаменование гроба печатью. Отдергивание завесы к Символу веры - разбегание стражи при Воскресении Христовом. Поднятие воздуха - землетрясение, сопровождавшее Воскресение. Оставление звездицы на дискосе - сохранение неповрежденной печати гроба при Воскресении. Анафора - само Воскресение.
Возношения Агнца и крестообразное осенение Агнцем над дискосом (над остальными частицами, которые на дискосе)[5] при возглашении «Святая святым» - означает созидание Церкви Христовой от всех концов земли. «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в Царствие Твое... и от четырех ветров собери ее, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей...»[6]. Это первый крест, совершаемый Святым Агнцем. По святителю Герману Константинопольскому, этот «крест, делаемый сверху, освящает горний воздух»[7]. «Когда возвышается один божественный Хлеб, этим означает, что один есть Царь и Господь»[8].
Собрание губкой всех частиц в центр дискоса[9] означает, что все - Небесные и земные - «во едину Церковь совокупишася» крестною смертью Христа[10].
Раздробление Агнца на четыре части[11] означает преломление хлеба, которое совершил Христос на Тайной вечери[12].
Крестообразное расположение Частиц на дискосе символически означает, что «Господь окрест людей Своих» и «спасеннии выну зрят Лице Божие, и очи Господни на них». И это уже второй крест. По святителю Герману, этот второй крест Агнцем освящает «землю, в которой погребено было Живоносное Тело Христово». Полагаемые Частицы Агнца по возможности не должны соприкасаться с другими частичками, которые предварительно собираются в центр дискоса.
Опускание Частицы «Иисус» в потир[13] с начертанием креста над потиром и произнесением слов: «Исполнение Духа Святаго» - есть соединение таинств Тела и Крови Христа, совершающееся, как и вся литургия, под божественным наитием Святого Духа, а также то, что Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всем»[14]. Этот третий крест Святым Агнцем над потиром означает, по святителю Герману, «освящение четвероконечного мира». Таким образом, Святым Агнцем творятся три креста. «Три креста представляют таинство Святой Троицы, так как пострадал Сын и Слово Божие благоволением соприсносущнаго Бога и Отца, содействием же Святаго Духа»[15].
Есть мнения некоторых литургистов, что возношение Агнца, раздробление Его и опускание Частицы «Иисус» в потир означают соответственно поднятие Христа для распятия на Крест, само распятие и Воскресение. Но при таком толковании нарушается последовательность евангельских событий, так как эти образы были уже ранее явлены в литургии.
Вливание теплоты с молитвой «Теплота веры исполнь Духа Святаго» совершается, чтобы причащаться теплой Крови Христовой, в знак того, что Тело Христово даже при разлучении с душой всегда оставалось неразлучным с Божеством животворящим и не претерпело истления (то есть Кровь Его не остывала). Символически это действие означает сошествие Святого Духа на Церковь.
Причащение священнослужителей в алтаре прообразует Тайную вечерю и причащение апостолов. Выход с Чашей через царские врата для причащения народа - явление воскресшего Христа Его ученикам. Причащение из нескольких Чаш не нарушает символизм литургии, так как анафора совершается только над одной Чашей[16].
«Спаси, Боже, люди Твоя...» после причащения - означает благословение, преподанное Христом апостолам при Вознесении. Перенос Святых Даров с престола на жертвенник - само Вознесение Христово.
* * *
Несомненно, что наполнение литургии глубоким символическим содержанием происходило постепенно и соответствовало стремлению христиан быть сопричастниками евангельской истории. И чем дальше оказывались последующие поколения христиан от новозаветных времен, тем горячее становилось это желание, проявившееся в постепенном и последовательном формировании целого ряда богослужебных форм, обрядов, являющихся зримым воспоминанием основных этапов земной жизни Господа Иисуса Христа, благодаря чему их свидетелями и участниками становились и по сей день становятся новые и новые поколения людей, приходящих в Церковь[17].
[1] См.: Лк. 22: 19.
[2] Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. М., 1992. С. 12.
[3] Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским. Казань, 1884. С. 4.
[4] По дореволюционному Служебнику, рядов на дискосе (под Агнцем) было не два, как в современном, а три: первый, самый верхний, - в нем полагались две частички: за патриарха (Синод) и царя; второй ряд - о живых, третий - об умерших.
[5] Поднимается примерно на одну пядь (18 см) от дискоса тремя перстами обеих рук: «Приемля святый хлеб обоих рук треми персты, и возглашает Святая святым, и творит крест над святым дискосом Святым Агнцем» (Служебник патриарха Иосифа. 1651. Л. 167), «И святитель, возвышая святой хлеб внутрь святого дискоса или к пяди единою, и знаменая крестообразно, возгласит: "Святая святым"» (Архиерейский Служебник. 1910. Л. 67). В современном Служебнике эти действия не оговариваются.
[6] Дидахе. Гл. 9, 10.
[7] Цит. по: Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. С. 215.
[8] Там же. С. 212.
[9] Правой рукой, левой священник держит Святой Агнец.
[10] Спиридон (Лукич), архимандрит. Проскомидия, или Практическое руководство по совершению Божественной литургии. М., 2001. § 70.
[11] Протоиерей Валерий Лукьянов в «Богослужебных заметках» пишет, что сборник «Метод» указывает: «Прежде всего Святой Агнец полагается долу крестным знамением (т.е. печатью вниз) ко святому дискосу, закланием же - горе, как это делалось в начале проскомидии при слове: "Жрется Агнец Божий"», и что некоторые понимают под «знамением долу» ставить Частицы буквами вниз к дискосу, а мякотью вверх, к потолку. Раздробленные Частицы, таким образом, полагаются на дискосе крестообразно («Иисус» - на восток дискоса, «Христос» - на запад, «Ни» - на север, «Ка» - на юг), печатью вниз, вертикально (если при этом положении стояние будет неустойчивым из-за неровной поверхности печати, то можно положить Частицы горизонтально на дискосе, печатями вовнутрь).
[12] См.: 1 Кор. 11: 24.
[13] В старых Служебниках указывается это делать тремя перстами обеих рук: «Иерей же, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест верху святаго потиря» (Служебник патриарха Иосифа. 1651. Л. 168). В современном Служебнике не оговаривается.
[14] Еф. 1: 23.
[15] Цит. по: Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль. С. 215.
[16] При переливании Святой Крови из основной Чаши в дополнительные, теплоту правильно вливать в самом конце - после переливания во все чаши (а не до, как это часто практикуется), чтобы не нарушать указание Служебника об единократном вливании теплоты (Спиридон (Лукич), архимандрит. Проскомидия, или Практическое руководство по совершению Божественной литургии. § 75).
[17] См.: Васильев А. Формирование чина Великого входа и его богословское осмысление в византийской традиции.