Возле свечи

Беседы с «неучёным священником»

Новости Москвы 
0
296
Время на чтение 15 минут

Не припомню, чтобы в моей журналистской практике случалось такое совпадение. Приехав в Вятку и переделав разные дела, я заехал в епархиальное управление. Попросил там адрес и телефон настоятеля храма из посёлка Свеча - отца Владимира Неганова, с которым мне порекомендовали записать интервью. Взял я у секретаря епархии координаты отца Владимира, тут же, в приёмной архиерея, укладываю блокнот в портфель, вдруг входит священник, по которому можно безошибочно определить, что он - из глубинки. Вообще, сельский священник в епархиальном управлении - это классическая картина: держится насторожённо, но в то же время доброжелательно, разговаривает корректно-уважительно, от городских чуть отстранён, этакий простачок: свой интерес знает и достоинства не уронит.

Так вот, подходит средних лет священник к секретарю, подносит вместо шоколадки бумажку - прошение архиерею - и начинает растолковывать что-то деревенским говорком. Секретарь слушает вполуха: «Оставьте вашу бумагу», - а тот продолжает пояснять, что в ней. «Всё понятно, отец Владимир, резолюцию архиерея вы получите...»

И тут вдруг я понимаю: это он и есть - протоиерей Владимир Неганов. Именно таким я его и представлял! Подхожу, здороваюсь. Точно! Бывает же такое...

Договариваемся, что, после того как батюшка переделает в областном центре свои дела, мы встретимся и вместе поедем в Свечу, километров за двести от города.

* * *

Усевшись в машину, отец Владимир молится. Я жду, не трогаюсь. Он кивает: поехали!

Помолившись, вспоминает:

- Недавно ехали мы с женщинами в паломническую поездку. Читали акафисты, всё как положено. Вдруг - аварийная ситуация: можем улететь в кювет, и кто там останется в живых... Всё происходит стремительно, а как действовать - я не знаю. И тут с перепугу как закричу: «Господи, помилуй!» Вот молитва настоящая! И случилось явное Божье вмешательство. Ангел-хранитель просто не дал нам слететь в канаву - машина чудесным образом, как от невидимой подушки безопасности, отскочила от обочины...


Пртоиерей Владимир Неганов возле стенда приходского воинского музея

- Но всё же главное, - помолчав, добавил батюшка, - надо милостыню творить. Я не раз замечал: собираешься куда-то, а тут Господь посылает какого-нибудь пьяного, инвалида... И ты понимаешь, что это грехи твои пришли, на тебя смотрят вопрошающе. И если ты сейчас откажешь, то в глазах Божьих станешь таким же бомжем. А сотворишь милость, и Господь с тобой милость сотворит. Когда очередного накормишь-напоишь, в поезд соберёшь и денег в дорогу дашь, сам тогда выезжаешь уже с лёгкой душой...

Пока батюшка рассказывает, я, вырулив на полноводную вятскую улицу Ленина, понимаю, что лёгкого разговора о том о сём не получится: ни больных вопросов русской жизни, ни проклятых вопросов бытия сегодня не миновать. На светофоре перед машиной дорогу переходит толпа гастарбайтеров...

- Я тоже всегда удивлялся, - отвечаю, - что сколь ни отличается мусульманство от православия, но этот опыт спасения, через милостыню, - он универсален. Причём для всех мировых религий. Получается, что главная наша задача от Бога - быть милостивыми?

- Часто приходится слышать, что мы - православные - хорошие, а остальные все погибнут - мусульмане, иудеи... - отец Владимир провожает взглядом инородцев. - Но посмотрите Священное Писание: верующему воздаётся по делам веры, а неверующему - по совести. Когда мы строили наш храм, то русские, православные по крещению, отказались помогать, а татары помогли, притом не взяли никакой платы.

- Это почтение к духовенству в мусульманской среде удивительно. И ведь не скажешь, что понимают особое Божье попечение о носителях сана - мусульманское большинство в делах веры гораздо безграмотнее православных. Каким бы ни был националистом восточный человек, а страх Божий в нём присутствует...

