itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сначала выздороветь, потом болеть

Новости Москвы 
0
131
Время на чтение 6 минут

Просыпаюсь - и уже знаю, что наши проиграли. Почему знаю? Да именно потому, что спала. Если бы наши победили, мне бы глаз не дали сомкнуть - как и моим соседям, и всему городу.

Включаю информационный канал - точно. Порадуемся за Грецию. Пусть она хотя бы на один день забудет о своих жутких экономических проблемах. А нам не помогли ни Гус Хиддинк, ни Дик Адвокат. Уже вроде кого-то другого ищут, и тоже не нашего: в наших тренеров не верят. Печально.

В православной газете про футбол?! С чего бы это? Разве совместимы все эти страсти с жизнью христианина?

Но мы, собственно, не про футбол. Мы попытаемся разобраться, что с христианской жизнью совместимо, а что нет; что из этой сферы можно в свою жизнь принять, а над чем нужно очень серьезно задуматься. Потому что многие негативные процессы, так или иначе связанные со спортом,- симптом духовной болезни общества.

Фото Алексея ЛеонтьеваСкажу сразу - я совсем не против того, чтобы поболеть за наших, о чем бы речь ни шла - о футболе, фигурном катании или биатлоне.

Конечно, того, что было, не воротишь. Я хорошо помню, как болели мы за ледовую дружину Анатолия Тарасова: всей семьей, всем классом, всем степным совхозом, всей несуразной страной. Не исключено, что в нас срабатывал комплекс национально-государственной неполноценности: ведь, что бы ни твердила нам пропаганда, мы смутно догадывались, что отличаемся от других стран, от той же Канады - не только в лучшую сторону... И потому были особенно горды своими ребятами, которых никто не будет там жалеть, которые - не просто не хуже, а в самом деле лучше всех.

С тех пор много воды утекло. Были победы, конечно, но поражений почему-то больше: катаклизмы, происходившие со страной, с обществом, сказались на спортивных успехах. Но не только в самих поражениях беда. Нормой стало то, что и не приснилось бы никогда поколениям Льва Яшина и Всеволода Боброва, Валерия Харламова и Галины Кулаковой. Мы не удивляемся уже ни тому, что две трети игроков московского клуба взросли под солнцем Африки, ни тому, что одного тренера российской сборной зовут Гус, а у другого фамилия Адвокат. Мы уже не наивны и знаем, что большой спорт - борьба за большие деньги. Ни мне, ни моим поседевшим одноклассникам не придет уже в голову так болеть, как болели мы в детстве... И все же, как ни крути, что ни говори, а не можем мы остаться совсем уж безразличными, когда наш борец или пловец, теннисистка или гимнастка где-то там, в Европе или Америке, снова оказывается - лучше всех. Не можем не огорчиться хоть на минуту, когда наши футболисты, удачно начавшие очередной чемпионат, срываются в шаге от четвертьфинала.

Я знаю, что далеко не все в православной среде со мной согласны. Даже на работе, в епархиальном отделе, в редакции газеты, которую вы держите сейчас в руках, случались у нас на эту тему - должен ли, может ли православный человек болеть в спортивном смысле этого глагола? - бурные споры. Однако напомню, Церковь - за развитие спорта, подтверждение тому и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (см.: глава XI, «Здоровье личности и народа», пункт 3), и тот факт, что Святейший Патриарх благословляет Олимпийскую сборную. А какой спорт без общего переживания, общей ревности, без того самого боления?.. В реальной, неидеальной жизни спорт нужен нации для того, чтобы она, нация, верила в себя и объединялась. Чтобы население почувствовало себя народом, в конце концов, можно и так сказать. Ведь победа в спорте - это не победа мышц и не победа техники даже, это всегда победа личности, тем-то она и значима. Конечно, есть иные - иного порядка - победы. Конечно, двигаться к национальному самосознанию другими, более духовными путями - лучше. Но ведь мы именно о реальности говорим, а не об идеале.

Но в том-то и беда наша, что наблюдаем мы сегодня то, что никакого отношения к вышеизложенному не имеет на самом деле. Недавние события в Варшаве, где проходит футбольный чемпионат, вновь заставили нас говорить о таком явлении, как околоспортивный фанатизм: слово «фанат», впрочем, давно уже вошло в наш язык. Оно означает человека, для которого победа или поражение конкретной команды (у нас, как правило, футбольной) - главный, если не единственный стимул душевной, эмоциональной жизни, основное ее содержание и определитель поведения. Фанат - это человек, сознательно невменяемый, то есть осознанно позиционирующий себя таковым. Его ликование так же социально опасно, как и его скорбь; в скорби он поджигает чужие машины, потому, что ни эти машины, ни их владельцы не имеют значения - значение имеет только проигрыш любимого клуба. Он бьет болельщиков команды-соперника, потому что они для него - не люди, а только некие существа из враждебного лагеря. Он ездит за командой-кумиром по всей стране, а если средства позволяют, то и по всему миру, потому что у него нет и не может быть более важных дел.

