Год назад Президент РФ В.В. Путин в программной статье «Россия: 
национальный вопрос» выступил с предложением сформировать список из ста 
книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. 
По итогам общественной дискуссии стало очевидно, что итоговый список не 
может ограничиться только русской литературой, и необходимо дополнить 
его перечнем произведений иностранных авторов под условным названием 
«100+». Союз писателей России сформировал список ста книг классической и
 современной зарубежной литературы, который становится логическим 
продолжением перечня книг русской литературы, рекомендованных к 
внеклассному чтению. Инициаторы проекта выразили уверенность, что 
предложенный список будет способствовать укреплению духовности и 
нравственности среди молодёжи. Однако проект требует публичного 
обсуждения и доработки.   
С этой целью обсуждения в марте в Москве и Петербурге прошла 
презентация «100+» в формате телемоста, связывающего участников в 
Петербургском Доме писателя и в Центре социально-консервативной политики
 в Москве. В двух столицах собрались такие представители литературного и
 учёного мира, как директор НИИ социально-экономических и педагогических
 проблем непрерывного образования ЛГУ им. Пушкина Николай Лобанов; 
доктор философских наук, главный научный сотрудник Института социологии 
РАН Александр Щелкин; директор Российской Национальной библиотеки Антон 
Лихоманов; председатель Ленинградского областного отделения Союза 
писателей России Сергей Порохов; секретарь правления Союза писателей 
России Александр Беззубцев-Кондаков; исполнительный директор, 
заместитель руководителя ЦИК Всероссийского педагогического собрания 
Елена Куликова; руководитель Лаборатории гуманной педагогики при 
Московском государственном педагогическом университете Шалва Амонашвили;
 статс-секретарь Союза писателей России Лариса Баранова-Гонченко; 
проректор по научной работе Московского института лингвистики Алла 
Кирилина; главный редактор журнала "Новый мир" Андрей Василевский и 
многие другие.
    
В ходе обсуждения московская и петербуржская площадки постепенно
 разошлись, поскольку пока участники дискуссии в северной столице 
обсуждали сам факт значимости данной инициативы, благодарили 
составителей и рассуждали о механизмах распространения «100+», в Москве 
ритмично перешли к разбору содержимого списка. Выступавшие деятели 
культуры и образования говорили о нежелании подростков читать, о 
способах подачи книги, преимуществах и недостатках электронных 
носителей, перспективах переноса мировой классики в цифровой формат ради
 упрощения доступа молодёжи к литературе. Одни предлагали увеличить 
количество, другие настаивали, что больше сотни наименований не нужно, 
но большинство не раз сходились на общей мысли: среди предложенных 
произведений присутствуют слишком сложные для восприятия книги, наличие 
которых в рекомендациях к внеклассному чтению для школьников вызывает 
вопросы.
   
Корреспонденту «Русского Вестника» также удалось поучаствовать в 
обсуждении и выразить своё мнение, во многом схожее со словами 
выступивших ранее научных деятелей, но отвергающее тезис, что 
современную молодежь необходимо заново учить читать.
   
Позиция, частично озвученная на круглом столе, состоит в том, что
 современная молодёжь уже преодолела кризис середины 2000-х, когда 
происходил катастрофический спад интереса к литературе. Сегодня молодые 
люди следуют ярко выраженным тенденциям или трендам, и можно сказать, 
что в среде городской молодёжи чтение в тренде: читать теперь модно, это
 стало неким показателем «продвинутости». Другое дело, что современные 
юноша или девушка читают, в первую очередь, то, что становится трендом 
сезона (как несколько лет назад П.Коэльо, М.Фрай, затем Х.Мураками, 
Б.Вербер, а потом новая волна популярности Р.Брэдбери и даже А. Конан 
Дойля). Поэтому проблема не в том, как заставить подростка читать, а в 
том, как вызвать в нём интерес к классике, сделать то или иное 
произведение модным, а не частью «обязаловки», которая, в его глазах, 
только отнимает время от чтения чего-то по-настоящему стоящего.
   
На конференции часто поднимался вопрос о том, как вообще 
заставить школьника читать. Если такой вопрос возникает, то сложно 
рассчитывать на успех, предлагая подростку в рамках внеклассного чтения 
многотомные романы, тем более требующие глубокого осмысления и терпения 
произведения по 400 страниц и более. Если сейчас обязательные когда-то 
«Войну и мир» или «Тихий Дон» не проходят в полном объеме, то к этому 
большинство даже не притронется. Объём - это весомый аргумент не в 
пользу чтения для школьников, у которых есть ещё обязательная 
литература, другие уроки, подготовительные занятия и какие-то увлечения.
   