- Вот захожу в Израиле в магазин, думаю, прикуплю что-то национальное, интересное. Центр Иерусалима, еврейский квартал. Стоит пожилой продавец-иудей. Увидел, что зашёл не правоверный, да ещё священник, демонстративно отвернулся и вышел - даже деньги не нужны. И он по-своему прав. Для него я - неверный, поэтому он отказался от прибыли. Это один образ. А вот другой. Идёт иудей с пейсами - отец с сыном на руках. Видно, что сына любит, и эта доброта к ребёнку побеждает всё. Наши взгляды пересеклись, и мы улыбнулись друг другу... Один еврей увидел во мне, христианском священнике, врага, а другой - такого же, как и он, отца, который за него с сыном радуется. Вот две крайности: в одном случае ненависть побеждает, а в другом - любовь.

- Получается, что хоть у правоверного иудея своя правда, записанная в священных для него книгах, но любовь всё же выше этой правды?

- Любовь, всё только через любовь, а остальное приложится. Мы, люди разной веры, порой считаем миссионерским подвигом плюнуть друг на друга. Но чтобы увидеть в человеке больше чем просто носителя веры, нужен труд души. Концертик православный показать немного требует сил. А попробуйте литургию совершить, рассказать о Боге людям так, чтоб они выслушали и захотели креститься! Это ж без уважения к человеку невозможно, а чтоб уважать - любовь надо иметь!

...«Жигули» проскакивают заводские окраинные кварталы и въезжают на мост над Вяткой. Разговор ненадолго прерывается - мы смотрим по сторонам и наслаждаемся красотой вятских просторов.

* * *

Едем за двести километров в Свечу, небольшой райцентр-станцию на железной дороге Москва - Киров. Несмотря на красивое название, посёлок возник всего сто лет назад, как раз в связи со строительством железной дороги. Храма здесь не было, а у истоков всего православного, что существует в Свече и возле Свечи теперь, так или иначе, стоит отец Владимир.

Отправиться к нему меня надоумили сначала вятские священники, описавшие его как деятельного пастыря; затем - педагоги, рассказавшие мне о его формах работы с детьми. Наконец, услышал я о батюшке и от самих детей, живших под его началом в лагерях. Ребят этих можно встретить не только на Вятской земле, но и в соседних регионах, в том числе и в Коми. О том, как отец Владимир работает с детьми, мы ещё поговорим, а для начала немного о нём самом.

Родом батюшка из соседнего со Свечой города Котельнича, известного тем, что выгорел дотла в 1926 году. Биография начиналась просто, по-советски: школа, погранвойска, стройка...

- Я из простых людей, - охотно подтвердил отец Владимир. - Жить было негде, а раньше как: поступил на завод - там квартиру дают через 15 лет, а на стройке - через шесть обещали... Эта самая стройка меня и подвела. Работая, я поступал на заочное отделение исторического факультета пединститута. Сдал экзамены хорошо, по оценкам был вторым, но в институт меня не взяли, мотивируя тем, что работаю не по специальности. Сказали: вот если бы был лаборантом в школе или хотя бы уборщиком... Ну, не получилось, и ладно. Продолжил самообразование. А тут уже начали и духовные книги выходить, их стал читать, приближаясь к вере, к Церкви.

Случается с каждым человеком такое: вдруг он понимает, что надо что-то в жизни менять. И отправился я как раз в это время в Великорецкий ход. Он коренным образом изменил мою жизнь. Состоялось знакомство со священниками, с учащимися Вятского духовного училища, о существовании которого я даже не подозревал. Это подтолкнуло совершить пешее семейное паломничество в Дивеево, с годовалым ребёнком. По дороге нас, конечно, иногда подвозили...

Я вспомнил своё первое паломничество в Дивеево в конце 80-х: солнце, всё цветёт, и было ощущение такой камерности, уюта, которого потом, когда монастырь разросся, никогда больше не было...

- Воспринял Дивеево я как матушку, любящую и добрую, - словно услышав меня, продолжил батюшка. - Если Троице-Сергиева лавра всегда ощущалась таким аскетически строгим отцом, то в Дивеево меня подпитывала материнская Богородичная благодать...

