Колочский монастырь в рукописи середины XIX века

Новости Москвы 
0
732
Время на чтение 17 минут

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге хранится рукопись середины XIX века «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», составленная ректором Смоленской семинарии архимандритом Фотием (Щиревским), профессором семинарии священником Михаилом Карчевским, учителями семинарии Иваном Поповым, Иваном Соколовым, членом и секретарем (учебного) комитета, коллежским советником Христофором Бальбуциновским. О чем свидетельствовали их подписи на последней странице рукописи. В главе «Монастыри» несколько страниц посвящены Колочскому монастырю.[1]

Приводим фрагмент рукописи, описывающий эту древнюю обитель и чудотворный образ Богородицы:

Л. 48 об. «Колочский Монастырь. Колочский Успенский Гжатский Смоленской Епархии третье классный мужский монастырь, прежде бывший Московской Епархии Можайскаго уезда; находится в Гжатском уезде на берегу реки Колочи в 40 верстах от г. Гжатска, в 23 от Можайска и 12 ½ от вновь устроеннаго женскаго Тучкова монастыря. Основанный в 1413 году благоверным Князем Можайским Андреем, сыном Великаго Князя Московскаго Димитрия Иоанновича Донскаго, по случаю явления на сем месте некому земледельцу Луке образа Пресвятыя Богородицы, на собранную сим земледельцем сумму, монастырь этот тогда же снабжен был от разных благотворителей, а особенно от основателя его Князя Андрея Дмитриевича всеми средствами к своему существованию, - населенными землями и угодиями. (Подстрочное примечание в рукописи. 1) Смотр. Пролог под 9 числом июля; Степен. Кн. Степень XIII. Гл. 27; и древн. Рукопись сего монаст.; писанную полууставом 1439 г. cвященником Иаковом Андреевым.)[2]

И вскоре, по причине различных чудотворений от явленнаго образа Пресвятыя Богородицы, сделался известным (Л. 49) и славным во всей окрестности г. Можайска. Настоятели его Игумены в продолжении многих лет неоднократно присутствовали на Московских соборах при решении важных предметов Церковнаго благочиния и в нисходящем порядке подписывались всегда довольно значительной «степени». (Подстрочное прим. 2) См. Москов. Собор в 1572 году о разрешении четвертаго брака Царю Иоанну Васильевичу, - 1589 году об учреждении в России Патриаршества и др.).[3]

 Каково было внутреннее и внешнее состояние сего монастыря в XVI, XVII и XVIII веках, какия были в то время в нем замечательныя события, - об этом по недостатку исторических событий и за неимением письменных документов, нельзя ничего сказать определеннаго. Под 1784 годом находим только в сохранившейся древней приходо-расходной книге сего монастыря, выданной из Крутицкой Духовной Консистории, что по повелению Императрицы Екатерины II-ой, выдано из Гжатскаго Уезднаго Казначейства на починку ветхостей сего монастыря 5750 р. 37 к. ассигн. каковая сумма и употреблена на покрытие церкви и колокольни железом и на постройку настоятельскаго 2-х этажнаго и братскаго одно-этажнаго каменных корпусов.[4]  

В новейшия времена замечательныя события в сем монастыре были следующия:

1812 года, во время быстраго похода неприятелей-французов к Москве, монастырь этот, как гласит местное народное предание, укреплен был Русскою артиллерию для удержания (Л. 49 об.) французов; но когда неприятели, не доходя монастыря, пошли в обход онаго, взяв направление в правую сторону, тогда Русския войска оставили монастырь, который немедленно за тем занят был французами (Подстрочное прим. 3) В это время был в монастыре сам Наполеон, всходил на колокольню и обозревал с оной положение Бородинских полей.) и сделался таким образом жалким достоянием неистовых врагов до самаго изгнания их из России.[5]

