Моно - значит один

Новости Москвы 
0
656
Время на чтение 8 минут
ВИЗИТКА: Епископ Воскресенский Савва (Михеев Александр Евгеньевич)

Родился 10 мая 1980 г. в Перми.

В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию.

27 ноября 2001 г. митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 г. рукоположен во иеродиакона, 4 декабря - во иеромонаха.

В 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. С 8 октября 2009 года наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого.

С 22 марта 2011 г. является наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

11 июля 2011 г. - хиротония во епископа Воскресенского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

С 2011 г. окормляет приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатство в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы.

О том, что такое монашество, кто такие монахи, почему они сознательно выбирают то, чего обычные люди стараются избежать, мы беседуем с наместником Новоспасского мужского монастыря в Москве епископом Воскресенским Саввой.

  - Кто такие монахи? Вот, монах - от «моно» - один, однако известно, что в монастыре он живет не один. Монахи живут все вместе. Почему?

- «Моно» - это тот человек, который один, в смысле без семьи, он дал обет безбрачия, целомудрия и не имеет никаких обязанностей в отношении к другому человеку, то есть к супругу, и отвечает только сам за себя. Супруги - «сопряжены», соединены вместе, а монах - один.

- А почему, когда приходят в монастырь, то живут сначала вместе, и лишь потом живут уже отдельно? Всё-таки монахам хочется жить по одному?

- Есть некие степени в монашестве. Есть степень трудника, который приходит в монастырь просто пожить, потрудиться и присмотреться. Естественно, этих трудников бывает много, они живут вместе. Потом те, кто захотел остаться в монастыре уже на более длительный срок, становятся послушниками, их может быть меньше в келье, по нескольку человек.

- Это потому, что места нет?

- У разных монастырей разные возможности. Может быть, места нет в келье, а может, что и кельи нет. А есть монастыри, где своя келья и у каждого послушника, и у каждого трудника. Но в общежительном монастыре обычно у каждого собрата есть своя небольшая келья, где он совершает свое келейное правило, где он молится, где он может своим рукоделием заниматься. Но общежительный монастырь тем и отличается, что все монахи всегда вместе находятся на общественных послушаниях, вместе на трапезе, вместе на богослужении.

- Владыка, лично Вам вопрос. Вы епископ, Вы практически ежедневно совершаете богослужения на различных приходах. Плюс руководство и монастырем, и множеством приходов Вашего благочиния, всевозможные организационные вопросы, заседания. Со стороны совершенно не похоже, что вы ведете уединенную, сосредоточенно-молитвенную жизнь. При этом Вы монах, ведь епископом может быть только монах. Как вам это удается?

- Сочетание монашества и административного руководства? Монашествующие, условно говоря, разделяются на два вида. Есть монашеская участь, так сказать, созерцательная. Такой монах занимается, в основном, молитвой - в келье и за богослужением в храме, старается быть один и выполняет послушание. А есть у нас деятельные монашествующие, которые вместе с молитвой занимаются административно-хозяйственной деятельностью. Те, у которых есть к этому способность. То есть это тоже своего рода послушание и подвиг. И знаете, деятельные и созерцательные - они друг друга дополняют. Например, деятельный может обеспечить созерцательного всем тем самым необходимым, что нужно для его жизни. Но и для деятельного монаха молитва и богослужение остаются главным. А тот, созерцательный, молится за этого человека, просит: «Господи, сделай так, чтобы всё у него получилось, чтобы нашлись кирпичи, кто-то пожертвовал цемент, дал средства какие-то, помоги ему преодолеть возможные искушения». Но ни тот, ни другой не освобождаются от ответственности пред Богом, все они находятся в одинаковом положении, есть и правила молитвенные, и всё остальное.

- Почему вообще в наше время молодые люди выбирают монашество? Бытует такое представление, что в монастырь сейчас идут либо неудачники - люди, которые не смогли себя реализовать в этой жизни, либо от несчастной любви, либо фанатики. Даже реклама одного из видов сладостей на эту тему держится уже второе десятилетие.

- Я считаю, что это, в общем-то, ложь и неправда. Ни один нормальный настоятель человека по неудавшейся любви в братию не примет. Почему? Потому что придет снова тот момент, когда человеку захочется жениться. И, конечно, неудачная любовь не является причиной для того, чтобы пойти в монастырь. Причиной, по которой человека берут в монастырь, является желание посвятить свою жизнь без остатка Богу и молитве, остаться в монастыре и находиться здесь. Не из-за того, что он не реализовал себя как-то в мирской жизни, не из-за того, что у него неудачная любовь, а из-за того, что он реально понимает и чувствует желание и необходимость быть ближе к Богу, Которого любит, служить Ему. Когда он сначала от других, а потом и сам на своем собственном опыте понимает, что путь монаха - это путь к Богу. А отсюда и обеты послушания, целомудрия и нестяжания - как способ и путь приближения к Творцу.

- То есть, не бывает таких ситуаций, когда в монастырь приходят молодые люди из-за неудавшейся любви?

- Да даже если он и придет, пускай побудет в монастыре, посмотрит. Его страсти утихнут, и он поймет: не мое это, пойду вторую зазнобу искать.

- Владыка, вот смотрите, молодой человек 16-ти лет, откуда у него появляется желание жить в монастыре?

