"Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче,
яко на нем пригвоздился еси,
Животе всех".
Через год после I Вселенского Собора в Никее совершилось важное для всех христиан событие. В 326 году святая равноапостольная Елена, царица Константинопольская, после долгих поисков обрела в Иерусалиме величайшие святыни: Честной Крест и Священные Гвозди, которыми был прибит к Кресту Спаситель, и кресты двух разбойников - раскаявшегося и нераскаявшегося. Святитель Макарий, архиепископ Иерусалимский, прикладывал все три креста к телу умершей женщины. И когда она воскресла от прикосновения Честного Креста, все возрадовались произошедшему чуду. Святая Елена не могла сразу различить оставшиеся кресты и повелела поменять на них перекладины. Каждый крест стал содержать часть креста раскаявшегося разбойника. Оставив в Иерусалиме большую часть Честного Креста, взяв другую часть и остальные кресты, в 327 году святая Елена отправилась из Палестины в обратный путь в Константинополь. Сохранившееся на Кипре предание именно с этим путешествием и связывает историю основания монастыря Ставровуни.
Из-за разразившейся на море бури царица Елена приказала бросить якорь у южного побережья острова Кипр, в устье реки Тетиос, впоследствии переименованной в Василопотамос (Царская река). В ту ночь явившийся святой Елене Ангел Господень повелел ей воздвигнуть на острове христианские храмы и оставить в них частицы Честного Креста. Проснувшись, свита и воины, сопровождавшие царицу, не обнаружили в лагере великой святыни - Креста Господня. В результате долгих поисков его нашли парящим и светящимся над одной из горных вершин, в окрестностях Китиона (нынешней Ларнаки). Вместе со своими спутниками и местными жителями святая Елена поднялась на гору, носившую тогда название Олимп. Она повелела сбросить в пропасть статую стоявшего здесь Зевса Олимпийского, разрушить языческое святилище, а вместо него заложить каменный храм. В новом христианском храме святая Елена оставила крест, составленный из древа крестов двух разбойников, а в центр вложила частицу Животворящего Креста Господня и один из Гвоздей. Так она положила начало обители в честь Святого Креста - Ставровуни. Возблагодарив Господа в своих молитвах, святая Елена спустилась с горы, прошла по острову и заложила еще несколько храмов, где оставила частицы Истинного Креста. Вскоре бедствия, до того посещавшие жителей острова в течение многих десятилетий - мор, нестерпимая засуха, нашествие ядовитых змей, - чудесным образом прекратились. Многие киприоты, покинувшие ранее эту благословенную землю, вернулись обратно, чтобы под сенью Честного Креста обрабатывать землю, строить новые дома и храмы. С тех пор гора и возникший на ней монастырь получили название Ставровуни (по-гречески "ставрос" - крест и "вуно" - гора).
С 1988 года в Ставровуни восстановлен статус закрытого мужского монастыря и посещение обители женщинами запрещено.
Обитель неоднократно разрушалась и перестраивалась, но в своей основе сохранила древний храм X века. В письменных источниках о храме Креста Господня впервые упоминается в "Алексиаде", написанной в 1092 году Анной, дочерью византийского императора Алексия I Комнина (1081-1118 гг.). В начале XII в. паломничество в монастырь Креста совершил игумен Даниил, постриженник Киево-Печерской Лавры, путешествовавший по Святой Земле в 1104-1107 гг. В "Житии и хождении Даниила, игумена Русской земли" Кипр упоминается как остров "обилен всем добром". В Ставровуни игумен Даниил посетил главный храм, "где царица Елена поставила большой кипарисовый Крест на изгнание бесов и на исцеление всяких недугов... Бывают у этого Креста знамения и чудеса. И ту недостойный аз, поклонился святыне той чудесной, и видех очима своима грешными благодать Божию, сущу на месте том...".
В период правления Кипром королевской династией Лузиньянов (1192-1489 гг.) на острове поселилось большое количество католических священников. Все, кто исповедовал Православие, особенно монашествующие, претерпели от них преследования и издевательства. В конце XX в. иконописцами Ставровуни написан образ тринадцати преподобномучеников монастыря Пресвятой Богородицы Кантарской, подвергнутых жестоким пыткам и сожженных латинянами в 1231 году за исповедание православной веры.
В середине XIII века, как и все другие обители острова, монастырь Ставровуни был передан католическим монахам, ордену святого Бенедикта Нурсийского. В стенах обители они пребывали до 1474 года, когда сюда вновь вернулись православные греки-киприоты. В июле 1426 года отряд египетских мамелюков под командованием эмира Йешбега разграбил монастырь и сжег церковь Креста. От врагов и в пожаре пострадали многие святыни. С тех пор в обители хранится лишь часть креста покаявшегося разбойника с частицей Креста Господня.
