Образованцы

Филфак МГУ выносит приговор реформам образования

Закон об Образовании в РФ 
0
750
Время на чтение 7 минут

Ученый Совет филологического факультета МГУ им. Ломоносова сделал Заявление, которое всколыхнуло весь российский Интернет. Такого точного и разящего диагноза «реформаторам» от образования еще не ставился мощной профессиональной корпорацией.

«Несколько лет подряд отдельные представители гуманитарного сообщества предупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности, - говорится в Заявлении. - Ситуация изменилась качественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса. Это произошло не потому, что власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации»».

Оценка университетской профессуры красноречиво подкрепляется неопровержимой аргументацией. В частности - анализом недавно утвержденной правительством РФ Программы развития образования до 2020 г., из текста которой следует, что правительство РФ полностью удовлетворено сделанным до сих пор в указанной области и не собирается корректировать образовательную политику.

Ученые МГУ уверены в обратном. Нынешняя политика в области образования направлена лишь на окончательное уничтожение «советской» составляющей «постсоветского» образования. Это касается, прежде всего, русской классической литературы с ее пропагандой вечных ценностей, явно чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты.

И это понятно - управлять общественным сознанием тем легче, чем ниже уровень образования. Но ведь этот уровень легко довести и до деградационного.

В Заявлении ведущих филологов страны отмечается, что налицо стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования, а в перспективе сделать его частично или полностью платным.

Ученые говорят о том, что уже давно очевидно: на власть оказывается сильное давление извне, сопровождающееся, судя по ряду публикаций в СМИ, выделением значительных денежных средств.

На них, во-первых, были созданы подконтрольные и хорошо финансируемые вузы, которые должны были двигать программу образовательных реформ. Эту роль, в основном, сыграла небезызвестная Высшая школа экономики, из стен которой один за другим вылетали планы перекореживания общеобразовательной и высшей школы страны.

Во-вторых, целенаправленно осуществлялась информационная поддержка ряда СМИ, прикормленных для этих целей.

В-третьих, была сконструирована спецгруппа из «инновационно мыслящих» педагогов, «представителей общественности», а также некоторых деятелей культуры, которой был предоставлен режим наибольшего благоприятствования как в СМИ, так и в структурах, подконтрольных Министерству образования.

Было организовано давление на «старый» ректорский корпус с целью нейтрализации его сопротивления реформам и форматирования общественного мнения. При этом не стеснялись грешить демагогией и явными подтасовками. Например, реформаторами утверждалось, что сочинение, как выпускное, так и вступительное, принадлежит к числу наиболее «коррупционноемких» видов экзаменов, следовательно, должно быть отменено.

По всем направлениям шло активное наступление на гуманитарное образование России - на историческое и литературное, прежде всего.

В результате изменений, навязанных школе и вузу: введения ЕГЭ, резкого сокращения часов на преподавание литературы в школе, а в последнее время и упразднения самого предмета «русская литература», согласно так называемому «стандарту второго поколения», в средней школе появился предмет «русский язык и литература».

«В итоге резко, на порядок упал уровень преподавания русской литературы, уровень знания, уровень ее эмоционального, ценностного, культурно-психологического воздействия на учащихся, фактически лишенных возможности осмыслить литературную культуру прошлого как духовную почву для саморазвития», - говорится в заявлении Ученого совета филфака МГУ.

Особую опасность несет то, что властью, взявшейся проводить реформу образования, учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность. Его функция - лишь воспроизводить некую часть полученной информации.

«Естественно предположить, - считают представители профессорско-преподавательского сообщества МГУ, - что цель такого среднего образования - создание потребителя, «управляемой массы».

В стране будто сознательно создаются все условия для деградации учительского корпуса, обреченного на «подготовку к ЕГЭ» и на работу с сомнительными по качеству учебниками, пособиями, методическими разработками, которыми Минобрнауки «накачивает» учебные заведения.

«Единое образовательное пространство» РФ оказалось расколото в региональном и социальном отношениях», - говорится в цитируемом Заявлении.

Ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования усугубляется массовым закрытием школ в российской провинции и резким сокращением числа бюджетных мест, выделяемых филологическим факультетам вузов, а вместе с тем политикой слияния и закрытия самих вузов. Фактически это означает, что в самое ближайшее время будут аннулированы достижения советской образовательной системы и окончательно преданы забвению традиции русской дореволюционной школы.

«Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции», - отмечают профессора Московского университета.

Уже сегодня плоды этой политики ярко проявляются в работе российских вузов. Так, университеты столкнулись с рядом сложностей, связанных с необходимостью повышения гуманитарных знаний студентов, сдавших ЕГЭ и испытывающих огромные трудности с письменным выражением своих мыслей, а подчас откровенно безграмотных. В МГУ всеми силами пытаются преодолеть, продолжающую ухудшаться, ситуацию. Специально введен курс «Русский язык и культура речи» на негуманитарных факультетах, иначе чудовищную малограмотность выпускников непрестанно «реформируемой» российской школы ликвидировать невозможно.