- Да, именно так, - отец Владимир подводит итог воспоминаниям: - Лавра воспитывала, а Дивеево питало.

- Значит, благодаря самообразованию вы и стали священником, миссионером?

- Да что вы, я же неуч! - огорошивает батюшка признанием. - Да-да, я так и сказал владыке, когда он мне предлагал учиться дальше: «Владыка, простите, я неуч, нет у меня никакого образования». - «Как неуч?» - «Ну, есть у меня документ о том, что я закончил Вятское духовное училище. Но я там не учился на самом деле, только диплом получил. 18 лет назад, когда Церковь только возрождалась, я был единственным семейным священником на курсе и в возрасте - 39 лет мне было тогда. Я и проучился-то два месяца, а остальное всё - из жизненного опыта». «Неужели вы не хотите учиться?» - всё ещё удивлялся владыка. «Простите, - говорю, - куда мне, я весь больной». - «А что болит-то?» - «Тяжести нельзя поднимать, хондрозы разные, брюхо не варит, спина и шея ноют, одно полушарие мозга работает только на 40 процентов. У меня и справки из больницы есть...»

Вот так приходится немного блажить, чтобы объяснить свою необходимость сидеть на месте: с выводком куда попрёшься?

- У вас большая семья?

- Восемь детей.

- Ух ты! - уважительно говорю я. Хотя именно применительно к духовенству многочадию я уже давно не удивляюсь. - Наверно, видите их в будущем священниками, а дочерей - матушками? Или есть дети, которым другое что-то Бог положил?

- Почему должны быть все священниками? У каждого своё дарование. Вспомните ветхозаветную историю: 12 колен, и лишь одно колено служит Богу. Это нормально. Апостол Пётр, обращаясь к каждому христианину, говорит: «Вы - царственное священство». Каждый христианин - царь над своими страстями и похотями. Как царь, он имеет радость, силу, утешение. Но апостол не говорит, что мы цари, он называет нас «царственным священством». То есть каждый христианин - священник по благодати, царственность всё-таки вторична.

Вот Мария Египетская достигла степени царственного священства. Не священник, не мужчина и даже не монахиня, а отшельница, бывшая блудница благословляет авву Зосиму, достигшего высоких степеней духовности, если по-современному - архимандрита. Сейчас бы архимандрит стерпел ли: да у меня ряса, вон какой посох, а тут какая-то баба, да ей в грехах каяться!.. Но дело в том, что священство не спасает человека. Ведь не место красит человека, а человек место. Священники причащаются каждую литургию, а сколько великих святых из духовенства? Единицы.

Думая о будущем детей, я понимаю, что хороший художник лучше использует дар Божий и принесёт больше пользы людям, чем плохой священник. Один будет иконописцем, а другой может стать музыкантом, красиво петь или играть будет. Кто-то простец, кто-то мудрец... Поэтому дети - как Богу угодно, главное, чтоб они были чадами Божьими.

- Все мы, православные, когда-то были помазаны миром - значит, дары Духа Святого нам всем даны. Но порой трудно рассмотреть, какой именно дар тебе от Бога дарован. Хотя иногда задумываюсь: вот, например, хороший лесоруб... В любой ли профессии дар Свыше нужен?

- Взять историю снова. Как смиряли просфорников печерских Спиридона и Никодима? Тогда ведь такого не было: сунул хлеб в печь - и готово. Сначала дрова заготовь, печку истопи, тесто вручную замеси - это тяжеленная физическая работа. И кто мог подумать, что они - святые? Они смирились и молились, жили в Боге и свою работу делали с молитвой. Делать тяжёлую работу, постоянно помня о Боге, - это тоже дар. Ошибка думать, что монашество или священство само по себе ведёт к Богу. Нет, человек ведёт жизнь с Богом где угодно. Поэтому в детстве главное, чтоб ребёнок вырос добрым. От худого надо отучать.

- Есть такой страстный период в детстве - называется «переходным возрастом». В семье священника как он проходит? Всё-таки у вас авторитет не только личный, отцовский, но и священнический...