Представленный список полон контрастов, поскольку в нём 
присутствуют и книги, явно нацеленные на юношество как основную 
аудиторию, и сложные произведения, изучаемые на старших курсах 
университета, и даже философские трактаты. Например, «Так говорил 
Заратустра» Фридриха Ницше, которого точно следует постигать в другом 
возрасте. Поэтому необходимо разобраться с возрастной категорией. Если 
это список по внеклассному чтению для школьника, как говорилось ранее, 
то следует разделить его на группы, определенную часть отсеять для самой
 старшей группы, а что-то - поменять на более адекватные произведения.
   
В аннотации к «100+» высказывается стремление к укреплению 
духовности и нравственности среди молодёжи. Следовательно, предложенные 
книги должны или ненавязчиво подчёркивать значимость традиции, норм 
морали, показывать привлекательность защиты чести, достоинства, 
справедливости и т.д., или хотя бы не популяризировать обратное. Однако в
 списке присутствует ряд произведений западной литературы конца XIX - 
начала XX веков - то есть эпохи распада консервативного европейского 
общества, ломки традиционных ценностей, переосмысления исторического 
опыта, подчас сопряженного с глубоким разочарованием.
   
Старшеклассники и первокурсники - это, в массе своей, молодые 
люди с ещё не сформировавшейся системой ценностей, незрелым, но зачастую
 категоричным ввиду юношеского максимализма миропониманием. Процесс 
взросления и вступления в самостоятельную жизнь для многих протекает 
болезненно, и потому они заранее предрасположены к обострённому 
восприятию действительности. На этом фоне такие книги, как «Тошнота» 
Ж.-П.Сартра, «Невыносимая легкость бытия» М.Кундеры, «Чума» А.Камю, 
«Доктор Фаустус» Т.Манна и особенно «Улисс» Д.Джойса, вызывают сомнение.
 Пусть и признанные шедеврами, но несущие дух декаданса, безысходности и
 нигилизма, произведения могут только усилить экзистенциальный кризис. 
Стоит отметить, что благодаря тенденциям массовой культуры сегодняшний 
подросток и без того - циник и почти нигилист (хотя чаще это только 
ролевая модель), поэтому рекомендации такой литературы в рамках 
внеклассного чтения ведёт только к негативным результатам.
   
Немало вопросов вызывают предлагаемые в список «Гражданин мира» 
О.Голдсмита, «В поисках утраченного времени» М.Пруста, «Имморалист» 
А.Жида, «Замок» Ф.Кафки, «Игра в бисер» Г.Гессе, «Глазами клоуна» 
Г.Бёлль. Даже такие признанные шедевры как «Фауст» Гёте или 
«Божественная комедия» Данте Алигьери хороши и понятны не во всяком 
возрасте, а знаменитая «Сага о Форсайтах» Д.Голсуорси из-за размеров 
покажется юноше нудной. Авторы вроде Дюма, Стендаля, Гюго и Лондона 
более уместны, как и все, кто создавал увлекательный сюжет с 
ненавязчивым морализаторским посылом.  
   
Бесспорно, человеку с хорошим филологическим образованием 
следовало бы знать весь список, но в проекте «100+» речь идёт о 
выпускнике школы. Для правильного осмысления части указанных 
произведений человек должен обладать определёнными знаниями в области 
истории, чтобы иметь представление об эпохе, политических и социальных 
особенностях, повлиявших на то или иное литературное направление, знать о
 предыдущем этапе и о классической литературе той же страны, чтобы 
сравнивать и анализировать. В конце концов, иногда просто необходима уже
 сложившаяся система ценностей, определённый багаж опыта. По этой 
причине часть книг из списка предлагать молодому человеку для 
самостоятельного освоения несвоевременно.
   
В завершение конференции большинство участников пришли к выводу, 
что необходимо точнее определить возраст, на который рассчитан список, и
 производить дальнейшие правки, исходя из этих данных. Неоднократно 
говорилось о пользе добавления сказок, мифов и легенд разных народов, о 
недостаточном предложении произведений восточных авторов ввиду 
чрезмерного евроцентризма. Было очевидно, что это только начало процесса
 формирования желаемого списка, и его результат зависит от того, 
насколько составители хорошо понимают друг друга, цель своей работы и, 
главное, ту аудиторию, на которую они намерены повлиять.
   
Филипп ЛЕБЕДЬ
            
                
                
                
				
                
                
                                                