В это несчастное время монастырь сей потерпел от французов совершенное опустошение и разорение: церковное и монастырское имущество всецело было разграблено, храм опустошен, иконостас разобран и сожжен; все деревянное строение также разобрано и по частям сожжено, а каменныя здания внутри и извне сильно повреждены. Пробыв в таком положении четыре года, монастырь этот с 1816 года опять начал мало-помалу возобновляться и исправляться: сперва на десятитысячную сумму, полученную 1816 года от Высшаго Духовнаго Начальства в единовременное пособие, возобновлено и исправлено было в монастыре все только существенно-необходимое в Церкви и братских келиях; потом разновременно, помощию и усердием богомольцев и деятельностию Настоятелей и братии; исправлены и улучшены были разныя монастырския службы; наконец, 1839 года уже окончательно весь монастырь - внутри и извне возобновлен и справлен на собственную монастырскую сумму и таким образом опять получил приличный благоустроенный вид, в каком пребывает и доныне.[6]

Л. 50 В 1818 году Государь Император Александр I-й посещал этот монастырь, поклонялся чудотворной Иконе Божией Матери и Милостивейше изволил принять от бывшаго тогда настоятеля Игумена Иоасафа в копии икону Колочския Божией Матери.[7]

 1830 года, во время свирепствовавшей в Москве холеры, по Высочайшему повелению в этом монастыре учрежден был карантин, в котором все проезжавшие из Московской в Смоленскую губернию были задерживаемы на положенное карантинными правилами время, и молитвами Божией Матери Колочской не только из поступивших в карантин все остались невредимыми, но даже из окрестных мест жители не потерпели от сей эпидемии ни какого вреда.

1837 года Июля 23 Его Императорскаго Величества Наследник Великий Князь Александр Николаевич со всею своею свитою посетил эту обитель, поклонился Чудотворной Иконе Божией Матери, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинское поле, потом осмотрел настоятельския и братския келии и дал на монастырь не малую сумму, изволил отправиться в село Бородино.[8]

 1839 года Сентября 2, по открытии памятника на Бородинских полях, посещал сей монастырь Великий Князь Михаил Павлович, поклонялся чудотворному образу Божией Матери Колочской, всходил на колокольню и обозревал с оной Бородинския поля; потом посетив настоятельския келии, изволил отправиться в село (Л. 50 об.) Бородино, где находился тогда Государь Император с войском.[9]

Здания в сем монастыре следущия: соборная Церковь в память Успения Пресвятыя Богородицы с двумя приделами во имя Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца каменная, крытая листовым железом; настоятельский корпус двух этажный каменный; два братских корпуса каменные одно этажные; прочия монастырския службы деревянныя; монастырь обнесен вокруг каменною оградою на 270 саженях с шестью небольшими по углам башнями; над святыми воротами колокольня о четырех ярусах со шпилем, покрытая листовым железом; кресты на колокольне, также как и на Церкви, убраны медными репиями и сияниями чрез огнь позлащенными.