- Священник такой же человек, поэтому страсти все те же самые. Действуешь где кнутом, где пряником. Главное - молитва, пусть коротенькая, простенькая, но от души. Чтоб Господь помог во всём и чтоб от порока отвратить. В многодетных семьях одного-двоих научи, а потом старшие научат младших. Строгость необходима. Я жил в деревне и хорошо помню, как по-дикарски ведут себя жеребята. Но профессионалы их объезживают, характер у них становится спокойным. И тогда они пользу приносят людям. А если необъезженный - куда его? На колбасу? Так и с ребёнком: если отец и мать не «объездят» - шпоры в бока, - жизнь будет учить куда более жёстко, и он образумится. А может ведь и сломаться.

- И всё же, каковы планы на будущее? Старшие у вас, наверно, уже окончили школу...

- Дочь окончила 9 классов и хотела в институт поступить на бесплатное обу­чение с направлением от района - на педагога русской литературы.

- Не поступила?

- Бог отвёл. Чудо, что сдала не тот ЕГЭ по ошибке, и некуда было деваться. Посоветовалась с духовником в Лавре отцом Геннадием и поступила в Духовное училище. А я рад, но ей не стал говорить. Ты получи среднее образование и учись дальше заочно в любом университете мира. Но главное - создать семью, стать хорошей попадьёй (тут я невольно улыбаюсь: как я и думал, за пределами духовного сословия батюшка своих чад не мыслит). А это целый житейский университет: надо быть немного экономистом, немножко учителем, немножко музыкантом, быть мамой хорошей и рукоделия осваивать... А потом можно будет и преподавать в школе.

Дорога ведёт на запад. Вечереет. На некотором отдалении, а то и прямо по сторонам дороги мелькают деревни. Из многих окон, как из операционных, льётся холодный бело-синий свет. Это мерцают телевизоры. Практически на каждом жилом доме стоит космическая тарелка. Мысли и образы из космоса и мировых столиц перетекают в бревенчатые избы, обогащая сельчан самой передовой информацией.

Спрашиваю у отца Владимира:

- Как вы полагаете, чем ваши дети сейчас, в ваше отсутствие, занимаются?

Он усмехается: картинка-то за стёклами машины одна на двоих.

- Нет, они привыкли без телевизора. Не то чтобы его нет. Стоит, но работает в режиме монитора, без антенны. Хочется посмотреть православный фильм - включаю. Дети больные сейчас все. В идеале надо их успокаивать, чтоб не были нервными: убирать внешние источники раздражения. А что взамен? Мы должны научить детей видеть, как прекрасен живой мир. Вон сейчас туман разливается над лугами. Остановись, насладись красотой и перестань смотреть в экран! Вот идёт человек, тянет за собой тележку... Мама гуляет с ребёнком... Поговори с ними. Ведь это живые люди, а не артисты из телевизора, которые без конца повторяют глупости.

Вредную информацию мы можем и из газет почерпнуть. Но телевизор - это ещё и определённый образ мышления. Бесконечной сменой картинок он убивает способность к длительному размышлению, к созерцанию. Должно быть как? - мысль о чём-то уже в твоём сознании складывается в картинки, образы. А тут тебе не только сказали, а и вообразили за тебя, подсунули готовую картинку. Это убивает фантазию, а затем и всякую творческую мысль.

Например, если я телевизионной грязью набился, то не могу молиться - образы в голове крутятся. Я сам снимаю фильмы, поэтому другие смотрю за редчайшим исключением. Чем сильнее выражен образ, тем больше захватывает. Даже хорошие фильмы часто наполнены ерундой...

Современный человек - зомбированное существо. Я не воюю с телевизором, но иногда напоминаю на проповеди про «рогатого друга», которому трудно противиться. Люди не могут сразу оторваться от него...

- Чего-то, видимо, не хватает. Без конца смотрят сериалы, стрелялки, скандальные шоу. Словно что-то восполняют в себе...

- Разучились жить настоящей жизнью. Я своим прихожанам говорю: если вы на самом деле хотите Бога услышать, то вы не должны быть курицами, сидящими на шесте, а должны быть орлами парящими. Ищите источник информации выше, не в том, чем вас телевидение кормит, а добывайте свою пищу в небе - надо постараться вживую почувствовать Бога. И у каждого тут опыт свой. Тогда действительно будет происходить с человеком самое главное в жизни: сретение - встреча с Богом, которая должна повторяться периодически. Ведь только такие встречи дают нам почувствовать, что жизнь не ограничена ни пространством, ни временем и что мы живём в вечности.