- Понимаете, эта мысль и чувство, они возникают не сиюминутно, не сиюсекундно, они возникают в процессе жизни. Как это происходит? Как это у меня было. Я уже не помню, сколько мне было лет, но я в школе еще учился. У меня желание появилось после того, как в 90-е годы у меня появился Православно-Афонский календарь, который издает Афонское Подворье города Москвы. И там было много написано об Афоне. Этот календарь появился случайно на нашем сельском приходе, для нас это было диковиной. Тут же мы его - все ребята - и купили. В нем рассказывалось про подвижников, про обычаи, про устав, как люди жили и живут, и возникло желание поехать на Афон. Я начал читать монашескую литературу. Понравилось. Потом появилось желание в семинарию поступить. Потом, находясь в Троице-Сергиевой Лавре, я видел, как братия живет в монастыре, какие кто несет послушания, естественно, видишь все плюсы и минусы того монашеского жития, что там и как.

Человек, обучающийся в семинарии, за краткий промежуток времени, примерно за 4 года, определяет себя, как ему быть. Станет он монахом или женится. Для меня мое желание было подкреплено благословением, и я принял монашеский постриг.

- Простите за нескромный вопрос, а не приходилось ли Вам жалеть о сделанном выборе?

- Еще ни разу не пожалел в своей небольшой жизни, Господь меня от этого искушения сожаления о мирской жизни избавляет. Мне монашеская жизнь нравится, потому что смысл моей жизни в ней. Так что, все, кто приходит в монастырь, все они не сиюминутно написали прошение, и их зачислили. Это долгий процесс. Некоторые по восемь лет определялись, некоторые по три года, но каждый, прежде чем вступить в монастырскую братию, сначала поживет, посмотрит. Понравилось? Ладно! Еще поживи. Потом послушником побудь, потом иноком стань. То есть, у человека есть возможность за несколько лет определиться. Некоторые поживут месяц, и всё, понимают, что им не подходит. И уходят. И здесь я не вижу ничего страшного. Это нормальное явление, когда человек понимает: его это или не его. У каждого есть право выбора, у каждого свобода, которую не нарушал сам Господь Иисус Христос.

- Владыка, а в наше время бывают затворники или молчальники?

- Да, думаю, есть такие. В основном, в сельских монастырях. У нас в обители нет молчальников, разве что у кого горло заболит. А отшельники? Мы все, в общем, отшельники, отгородились стеной, дали понять, что мы иные, хотим всю свою жизнь Богу посвятить. Но подвиг отшельничества актуален и в наши дни, и есть те, кто его несет. Но они не хотят выделиться и быть известными, на то и отшельники.

- Таких много?

- Я не могу сказать, потому что не уполномочен дать такую оценку. Но я думаю, что любой человек должен иметь какую-то личную область, в которую никто не должен проникать. Человек может быть отшельником и в миру, и в монастыре, в каком плане? Дело не в том, что он ни с кем не встречается и не общается, а просто у него такое состояние души, что он действительно имеет общение только с Богом и с самим собой. Таких можно отшельниками назвать. Я считаю, что Вы неправильно ставите вопрос о том, что монахи - одинокие люди, и их удел - одиночество. Мы никогда одинокими не бываем. Потому что мы с Богом живем.

- Понятно, что монах не может жениться. Но ведь мама, папа, бабушка, дедушка, братья-сестры у него есть? С ними он может общаться?

- Конечно.

- Скажите, владыка, какие есть запреты для монахов?

Запретов три, согласно обетам. Про безбрачие мы уже поговорили, второе - это послушание, и третье - монах не должен иметь никакого личного имущества.

- А можно про имущество? Монах имеет собственность, деньги?

- Не должен иметь.

- А если он захочет купить свечки. У него же деньги должны быть. Ему выдают эти деньги? Или носки? Их ему со склада выдают, как в армии?

- Неужели эти бытовые вопросы Вас интересуют?

- Конечно, интересно.

- Всё, что у монаха есть, - это является собственностью монастыря. Монастырь может существовать и 1000 лет и 300 лет, и после смерти монаха это всё остается в монастыре. Естественно, монастырь берет на себя обязанность содержать монаха, он ему покупает: носки, нижнее белье, штаны, шьет подрясники, дает ему монашескую одежду: клобуки, рясы, мантии, четки. Если человек поехал в паломническую поездку, дает ему деньги на дорогу, чтобы он съездил и, если надо, на какие-то расходы, и чтобы он и свечки поставил. Всё находится. Но этот человек - вольный узник. Он должен быть в монастыре всегда. Впрочем, допускаются лечебные отпуска или паломничества.

- А в пище какие ограничения у монахов?

- А это всё зависит от того, по какому уставу живет монастырь. Есть строгий устав, где еда более строгая. Есть монастыри по ограничению средние, как у нас, где братия никогда не вкушает мяса.

- Владыка, может быть, какие-то важные вопросы мы не затронули здесь? Может быть, Вы хотите еще нам что-то сказать про монашество?

- Мне, конечно, хотелось бы, чтобы тех людей, которые хотят стать монашествующими, было больше. Но вместе с тем, чтобы люди более ответственно отнеслись к выбору жизненного пути. И тем, кто хотел бы поступить в монастырь, мне хотелось бы пожелать руководствоваться, может быть, не какими-то горделивыми помыслами о том, что вот я выделюсь из своей среды обитания и стану каким-то особым человеком. А пониманием своего недостоинства, смирения. Чтобы приехали, посмотрели, изучили, а потом решили бы для себя: понесут ли этот подвиг? Потому что не монашеские одежды украшают человека, а наоборот, наверное, человек красит этот образ своим подвигом, своими мыслями, своим желанием служить Богу.

Беседу вела Татьяна Садовникова

В настоящее время Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви опубликовало проект «Положения о монастырях и монашествующих».

http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_1868.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Воскресенский Савва (Михеев)
Все статьи Епископ Воскресенский Савва (Михеев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07