«В ближайшей перспективе, если тенденция сохранится, потребуется организация курсов ликвидации неграмотности по образцу тех, что создавались в СССР на заре "всеобуча"», - говорится в Заявлении Учебного совета филфака столичного университета.

И в подобной ситуации Минобрнауки не придумало ничего лучше, как развернуть кампанию по сворачиванию филологического (и, шире, гуманитарного) образования в вузах.

По данным Учебно-методического объединения филологического факультета МГУ, на протяжении последнего десятилетия бюджетный набор на фундаментальные университетские направления гуманитарной подготовки («Филология», «История», «Философия» и др.) сократился как минимум втрое. Примерно с 300 до 100 человек - в крупных университетах, со 100 до 30 человек - в менее крупных. А в Новгородском, Челябинском и некоторых иных университетах он составляет ныне 10-15 человек!

В последнее время министерство образования перешло и вовсе к политике прямой дискредитации гуманитарных вузов, объявив «неэффективными» РГГУ, Литературный институт, Московский педагогический государственный университет, МАРХИ, опираясь на анекдотически неадекватные критерии оценки эффективности вузов, разработанные все той же ВШЭ.

При этом из сферы общественного сознания постепенно, но последовательно вообще вытесняется представление о культурообразующей роли филологии, которая все чаще третируется как нечто незначительное и необязательное в жизни общества.

Один из ярких симптомов этого процесса - скандальная ситуация на филологическом факультете СПбГУ, где количество бюджетных мест на русском отделении бакалавриата ныне ограничено... двадцатью пятью.

«Понимая свою ответственность перед обществом, - говорится в принятом единогласно заявлении Ученого совета, - нижеподписавшиеся заявляют:

1) о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования;

2) о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют;

3) о целесообразности предания гласности всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба, в т.ч.:

а) о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области;

б) о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ министерства образования;

в) о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального анализа этих результатов.

4) о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения».

Одно радует, судя по реакции в Интернете, в России еще сохранились здоровые силы, способные сопротивляться горе-модернизаторам и честно поддержать своих коллег.

Так, известный литературовед, профессор Иван Есаулов пишет: «Заявление Ученого совета филфака МГУ о реформе образования в целом я вполне поддерживаю. Меня крайне возмущает, что какая-то анонимная команда разрушителей, невзирая на сопротивление профессионального преподавательского и научного сообщества, чисто большевистскими насильственными методами неуклонно продавливает губительные не только для образования, но и для России как таковой вещи».

Его коллега, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ, профессор Александр Волков убежден: «Если под вандализмом понимать разрушение культуры, то можно сказать, что существует три формы вандализма. Первая и самая простая форма заключается в уничтожении и разрушении произведений культуры и искусства, уничтожении храмов, библиотек и т.д. Вторая форма вандализма заключается в том, что искажается интерпретация фактов культуры.

А вот третья, самая опасная форма вандализма состоит в том, что молодое поколение лишают возможности обращаться к культуре, осваивать культуру. Собственно это и есть самая опасная форма вандализма, она же - политика министерства образования».

Судя по тому, что один из старейших и сильнейших факультетов Московского государственного университета взбунтовался и послал власти коллективную «черную» метку по поводу «реформ образования», терпению вузовского сообщества страны приходит конец.

Как без его поддержки и участия «реформаторы» планируют «модернизировать» Россию и «ответить на вызовы времени» - совершенно непонятно. Такая политика не поддается никакому другому логическому объяснению, кроме одного: правящие элиты решили просто-напросто отказаться от развития качественного образования у себя в стране.

А для самовоспроизводства «элиты» планируют, вероятно, использовать другие национальные системы образования - до Парижа и Лондона, и на самом деле, рукой подать...

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/obrazovancy_385.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Терентьев
Латвия: русским затыкают рот
Служба госбезопасности нанесла беспрецедентный удар по местным журналистам
07.12.2020
«Радужная» Германия
Бундестаг озаботился гендерными проблемами
05.03.2013
Что почём нынче в школе?
«Образовательные услуги» с нового учебного года станут платными
27.02.2013
Дооптимизировались
Список «неэффективных» вузов вызвал настоящий шок у общественности
13.11.2012
Министра подставили
Владимир Путин объявил «дисциплинарное взыскание в виде выговора» министру образования и науки Дмитрию Ливанову
25.09.2012
Все статьи Андрей Терентьев
Закон об Образовании в РФ
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Война смыслов - в тылу горячее, чем на
передовой: Россия должна окончательно определиться сама в себе
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
«Нам очень важно слышать ваше мнение»
В Москве открылся IV Всероссийский форум классных руководителей
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06