...Мне вспомнилась моя первая встреча с Богом. Ранняя молодость, я тогда ничего не знал о Нём. Но проснулся посреди ночи в тесной съёмной комнатке, схватил ручку и судорожно записал на клочке бумаги слова, которые увидел или услышал во сне, - они потрясли меня. Наверно, потому, что это были не просто слова, но за ними стояла какая-то необыкновенная сила... Потом я несколько дней ходил под впечатлением произошедшего и всё повторял их про себя на разные лады. Только много времени спустя узнал, что фраза эта - почти дословно - из Священного Писания...

Потом были ещё встречи, куда более значительные, иногда Господь явно спасал от смерти. Но та, первая, встреча осталась навсегда, и как девиз всей жизни - та самая, услышанная во сне, фраза...

- Как жаль, что встреча с Ним происходит не у всех...

- Это зависит от воли Божьей - без всяких объяснений. Почему гонитель Христа стал первоверховным апостолом и, наоборот, самый доверенный апостол Иуда Искариотский - христопродавцем, висельником? Господь так судил. И ещё момент важный: внезапность Божьего посещения. Пример - Игнатий Брянчанинов. Я не особо его читаю - печать одиночества лежит на его творчестве. Бог является ему как есть...

...Вернувшись из командировки, когда осень уже полностью вступила в свои права, я нашёл удивительно совпавшую с настроением миниатюру преп. Игнатия «Сад во время зимы»:

«В 1829 году проводил я зиму в Площанской пустыни, - писал он. - В тихую погоду, в солнечные ясные дни, выходил я на крыльцо, садился на скамейку, смотрел на обширный сад. Нагота его покрывалась снежным покрывалом; кругом всё - тихо, какой-то мёртвый и величественный покой. Это зрелище начало мне нравиться: задумчивые взоры невольно устремлялись, приковывались к нему, как бы высматривая в нём тайну. Однажды сидел я и глядел пристально на сад. Внезапно упала завеса с очей души моей: пред ними открылась книга природы, содержащая в себе слова Духа, подобно Божественному Писанию. Какое же учение прочитал я в саду? - Учение о воскресении мёртвых... Если б мы не привыкли видеть оживление природы весною, то оно показалось бы нам невероятным. Не удивляемся от привычки; видя чудо, уже как бы не видим его! Гляжу на обнажённые сучья дерев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: "мы оживём, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?"».

- ...Но и Игнатий пришёл к Богу всё же через отца Леонида, будущего Оптинского старца. Духовник, который имеет непосредственную духовную связь с Богом, этот дар может передать от сердца к сердцу тому, кто воспримет.

- Мы возвращаемся в ситуацию, которая была до революции: соблюдение внешних форм, но потеря внутреннего содержания. И тогда были храмы, монастыри, а духовничество-то где? На всю Россию духовники Оптиной и Иоанн Кронштадтский. Были менее известные, например о. Алексей Мечёв. Ведь не стоит город без святого, а село без праведника. А народ был помрачён новым веянием заграничным - духом либерализма. Вот сейчас как Восток трясёт - Ливию, Египет, но переворот же организован извне, людей обманули. Мы потеряли духовность, и нас стало возможно победить. Когда пропагандируется золотой телец, который погубил в своё время евреев и столько государств, начиная с Римской империи, крах близок. И здесь как раз дело церковных руководителей - Церковь должна с любовью, со смирением возвысить голос против такого курса.

- Возвысите - и сразу по голове... Пройдёт команда по властной вертикали, дойдёт до Свечи, и в результате все социальные возможности для вашего прихода будут перекрыты.

- Не нужно идти войной, потому что нет власти не от Бога. Нужно находить точки соприкосновения, не отступая от своих традиций, от истины. Ни к чему зарываться в землю в ожидании конца света. Одна крайность - попытка всё реформировать с маху, а другая - плыть по течению. Надо как-то разумно. В России прервалась традиция, преемственности нет; три поколения в атеизме росли, и всё с нуля восстанавливать не просто. Мы сейчас младенцы духовные, а надо в возраст совершенный войти.