В соборном храме сего монастыря у праваго клироса в киоте стоит явленная и чудотворная Икона Божией Матери Колочской. В Прологе под 9 числом Июля, в Степенной книге (ст. XIII. Гл. 27) и в древней монастырской рукописи, извлеченной из сей последней, содержится подробное повествование, как о явлении и чудотворениях сей иконы, так равно и об основании самаго монастыря. В монастырской рукописи говорится, что «земледелец убог Лука, ходя близ жилища своего в лесу, увидел на древе икону со двема затворцы, на ней же написан образ Пресвятыя Богородицы держащи на руках Предвечнаго младенца Господа нашего Иисуса Христа, на (Л. 51) едином же затворце бяше образ ревнителя Божия Илии Пророка, на другом образ Святителя и Чудотворца Николая и, с поклонением и целованием взят ю, постави у своей нивы на древе. И пришед ин человек убог, взят ю оттуду. Лука же едва умоли его и, дав ему хлеб овсян, взят ю Св. икону и принесе в дом свой. В дому же его бяше человек разслаблен, лежащее много лет, ему же Лука сказа вся подробну, како обрете Св. икону. Он же удивися и моляше его, да принесет к нему ...и утвердися верою и знаменася по челу и по очима и по устнама иконою Божия Матери; и в той час здрав бысть, яко николиже болев. И сие слышано бысть от всех, тамо живущих людей, и стекошася мнози и принесоша разслабенныя и болящия различными недуги и вси тогда здравии быша. И тако начаша отвсюду приносити множество недужных, и вси исцелевахуся. И оттоле многа чудеса бываху в дому Лукине от образа Пресвятыя Богородицы, и тогда ради начаша вси людие Луку чтити, яко Апостола или Пророка. И тогда взем Лука чудотворную ту икону Богоматере, понесе ю ко граду Можайску, и изыде во сретение сам благоверный Князь Андрей Димитриевич со кресты и со всем Священным Собором и со всеми боляры и народом того града, и быша чудеса многа от иконы Пресвятыя Богородицы. Оттуда пойде Лука к Москве и сретоша его сам Преосвященный Фотий,  Митрополит всея России с Епископы и со всем Освященным Собором, со кресты, также боляры и князи и все народное множество с женами и детьми, и тогда безчисленныя чудеса быша: слепие прозираху, хромие хождаху, немие глаголаху, глухие слышаху (Л. 51 об.) и всякими различными недуги одержимие вси здрава быша. И хождаше Лука от града во град с иконою Богоматере, от Нея же везде неисчетныя чудеса содевахуся, и вси много Луке даваху милостыню. И собрав тако Лука безчисленное богатство, возвратися в Колочу во свое пребывание, и Церковь постави во имя Пресвятыя Богородицы Честнаго Ея Успения, в ней же и чудотворную икону постави, себе же дом созда, яко княжеский и  многи рабы притяжи и нача провождати жизнь в плотоугодии. Но человеколюбивый Бог тако его на покаяние обрати: некогда ловцы благочестиваго Князя Андрея Димитриевича уловиша медведя люта, ведяху его в ларе мимо двора Лукина, его же узре Лука повеле медведя того пустити из ларя на дворе своем; медведь же спущен мимо всех самаго Луку достиже и емяже его и еле жива отняша его. Князь же слышав сие, той час посети его и виде его едва дышуща глагола ему: О како не разумел еси человече, како Бог прославит я чудотворением от Святыя иконы Богоматери, и почто о суетных потщался еси и вдався еси мирским позорам и глумлениям и пиянствам: того ради сице тебе случися таковая искушения. Лука же яко от сна воспрянув в чувство прииде и в покаяние и раскаяся о непотребном житии своем и моли Князя: да богатством его промыслит яко Богоугодно и Пречистой Богородице, глаголемой Колочской. Князь же, немаю не коснев, но вскоре таковым его безчисленным богатством монастырь постави явления честнаго и чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы глаголемой Колочской, иде же прежде Церковь поставлена бысть, и даде в дом Чудотворному образу и (Л. 52) братии на пропитание селы и имения множество. Тогда в том монастыре Лука пострижеся и поживе в нем во слезах и во умиление и в покаянии добре дондеже преставися».

1839 года Июля 30 с чудотворнаго образа Божией Матери Колочской сняты были серебренныя ризы для очистки и поновления и на иконе найдены письмена в трех столбцах следующия: В первом столбце по правую руку Божией Матери между изображением Ея и Николая Чудотворца написано: «Мсца Сентября в 1-й день при пастве великаго Господина Кир Гермогена Патриарха Московскаго и всея России, и самодержавнаго Государя и Великаго Князя не бе тогда в господствующем граде Москве на вдовствующей Русской земле грех ради наших, во время междоусобныя брани, повелением (здесь не видно) Иакова (далее тоже разобрать не возможно)». Во втором столбце написано: «Божием повелением поновлена бысть сия Св. икона чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Колочския с предвечным младенцем Господом нашим Иисус Христом  в лето 7119 года от Рождества Христова 1611». В третьем столбце между изображениями Божией Матери и Пророка Илии написано: «Пречестныя и великия обители Пресвятыя Богородицы Колочскаго монастыря труды и тщанием многогрешнаго раба Божия (не видно) Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина во славу Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Аминь». [10]

