itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Спаси, «Державная», Святую Русь спаси...

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 7 минут
post thumbnail

На Руси немало почитаемых икон с образом Богородицы. Этих ликов - канонических и неканонических - насчитывают уже более двух с половиной сотен.

Богородица для православного человека - это не просто символ веры, именно Божия Матерь - его главная заступница перед Господом и утешение в печали. В истории Православия известно около девяти сотен икон Пресвятой Богородицы, из которых около 260 - особо чтимые и чудотворные, для них написаны отдельные молитвы. Иконы Божьей матери существуют в трех основных типах - «Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» (Оранта, Великая Панагия, Знамение). Существует еще один, более редкий, тип иконы Божией матери, на которой Богородица изображается в молитвенной позе без Младенца на руках. Такой тип иконы Божьей матери называют Деисусной (Деисисной) иконой.

Разность названий обусловлена в основном либо местом объявления икон, то есть появления перед людскими глазами - как знак особой благодатной милости, либо ознаменованием тревожных событий. Нередко в истории русского Православия Богородичные иконы объявлялись на деревьях - как, например, Курско-Коренная, Святогорская (на Синичьей горе), Черниговская и др.

В марте, по новому стилю, празднуется сразу несколько икон Божией Матери. Например, 3/16 марта - день Волоколамской иконы Божией Матери, а также Кипрской иконы Божией Матери в с. Стромыни Московской области, 5/18 марта - Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание», а 6/ 19 марта - икон Божией Матери Ченстоховской, «Благодатное Небо», и Шестоковской.

Наше слово сегодня - об иконе Божией Матери «Державная», о которой говорит само красноречивое название, особо внятное в годины испытаний, посылаемых Русской государственности, когда речь идет о рубежных состояниях, о признаках смуты, помрачения умов и сердец, о возрастающих вызовах нашему Отечеству.

Державная икона Божией Матери явила себя 2/15 марта 1917 г. в день отречения царя-искупителя Николая Александровича от Престола. Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной»,поскольку Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная. Празднование иконе было установлено в этот самый судьбоносный день. Служба и акафист Ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона (+1925).

Император Николай, уступая силе, будучи предан ближайшим окружением, вынужденно отрекся от престола. Следующие дни знаменовали собою начало быстрого, неудержимого падения страны в бездну. Русский иерарх за рубежом писал после трагических событий 1918 г.: «Не прекратилась еще великая брань Добра со Злом, потребовавшая от России столь тяжелой жертвы, и имя почившего Государя продолжает доныне стоять перед нами как «знамение прорекаемо».

Явление Богородичной иконы «Державная» произошло после таинственного гласа, трижды бывшего крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой и повелевавшего ей идти в село Коломенское, взять большую черную икону и «сделать ее красной».

После долгих поисков священник коломенской Вознесенской церкви обнаружил среди рухляди в подвале старую узкую черную икону. Когда ее очистили от пыли, присутствовавшим в храме представилось изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках, с благословляющим Младенцем на коленях.

В донесении Синоду по поводу данного события митрополит Тихон (Беллавин) написал: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего (и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря».

Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря. По молитвам перед Державной иконой Матерь Божия даровала множество исцелений от телесных и душевных недугов.

Тропарь Иконе Божией Матери «Державная» гласит: «Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы».

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея.

По мнению ряда православных комментаторов, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что дает надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Есть еще два извода Богородичной иконы, о которых мы просто обязаны рассказать в державном контексте, хотя их появление имеет апокрифический характер.

Появились сведения, что в 2003 г. Православному миру были явлены иконы Божией Матери «Самодержавная» и «Яко орля крылья».

Обе написаны в конце XIX в. неизвестным иконописцем в укрепление Самодержавия и до наших дней находились в единственном экземпляре в храме Преображения Господня с. Верзилово Ступинского района Московской области. Храм до 1917 г. принадлежал имению князей Шаховских и, как предполагается, обе иконы были написаны по их заказу в поддержку царствующей династии Романовых.

