Гулак-Артемовский: знаменитый и неизвестный

0
1045
Время на чтение 6 минут

Семен Степанович Гулак-Артемовский - личность неординарная и талантливая. Первый исполнитель партии Руслана в опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила» и основатель украинской оперы. Его «Запорожец за Дунаем» - произведение, любимое народом на огромных просторах Российской империи и СССР. Опера всегда присутствовала на афишах театров, транслировалась по радио.

В дни юбилея композитора (16 февраля исполнилось 200 лет со дня его рождения) почему-то выплывают на свет подробности иного рода. Мол, в своё время писали, что опера после премьер в Санкт-Петербурге была снята со сцены в силу её неоригинальности, даже плагиата. Сегодня на Украине пишут о том, что на украинского деятеля возводили напраслину, что он настрадался в имперских столицах именно из-за своего малороссийского происхождения. Хотя вся жизнь Семена Гулака-Артемовского свидетельствует о противоположном!

Из Городища - в Петербург 

Молодой священник пел в митрополичьем хоре Софийского собора и Михайловского монастыря в Киеве. Однажды во время богослужения в храме Михайловского монастыря его голосом был потрясен капельмейстер придворной императорской капеллы. Пригласил священника с собой в Петербург. Капельмейстером был знаменитый композитор Михаил Глинка, а Семен Артемовский - его будущий ученик, грядущая звезда оперной сцены. Так началась удивительная история восхождения к славе лучшего баритона тех лет.

Все в судьбе уроженца хутора Гулаковщина близ местечка Городище Киевской губернии (ныне г. Городище Черкасской области) - и необычно, и типично для того времени.

Сын бедного сельского священника поступает в Киевскую духовную семинарию. По своей музыкальной одаренности был замечен везде, где пел. Благодаря личному участию Глинки попадает в столицу, а стараньями и деньгами русских меценатов-дворян получает возможность учиться мастерству в Италии и Франции. Как не вспомнить здесь его же земляка с Городищины художника Григория Лапченко, обучавшегося в Италии на средства художника Андрея Иванова, или историю помощи русских меценатов другому земляку - Тарасу Шевченко. Что это было за время, и что за люди, так горячо участвовавшие в судьбе талантов?! Расцвет талантов заставляет задуматься: были, значит, в той России особые условия для этого? И огромная империя предоставляла национальным культурам возможность расцвести? Странно сейчас слышать рассуждения о том, как талантливого малоросса обижали в столице. Будто бы не давали ходу его опере и безосновательно обвиняли в плагиате по причине того, что она была именно «украинская», будто платили невысокие гонорары, потому что певец якобы был не свой, не русский.

М. И. Глинка лично заботился о материальном положении своего ученика. Весной 1839 г. он совместно с А. С. Даргомыжским устраивает концерт в пользу Гулака-Артемовского. На собранные средства летом того же года Семен Степанович уезжает за границу, где вскоре получает приглашение в оперный театр во Флоренции.

Чтобы отшлифовать мастерство своего ученика, Глинка устраивал концерты. На одном из них начинающего певца слушал владелец уральских заводов Павел Демидов. Меценат, очарованный пением, оплатил его поездку во Францию и Италию.

Гулак-Артемовский, получив образование, поступил в 1842 г. в оперную труппу императорских театров.

За 23 года своей концертной деятельности он сотни раз выходил на сцену, восхищая публику своим талантом и сильным, богатым голосом. Репертуар Семена Степановича состоял из 51 оперной партии, кроме того он играл в 11 водевилях и комедиях. В то время его гонорары были самыми высокими на столичной сцене. С равным успехом он выступал вместе с самыми лучшими итальянскими певцами, причем воплощал на сцене и драматические, и комические образы. В операх Россини пел партии Вильгельма Телля и Фигаро, а у Моцарта в «Дон-Жуане» играл веселого Мазетто и грозного Командора.

Увы, послушать, как пел Гулак-Артемовский, мы не можем. Но можем прочитать многочисленные рецензии того времени о редком по красоте, силе и широте диапазона баритоне. Известно, Семен Артемовский (так звучало его артистическое имя) легко брал звуки теноровой и басовой тесситур.