Итак, из сего видно, что Чудотворная сия икона поновлена чрез 198 лет по явлении ея, а от поновления до нашего времени протекло более 240 лет.[11]

По субботам ежедневно по древнему благочестивому обычаю, в сем монастыре пред чудотворным образом (Л. 52 об.) Божией Матери совершается, при значительном стечении народа Акафистное пение. На поклонение Божией Матери Колочской всегда притекает много богомольцев; но особенно - великое стечение их бывает 9 Июля, когда празднуется явление Ея. В этот день пред литургиею бывает вокруг собора крестный ход с чудотворною иконою Божией Матери и весь усердствующий народ, окропляемый Святою водою, подходит попарно к ней молиться с усердием и, преклонив главу, проходит под Нею далее. В этот же день у монастыря бывает довольно значительная ярмарка.

В прежния времена, когда Колочский монастырь состоял Московской Епархии в Можайском уезде, ежегодно, по разсказам старожилов, в субботу Пятидесятницы чудотворная икона Божией Матери из монастыря отправляема была в город Можайск, по прозьбе и желанию тамошних граждан, и за 4-е версты от города встречаема была духовенством и всеми гражданами с  крестным ходом; по приходе же в городе поставляема была в Соборной Церкви, куда стекалось множество народа на поклонение Божией Матери. По совершении торжества в соборе, на другой день в Можайском Лужецком монастыре, чудотворная икона Божией Матери Колочской, в сопровождении духовенства и множества народа, чрез разныя окрестныя селения, где набожный народ просил совершать молебное пение в домах и на полях, возвращалась в свой монастырь. В настоящее время по пречислении сего монастыря в Смоленскую Епархию к Гжатскому уезду, жители города Гжатска также ежегодно поднимают чудотворную икону Божией Матери Колочской в свой город, где духовенство с крестным ходом при безчисленном (Л. 53) стечении народа, встречает Ее с подобающим благоговением и сопровождает в соборную церковь. Вечером того дня совершается торжественно в Соборе в честь Божией Матери всенощное бдение, а на другой день литургия с молебным пением; потом, граждане соборнаго прихода из собора поднимают Святую Икону в свои домы, где совершают молебное пение Божией Матери. По прошествии же значительнаго времени (около месяца) духовенство Богоявленской Церкви с крестным ходом переносит Святую Икону  из Собора в свою Церковь, где, по совершении празднества в честь Божией Матери. Св. икона пребывает до тех пор, пока посетит домы всех усердствующих. Отсюда по прошествии двух-трех недель обратно переносится Она в Собор, где накануне отправления Ея в монастырь паки совершается празднество, служится торжественно всенощное бдение, а на другой день литургия, по окончании которой духовенством Собора и Богоявленской церкви, при безчисленном стечении народа, совершается молебное пение Божией Матери с Акафистом и потом с крестным ходом из Собора отправляется Святая Икона в свой Колочский монастырь.

Настоятельство в сем монастыре издавно было Игуменское, крестьян за ним было 1069 душ (Подстрочное прим. 4) См. Истор. Рос. Иерарх. Ч. 2, стр. 1071). По штатам 1764 года положен сей монастырь в третьем классе; почему долгое время, до 1845 года и управляли им Игумены. Но в этом году Игумен сего монастыря Аполлоний, по изволению Епархиальнаго Начальства с утверждения Св. Синода, произведен в Архимандрита и в сем звании управляет монастырем до ныне.

(Л. 53 об.) В настоящее время братии в сем монастыре на лицо: 1 казначей, 4 иеромонаха, 1 священник белец, 4 иеродиакона, 17 послушников и 9 штатных служителей, - всех 37 человек.[12]

На жалованье настоятелю, монашествующей братии и штатным служителям, на церковныя потребы и просфоры, на починку Церквей и монастыря и на содержание ризницы монастырь сей получает от казны 460 р. 44 к. серебром».[13]

 Фрагмент текста рукописи середины XIX века, посвященный Колочскому монастырю, является существенным дополнением к его многовековой истории.[14]

 Прославляя древний, чудотворный Колочский образ Богородицы, в молитве, обращаясь к ней, читаем: «Ты наша надежда и упование, Ты еси заступница и предстательница наша, Ты обидимым защищение, печальным утешение, скорбящим радование, сирым приятельница, вдовам хранительница, девам слава, слезящим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение».