После продолжительных землетрясений 1491 года прекратилось чудо парения Креста, отмеченное игуменом Даниилом. В те же годы с южной стороны алтаря главного храма была построена небольшая часовня, где и хранился Крест. В ведении латинян Ставровуни частично находился и при правлении венецианцев (1489-1571 гг.). Православные и католические монахи одновременно проживали в обители и в 1521-1571 годах, но что примечательно, случаев перехода в униатство отмечено не было. В 1570 году островом завладели турки-оттоманы, которые в июле того же года убили укрывшихся в стенах Ставровуни нескольких монахов и мирян. Всех людей, выживших во время страшной резни, турки увели в плен. После получения киприотами у визиря Мехмет Паши некоторых привилегий наряду с другими обителями и храмами острова был выкуплен у неверных и монастырь Ставровуни. С 1660 года, после укрепления на Кипре власти православных епископов, ставших попечителями (эфорами) греков-киприотов перед представителями оттоманского султана, началось новое возрождение монастырей.
В период британского правления (1878-1960 гг.) насельники обители Святого Креста достойно преодолевали возникавшие проблемы. В начале оккупации из-за полного отсутствия средств обитель покинули монах Дионисий (Христидис; 1816-1902 гг.) и четыре его ученика, прибывшие сюда в конце 1860 гг. со Святой горы Афон. В 1882 г. отец Дионисий, движимый глубокой верой и любовью к приходящим в запустение родным местам, вернулся на Кипр и с 1889 года вновь возглавил обитель. При нем в монастыре был принят строгий афонский устав, которого братия Ставровуни неукоснительно придерживается до сих пор. В ризнице Ставровуни хранятся написанные им в 1890 году иконы святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.
Возглавивший в начале XX в. обитель старец Варнава (Харалампидис) руководил ею 46 лет. При нем, в 1909 году, к западу от главного корпуса были построены восемь келий и новый резервуар для воды. Продолжая развивать искусство иконописи, игумен Варнава в монастыре и на его подворьях восстановил пчеловодство, виноградарство и животноводство. Число братии к 1940 году возросло до семидесяти человек, из которых только двадцать были послушниками.
Обретение Кипром независимости в 1960 году сильно повлияло и на жизнь обители. В работах по реставрации Ставровуни стало принимать участие и молодое независимое государство, возглавляемое архиепископом Макарием III (1913-1977 гг.). В 1963 году, когда при настоятеле Германе обрушилась большая часть восточной скалы, примыкавшей к главному корпусу, Департамент древностей выделил средства на ремонт западного крыла келий. Тогда же была демонтирована возведенная в 1905 году колокольня и построена новая, более устойчивая. В конце 70-х годов XX века старая, извилистая, во многих местах небезопасная дорога, идущая к монастырю, при поддержке государства была расширена и заасфальтирована.
Тридцать лет отец Герман (1952-1982 гг.) управлял этой обителью, продолжая славные духовные традиции, заложенные старцами Дионисием, Киприаном († 1955 г.), Макарием († 1957 г.). Старец Герман, как игумен и духовник, в начале 1960 гг. получил благословение принять на себя духовное попечение о возрождаемых на острове женских обителях. Ко второй половине XX в. женское монашество на Кипре пришло в полный упадок, и только благодаря архипастырской воле Макария III и усилиям мужских монастырей оно было возрождено и имеет нынешний цветущий вид. о. Герман оставил большое количество духовных наставлений, к которым часто обращаются монашествующие и миряне. Одной из основных тем в его наследии является тема христианской любви. Старец Герман писал: "Тот, кто любит ближнего истинной, согласной с волей Бога любовью, чувствует в своей душе безграничный мир и радость. Тот, кто любит ложной, поверхностной любовью, притворной, плотской и страстной, ощущает внутри себя беспокойство и смятение... Истинная любовь пронизана духом смирения, жертвенности и самоотдачи. Тот, кто любит согласно с волей Божией, приносит в жертву свои желания и свой досуг тому, кого он любит".
Безвременно почившего 31 августа 1982 года архимандрита Германа на посту настоятеля сменил отец Афанасий (род. в 1925 г.), проходивший послушания в обители с юных лет. Благодаря неустанным молитвенным и физическим трудам архимандрита Афанасия все посещающие Ставровуни ощущают в этих стенах особую благодать, любовь и внимание.
N 1 (58) 2005
http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=1549