Очень высокого мнения о певце был выдающийся русский композитор и критик А. Серов. Тарас Шевченко оставил отзыв о пении своего друга-земляка: «Ну и опера! - писал он в письме к Г. Тарнавскому о «Руслане и Людмиле». - Особенно когда Артемовский поет Руслана, даже затылок почешешь, ей-ей, правда! Замечательный певец - ничего не скажешь».

Сам Глинка высоко ценил артистический талант Гулака-Артемовского. И не раз писал о нем в своих «Записках». Что же касается водевилей или драматического репертуара, то одно упоминание пьес, в которых играл Артемовский, говорит нам об истинном положении «украинского искусства» на столичной сцене.

Гулак-Артемовский играл в пьесе «Москаль-Чарiвник» (обратим внимание на язык представления!), поставил собственный музыкальный дивертисмент «Украинская свадьба», составленный из танцев, хоровых и сольных песен (сам певец исполнял в ней роль запорожца-бандуриста). В 1852 г. в свой бенефис Артемовский поставил собственный водевиль «Ночь накануне Иванова дня» (действие пьесы происходит на родине автора). Как видим, искусство о Малороссии было не только востребовано в театре (в литературе - это время исключительной популярности гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки»), но и любимо столичной публикой.

Прекрасно приняла публика и оперу «Запорожец за Дунаем», на премьере даже требовала повторить хореографические номера. Газеты писали хвалебные рецензии: «Композитор показал свой блестящий комедийный талант».

Жизнь после жизни

В 51 год Гулак-Артемовский оставил сцену, успев к этому времени поставить в Петербурге свою оперу (она выдержала 13 премьерных показов) и исполнить в ней роль Карася. Артист стал стремительно терять голос. Его перевели в Москву, в Большой театр (благодаря покровительству великого князя Николая Николаевича). Через год Семен Артемовский ушел на пенсию, и с тех пор талант его проявлялся в рисовании миниатюр на слоновой кости, профессиональных занятиях статистикой и проектированием водопровода. Есть информация, что в Москву к Гулаку-Артемовскому приезжали болящие люди, как к популярному целителю, которых он лечил бесплатно.

Умер Семен Степанович в 60 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Потеряв троих дочерей, скончавшихся в малолетстве от болезней, он не оставил прямых потомков. Но у него был брат. И сегодня в Городище, на той самой Гулаковщине, проживают Гулаки - потомки знаменитого рода.

Ольга Алексеевна Шляхова

Самая старшая из них - двоюродная праправнучка композитора Ольга Шляхова. Она составила генеалогическое древо рода, которое можно увидеть в Городищенском музее Гулака-Артемовского. Да и сам музей своим существованием обязан Ольге Алексеевне.

 

 

В музее можно увидеть фото и афиши спектаклей, в которых выступал Гулак-Артемовский, проект того самого Петербургского водопровода, картины о жизни Гулака-Артемовского, его скульптурные портреты, а также бюст композитора, в прошлом году переданный музею старейшим черкасским скульптором Еленой Шилимовой.

 

 

Но это собрание экспонатов, несомненно, очень нуждается в раритетах, которые при лучшем финансировании можно было бы искать в архиве петербуржского Мариинского театра или во флорентийском театре «Леопольдо», где выступал Гулак-Артемовский. Ольга Алексеевна добилась, чтобы под музей было выделено специальное помещение. За свои заслуги она награждена медалью президента Украины «За розбудову Української держави».

 

 

Памятник С. С. Гулагу-Артемовскому в г. Городище

В Городище, к сожалению, не сохранилась Покровская церковь, в которой служили Гулаки-священники. Но есть памятник С.С. Гулаку-Артемовскому (автор - Галина Кальченко). Его имя носит Городищенская школа и Черкасское музыкальное училище.

А в этом году к юбилею земляка стараниями музея выпущена большая монография с материалами о его жизни и творчестве.

Нам же, далеким потомкам современников Гулака-Артемовского, еще предстоит осмыслить: реализация творческих способностей человека таки была обеспечена в условиях исторической России, в том социокультурном пространстве, которое было присуще ей в XIX и XX вв.

http://odnarodyna.com.ua/node/12304
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Буевич
Елена Буевич: «В Белграде хочется быть счастливым...»
Сербская страница в творчестве известной поэтессы из Черкасс
14.02.2019
Паганини дубовых веток
К 135-летию со дня рождения художника Степана Федоровича Колесникова
21.11.2014
Все статьи Елена Буевич
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06