Доподлинно известно, что в начале XX в. государь Николай II с супругой Александрой Феодоровной посещали имение Шаховских и в память о своем визите подарили храму лампаду с надписью-украшением, выполненной эмалью: «В честь коронования Николая и Александры 1896 г.». Лампада находилась пред иконой «Яко орля крылья», прихожане Преображенского храма помазались елеем из царской лампады, и сам храм считался «Царским» из-за особого государева почитания.

На иконе Божией Матери «Самодержавная», так же, как и на иконе «Державная», Царица Небесная изображена в Царской порфире с Короной на голове, со скипетром в руке, только Царским троном является Двуглавый орел - символ Самодержавия Российской империи, перешедший к нам из Византии.

Комментаторы объясняют символику следующим образом. Младенец Иисус Христос восседает на левой руке Богоматери и благословляет двумя руками. Рядом с троном (слева направо) предстоят святые: равноапостольный император Константин Великий (21 мая/3 июня, 337 г.), первомученица равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская (24 сент./7 окт., I век), преподобный Сергий Радонежский (25 сент./8 окт., 1392 г.; 5/18 июля 1422 г.), преподобный Варлаам Хутынский (6/19 нояб. и 1-я пятница Петрова поста, 1192 г.). Царский орел стоит на «Камне Веры», он же - Христос-Помазанник (камень, который отвергли строители, сделался «главою угла», Мк. 12,10). Матерь Божия утверждает Царский престол, указуя тем самым, что истинное Православие возможно только при самодержавной власти.

Православные иконографические комментаторы утверждают: несмотря на то, что икона «Самодержавная» написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов. Мы помним, что случилось в 1917 г.: русские люди «не желали быть под властью царя», «ибо они желали быть без царя», отправив Помазанника Божия на мученическую кончину вместе с семьей, так же как и ветхозаветные первосвященники и старейшины отправили две тысячи лет назад Христа на Голгофу.

С 2003 г. список иконы «Самодержавной» начал свой ход по России, в паломничествах и крестных ходах явил многочисленные знамения, чудеса исцеления. Начал мироточить 1 августа 2003 г. на молебне преподобному Серафиму Саровскому в Нижегородской епархии, мироточение повторилось в Дивеево на могилке иеромонаха Владимира (Шикина) во время панихиды 12 августа 2003 г. в день рождения новомученика царевича Алексея, а также на православной выставке в Москве летом того же года. Мироточило изображение царского креста-мощевика, подаренного Романовым князьями Шаховскими, в настоящее время крест находится в монастыре у «Ганиной ямы» близ Екатеринбурга - места захоронения семьи Царственных Страстотерпцев Романовых.

Летом 2003 г. почитателями икон были сделаны фотокопии, и началось их распространение среди верующих. Народ потянулся в Верзилово к святыням. Однако весной 2004 г., несмотря на растущее почитание в народе икон «Самодержавная» и «Яко орля крылья», они были по распоряжению церковного руководства из храма удалены.

Известно, что множество пророчеств прямо указывают на появление в России православного грядущего царя и о том, что на это есть Божия воля, имеется множество указаний. Это пророчества и преподобного Серафима Саровского, и святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), и преподобного Тайновидца Авеля, и блаженной Пелагеи Рязанской, и святителя Феофана Полтавского и других. Известно и пророчество старца Николая Псковоезерского (Гурьянова) о грядущем царе.

Что же до иконы «Державной», то она в 1990 г. была возвращена в Коломенское. После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви в августе 2007 г. икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Спаси, «Державная», Святую Русь спаси,
Возьми, как прежде, это бремя, нас любя.
Настало время испытаний на Руси,
Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя.

Это - припев из сочинения, которое называется «Песнь Богородице Державной».

В 2008 г. «Державную» пронесли от Иерусалима до Москвы во время Вселенского крестного хода «Под звездой Богородицы», причем в Севастополе образ замироточил.

Воистину, «несть ина крепость»!

Державная Владычице Пресвятая Богородице, «вкорени в сердца всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе: водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную. Державою Твоею всесильною удержи, Пречистая, потоки беззакония, хотящия потопити Землю Русскую в страшней пучине своей».


________

Фото - http://www.derzhavnaya.spb.ru/news/2005/3/foto-icone.html и автора

http://rusedin.ru/2012/03/18/spasi-derzhavnaya-svyatuyu-rus-spasi/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59