[1] В разных источниках XIX-XX вв. можно встретить название монастыря «Колочский» и «Колоцкий». В современном официальном названии пишется «Колоцкий», хотя он находится близ р. Колочь, но в с. Колоцкое, Можайского района, Московской области. // Село Колоцкая Слобода (Колоцкое) входило в Корытовскую вол., Гжатского у., Смоленской губ. С1924 г. в Уваровской вол. Уваровский р-н образован на территории бывшей Московской губ. и бывш. Гжатского у.. В1930 г. передан в состав Московской обл. Следовательно, и бывш. Колочский монастырь (Успенский храм) вошел в подчинение Московской епархии. - Административно-территориальное устройство Смоленской области. «Московский рабочий». М., 1981. С. 49, 61. // Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX века. Колочский монастырь. / РГИА. Ф. 834. Оп. 2.дминистра Д.1797. Л. 48 об. - Л. 53 об. // Вероятно, рукопись составлена в период с 1856 по 1858 гг. / Архимандрит Фотий (Щиревский), уроженец Орловской губернии. Окончил в1837 г. курс в Киевской духовной академии со степенью магистра. Там же состоял на должности бакалавра по классу чтения Священного писания. В1844 г. перемещен в Казанскую духовную академию. В конце1855 г. архимандрит Фотий назначен ректором Смоленской духовной семинарии и настоятелем Авраамиева монастыря, где пробыл до 2 мая1858 г. Из Смоленска решением Священного Синода он назначен ректором Тифлисской духовной семинарии и настоятелем Тифлисского Спасо-Преображенского монастыря. Впоследствии был цензором Санкт-Петербургского комитета для цензуры духовных книг. Скончался в 1870 годы в должности настоятеля Спасо-Преображенского Новгород-Северского монастыря, Черниговской епархии. / Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии и подведомых ей со времени основания Семинарии до ея преобразования по уставу 1867 года. (1728-1868 гг.). Сост. И. Сперанский. Смоленск, 1892. С. 277.

[2] В примечании к статье «Колочский мужской монастырь» также говорится, что монастырская рукопись написана в 1439 году священником Иаковом Андреевым. - Колочский мужской монастырь Гжатскаго уезда, Смоленской губернии. Смоленские епархиальные ведомости. № 9. Смоленск, 1896. С. 427. // Князь Андрей Димитриевич, сын Димитрия Донского. Степень 16. - Удел имел в Можайске; скончался в 1432 году, июля 10 дня, положен в Московском Архангельском Соборе. / Исторический словарь, Российских Государей, Князей, Царей, Императоров и Императриц. Сост. И. Нехачиным. Репр. воспр. текста изд.1795 г. М., 1990. С. 19.

[3] На Соборе1572 г., собранном для рассуждения о предполагавшемся четвертом браке царя Иоанна XIV, упоминается игумен Колочского монастыря Евфимий. Другой игумен обители - Корнилий - переведен в Москву казначеем митрополичьего дома, а в январе1567 г. избран на Ростовскую кафедру, упоминался до1574 г. (архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский). Игумен Маркелл, упоминается в1584 г.; в1589 г. он предположительно участвовал в избрании святителя Иова, патриарха Московского и всея России (+1607 г.; память 19 июня/2 июля). / Колочский мужской монастырь Гжатскаго уезда, Смоленской губернии. Смоленские епархиальные ведомости. № 9. Смоленск, 1896. С. 430. // Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. Сост. П.М. Строев. «Рукописные памятники Древней Руси». Репр. воспр. текста изд.1877 г. М., 2007. С. 332, 600.