* * *

Уже совсем стемнело, время от времени фары освещают придорожные указатели с названиями деревень. Как всё-таки приятно и уютно ехать средь русских селений! Весниничи, Осинки, Куликовщина, Юрьево... Правда, проскочили по дороге Халтурины. Да, именно тут родился русский террорист номер один - Степан Халтурин. В честь него в советское время близлежащий городок с чудесным названием Орлов переименовали в Халтурин. Слава Богу, на волне перестройки нашлись люди, которые озаботились возвращением имени городу. Но об этом как-нибудь в следующий раз... Свет фар выдёргивает из темноты: «Болванцы». Сразу приходит мысль о том, что не так давно ещё здесь были языческие капища, а ещё - о том, насколько всё-таки полна наша история высот и обвалов...

- Возле Свечи стоит село Юма, бывший центр волости, - рассказывает отец Владимир. - В старину кругом были непролазные леса, а среди них марийское сельцо, в центре которого - деревянный идол Юм. Отсюда и пошло название. И вот что интересно: село Юма в уезде было первым, где приняли революцию. Хотя там три священника служили! Здесь возникла первая коммуна и храмы пострадали одними из первых. И они остаются разрушенными до сих пор.

- Когда едешь по дороге, видишь указатель дорожный: на одном столбе направо Свеча, а налево - Огрызки. Как это случилось, что Огрызки (огрызки свечи - огарки получаются?) оказались рядом со Свечой?

- Ну, это названия деревень исторические. Тут есть ещё два Содома рядом... - батюшка вновь возвращается к мысли, которая, по-видимому, давно гложет его. - Мы должны ветхого человека изжить с Божьей помощью и нового человека в себе взращивать. А у нас есть священники, которые до сих пор никак не поймут, что Церковь - это не храм, а люди. Ты пойди к неверующему человеку, стань ему другом, сделай добро. Пусть он к вере не придёт, так, по крайней мере, хулителем Церкви не будет. Кончилось время, когда каждый священник был на счету, нарастает агрессия по отношению к Церкви...

- Вы чувствуете это здесь?

- Отношение народа стало значительно хуже, чем ещё семь-десять лет назад.

- А в чём причина?

- С одной стороны, выросло число епархий и количество храмов, и это радует. С другой - народ перестал видеть идеал жизни в священнике. Он видит его машину, одежду, дом, слышит, что священник говорит красиво, а поступает по-другому. Дыма ведь без огня не бывает. Церковь стала чем-то вроде коммерческого предприятия, не забывающего украшать себя.

А она, в первую очередь, должна жить молитвой. Во вторую - помощью ближнему. Тогда другое к священнику будет отношение. И только в последнюю очередь - храмостроительство. Знакомый обес­печенный человек мне как-то говорил:

- Давайте в Свече построим вторую церковь!

А я ответил:

- Лучше больницу постройте в Свече. Сделаете то же доброе дело, но это более важно здесь.

- Но не построит же! Нет у нас такой традиции.

- А ведь была. Это сейчас всё переложено на плечи государства, а прежде строили и богадельни, и приюты, и больницы... И купечество их содержало, и Церковь. Вспомните, как отец Иоанн Кронштадтский строил Дома трудолюбия. Вот по его примеру ты и создай дом, где человек сможет жить, зарабатывать кусок хлеба своими руками, да при этом молитовку привей. Тем и послужишь Богу и ближнему.

...За разговором я едва не проскакиваю отворотку на Свечу. Притормаживаю, и по разбитому просёлку мы медленно въезжаем в посёлок.

Игорь ИВАНОВ
Фото Евгения Суворова

http://www.rusvera.mrezha.ru/689/4.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иванов
Путь расслабленных
О причинах и следствиях отказа освящать оружие
08.06.2021
О достоинстве личности и любви
Беседа с вятским священником Александром Балыбердиным, автором книги «Буковый лес»
31.10.2016
Все статьи Игорь Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30