Где и из каких семян произрастает такое растение, как околоспортивный фанатизм? В сталкерской зоне, в пустыне черной и страшной, где уничтожено все духовное, а значит и все нравственное тоже. А если не все, если что-то сохранилось, то в мутированном, глубоко патологическом варианте.

Один мой знакомый оказался в Северной столице в день эпохальной победы тамошнего «Зенита». Он рассказывал, что к нему на улице подбегали незнакомые люди и обнимали; что многие из этих людей плакали: «Они были так счастливы и так переполнены любовью...» Однако это не счастье и не любовь. Это эйфория, схожая с эйфорией пьяного, который лезет ко всем с поцелуями и тоже, как правило, плачет; но в другой стадии опьянения с успехом набьет лица своим «возлюбленным».

Фанатство - это заполнение пустоты, компенсация обделенности и, может быть, неосознанная месть за нее: обществу, семье, родителям: «Нам остается только фанатеть за «Спартак», потому что ничего другого вы нам не дали».

Разговор о фанатстве не стоило бы продолжать, не приобрети оно в последние годы патриотическую окраску, не превратись наш футбольный фанат в некоего героя, в знаковую фигуру исторического момента. Не прими мы снова его поведение за любовь - только уже любовь к Родине.

Впрямь, редкое и отчасти даже умилительное зрелище: большие группы людей обоего пола от четырнадцати до тридцати лет среди ночи поднимают весь город мощным скандированием: «Рас-си-я!». И поют гимн, не зная его нынешнего текста и сбиваясь на советский вариант, хотя и не застали тех времен.

А еще носятся на машинах с трехцветными флагами - и какие уж там правила движения! Купаются в городских фонтанах в чем мать родила - какие приличия! Выпивают невероятное количество пива, заваливая город банками - не до банок уже, когда такое дело... Полиция изображает контроль над ситуацией: лишь бы без трагедий. Но трагедия происходит совершенно закономерно. Из-за разницы во времени очередной матч европейского чемпионата транслируется под утро. Наши побеждают. На рассвете толпа молодежи с диким ором вырывается из спортивного кафе в Москве и берет штурмом ползущую по улице поливальную машину. 19-летний болельщик срывается с ее покатой крыши под колеса. Смерть на месте. Причина - не только безумие мальчишек, но и - во-первых - та духовная опустошенность, которую эти мальчишки наследовали, и - во-вторых - явно ощутимое в обществе поощрение фанатских безумств как «патриотических». О последнем говорит, для начала, тон репортажей, в которых фанат - герой и выразитель народного ликования.

Отчего это? Мы забыли, что такое настоящий патриотизм, настоящая любовь к Отечеству. Это ведь не кричалки, не речевки, не виражи с флагами: это чувство личной ответственности за свою страну и желание что-то для нее сделать. Это желание в ней жить, не ища, «где рыба», а принимая все российские проблемы как свои. Это глубокая духовная связь с языком, культурой, литературой породившей тебя страны. Это гражданская позиция - лояльная или оппозиционная,- но выбранная искренне, исходящая из представлений о благе страны, а не только о личном благе. Это личная честность и порядочность, потому что коррупция, съедающая государства и разлагающая народы, начинается именно с личной нечестности. Это уважение к согражданам, наконец, и внутренний запрет на хамское поведение. Любить Россию сегодня - это, по сути, восстанавливать все то, что было разрушено, что было у нас отнято; восстанавливать, начиная с себя и двигаясь против течения.

Но как это трудно! А размахивать флагом и скакать по мостовой, вопя «Рас-си-я!..»,- легко, особенно после пятой банки пива.

Болеть можно. Но для этого нужно быть здоровым человеком. Здоровым нравственно и духовно. Цельным, как говорили в старину. Тогда все будет на своем месте, тогда сохранится иерархия ценностей и мотиваций. Проигрыш сборной будет огорчением, но не трагедией и не поводом для шабаша. Победа станет радостью, но - здоровой радостью нормальных, умеющих радоваться людей.

И не будет гола в свои ворота, и планка не упадет на песок.

Марина Бирюкова

Фото Алексея Леонтьева

Газета «Православная вера» №12 (464), 2012 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60693&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Кадровая революция Путина
Новый комментарий от Александр Волков
01.03.2024 19:34
Ещё об одной путанице
Новый комментарий от Русский танкист
01.03.2024 19:24
Усиление государства или гибель
Новый комментарий от Русский Иван
01.03.2024 18:45
Антивакцинщица
Новый комментарий от Владимир С.М.
01.03.2024 17:53
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от С. Югов
01.03.2024 16:58