[4] Екатерина II (1729-1796 гг.), императрица с1762 г. // Колочский монастырь находился в подчинении митрополитов (архиепископов) Сарских и Подонских, в 1768-1785 гг. - епископов Крутицких и Можайских. В1788 г., в связи с образованием в России губерний и реорганизацией епархиального управления, из подчинения Московской синодальной конторе обитель переведена в Смоленскую епархию при епископе Смоленском и Дорогобужском Парфении (Сопковском; +1795 г.). / История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. ПСТГУ. М., 2006. С. 251.

[5] Духовное состояние русских войск, пребывавших у стен Колочской обители и в ней 22 августа1812 г., перед Бородинским сражением, хорошо передано поэтом и общественным деятелем, офицером Ф.Н. Глинкой: «Никогда, думаю, не молились русские с таким усердием, как сегодня! Поутру полки расположились около Колоцкого монастыря. Там еще остались два или три поседелых монаха. Целый день церковь была отперта и полна. Я был у вечерни. Унылый стон колокола, тихое пение, синеватый сумрак, слегка подсветляемый томною лампадою и несколькими свечами, которые чуть теплились под древними иконами; все это вместе чудесным образом располагало душу к молитве. Глубокое молчание почивало в храме. Никто не смел нарушить его. В сии мгновения души и сердца русских были в тайной беседе с Богом. У некоторых только из молящихся избыток грусти вырывался в тихих рыданиях, мешаясь с дрожащим голосом убеленного сединами старца». / Глинка Ф.Н. Письма русского офицера. «Правда». М., 1990. С. 68. // У В.М. Вороновского в его «Отечественной войне» читаем: «Они (русские войска - ирм. Д.) пошли на Гжатск, дер. Ивашкино, Дурыкино, Колоцкий монастырь и стали на позиции при селе Бородине, где нашли, наконец, крепкое место. Следом за нашей армией неприятель прошел Колоцкий монастырь и, перейдя реку Колочу у дер. Фомкина и Валуева, 24 августа вышел за границу Смоленской губернии». При отступлении французской армии: «17 октября неприятельская армия вновь вступила в Смоленскую губ. у Колоцскаго монастыря. Вскоре она вся растянулась по Смоленскому большаку, спеша без оглядки домой». / Вороновский В.М. Отечественная война в пределах Смоленской губернии. Репр. воспр. текста изд.1912 г. Смоленск, 2006. С. 53, 54.

[6] О состоянии Колочского монастыря после нашествия неприятеля в1812 г., известно из рапорта настоятеля обители игумена Аполлония (Неулина), направленного в Смоленскую Духовную Консисторию в январе1837 г. Он писал: «1. Монастырь оный по наружному своему зданию остается в целости, но крайне поврежден: ограда, имеющаяся вокруг онаго во многих местах разбита до половины и в иных до самаго основания; во храме Божием все три иконостаса и равно образа и престолы поломаны, лампады и подсвечники расхищены все, и книги церковные многие расхищены; келья настоятельския каменныя во внутренности сожжены; посуда всякая и все приборы расхищены. Братския кельи остались в целости, но и то одна половина, где жить было можно, а другая повреждена немало и требовала починки. Убыток простирается на 30 000 рублей. 2. Расходной монастырской суммы спрятали в землю медною монетою похищено 600 руб. 3. На возобновление онаго монастыря получено из суммы Комиссии Духовных училищ пожертвованных ею - 10 000 рублей». / РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч.10. Л. 140-140 об.

[7] Александр I (1777-1825 гг.), император с1801 г. Старший сын императора Павла I. // Игумен Иоасаф (Серединский, 1775-после1821 г.). Приходской священник Смоленской епархии; овдовев в1812 г., поступает в Смоленский Троицкий монастырь, где пострижен в монашество; с1813 г. эконом Смоленского архиерейского дома; главный распорядитель по восстановлению разрушенных храмов Смоленска. / Протоиерей Олег Пэнэжко. Город Можайск. Храмы Можайского уезда. Владимир, 2007. С. 283.

[8] Александр II (1818-1881 гг.), император с1855 г. Старший сын императора Николая I.

[9] Михаил Павлович (1798-1849 гг.), великий князь, брат императора Александра I и Николая I. С1831 г. главный начальник военно-учебных заведений. // На Бородинском поле 2 сентября1839 г. присутствовал Николай I (1796-1855 гг.), император с1825 г., третий сын императора Павла I.

[10] Священномученик Ермоген (Гермоген; ок. 1530-1612 гг.), Патриарх Московский и всея Руси. Замучен поляками в Чудовом монастыре в Кремле. Память 17 февраля/2 марта. // По преданию, чудотворный Колочский образ Пресвятой Богородицы, длительное время хранился в Вознесенском храме г. Гагарина (быв. Гжатска), Смоленской области. Перевезен из Колочи, после закрытия обители, жительницей села Матроной Ивановой. В настоящее время место нахождения иконы неизвестно. Каменный кладбищенский храм в честь Вознесения Господня с небольшим приделом во имя мученика Харлампия (10 февраля) построен в1791 г. Был приписан к Богоявленскому (Казанскому) храму. После октябрьского переворота1917 г. Вознесенский храм оставался единственным действующим в Гжатском уезде. В двадцатые годы XX века в храме находилась кафедра епископов Гжатских, викариев Смоленских архиереев. // Успенский Колоцкий женский монастырь. Можайск, 1999. С. 6. // Из дела1801 г. известно, что в Дворцовой церкви Вязьмы, построенной в1655 г. во время пребывания в городе царя Алексея Михайловича, хранился Колочский образ Богородицы. В нем писалось: «В Дворцовой ружной церкви есть жалованный блаженной памяти Государем, Царем Алексеем Михайловичем образ Божией Матери Колочинский, храмовый, вделанный в иконостас по левую сторону царских врат, в серебряном окладе, мерой пол аршина» (не сохранился). / Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. «Свиток». Смоленск, 2013. С. 224.

[11] Краткое описание Колочской иконы Пресвятой Богородицы помещено в Смоленских епархиальных ведомостях за1894 г. / Прибавление о чудотворных иконах Божией Матери: Колочской и Умиление-Смоленской и об иконах местно-чтимых в Смоленской епархии. - СЕВ. № 11. Смоленск, 1894, с. 103-104. // Подробнее о Колочской иконе см. / Чудотворные иконы Матери Божией. Часть 2. Июль-декабрь. Издание Ново-Голутвина женского монастыря. Коломна, 1993. С. 451-453.

[12] В1896 г. при настоятеле архимандрите Агапии в монастыре жили: 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах, не имеющий сана. / Колочский мужской монастырь. СЕВ. № 9. Смоленск, 1896. С. 435.

[13] В1897 г. при новом настоятеле архимандрите Порфирии в обители - школа грамоты и приют для странников. Количество братии - то же, что и ранее. Средствами содержания монастыря служили: земля в количестве 179 десятин; озеро для рыбной ловли; мельницы; жалованье, получаемое от Государственного казначейства 711 руб. 72 коп.; проценты с капитала до 900 руб. и церковные доходы. / Адрес-календарь Смоленской епархии, с историческими и церковно-практическими указаниями. Приложение к СЕВ за1897 г. Смоленск, 1897. С. 229.

[14] В1918 г. монастырь закрыт. До1934 г. Успенский собор обители был приходским храмом. С1993 г. Колочский монастырь возрожден как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря Московской епархии. В1997 г. преобразован в Успенский Колоцкий женский монастырь (официальное название). - Русская Православная Церковь. Монастыри. Издательство Московской Патриархии. М., 2001. С. 66. // Вагнер Б.Б. Монастырские ансамбли Московии. «Вече». М., 2008. С. 104. // Глушкова В.Г. Монастыри Подмосковья. «Вече». М., 2005. С. 338-346. // Монастыри Русской Православной Церкви. Сост. Рудин Л.Г. «Общество сохранения литературного наследия». М., 2011. С. 243-244. // Успенский Колоцкий женский монастырь. Историческое описание. Можайск, 2009. - 32 стр. с илл.

 

Иеромонах Даниил (Сычев)

http://www.voskres.ru/obiteli/daniil.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Даниил (Сычев)
Все статьи Иеромонах Даниил (Сычев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52