Это известие своим трагизмом ошеломило многих. Произошел пожар в Спасо-Преображенском соборе города Болграда, что в Одесской области.
С
тревогой и надеждой следили все за поступающей информацией. Огонь
локализован, опять горит купол, к тушению и спасению ценностей
подключились военные, пожар потушен, продолжается проливка здания, идет
следствие, по результатам которого станет ясна причина такой беды. Слава
Богу, иконостас не поврежден. На фотографии сгоревшего собора просто
страшно смотреть.
Особенно
тем, кто видел чудесные росписи начала ХХ века - 1912-1915 года,
выполненные художником Павлом Пискревым в романтическом стиле по эскизам
Виктора Васнецова. Пожар и проливка, скорее всего, не оставили им
шанса. Ну что же, будут новые росписи, если не удастся реставрировать
старые, будет и новый купол вместо обвалившегося, а здание пока накрыли
временной крышей. Реконструкция памятника архитектуры национального
значения началась еще в 2001 году, шла ни шатко ни валко, но теперь уже
точно завершится: не было бы счастья, да несчастье помогло - говорят у
нас в народе в таких случаях. Не остались в стороне и болгары,
традиционно составляющие большинство в этом районе Одесской области:
сгоревший собор - часть их национальной истории, их национальная
святыня. Парламент Болгарии выделил сто тысяч евро, болгарский
город-побратим Болграда выделил десять тысяч евро. Да и местные жители
уже собрали пятьсот тысяч гривен - это около пятидесяти тысяч евро.
Так
каким же был Спасо-Преображенский собор города Болград Одесской области
и почему слезами обливается душа, когда видишь его обугленные стены?
История
храма тесно связана с историей края и начинается она в 1821 году -
времени основания города Болград. Этому предшествовало Высочайшее
императорское разрешение селиться православным болгарам, гагаузам и
албанцам, гонимым на родине турецкими властями на землях Российской
империи. В 1812 году более двухсот тысяч переселенцев нашли убежище у
единоверных русских братьев и сестер. Так, в Задунавьи, в Буджакских
степях Бессарабии, на берегу озера Ялпуг, на самой окраине Российской
империи появились поселения, жители которых - болгары, гагаузы и
албанцы, - сохранили свое этническое и православное лицо. Российская
империя стала для них не тюрьмой народов, как любят говорить об этом
нынешние национально озабоченные граждане в нашей стране, а вторым
домом. Историческая судьба России - черпать силу в единстве многих и
разных народов, сохраняя их самобытность. Так было и так будет.
Всего
пять лет потребовалось переселенцам для возведения величественного
Спасо-Преображенского собора: с 1833 по 1838 годы. Благодарность и
память о том, как приняли их, гонимых на родной многострадальной земле,
разрешили жить на территории Российской империи, были основным мотивом
возведения величественного храма. По красоте и величию собора можно
судить и об искренности этих чувств. Почти пять тысяч человек может
вместить храм. Такое величественное здание несколько неожиданно для
небольшого города. Есть даже такая шутка - мол, царские чиновники
перепутали буквы в названии городов - Болград и Белгород.
Тем
не менее архитектор у Болградского Спасо-Преображенского и знаменитого
Исаакиевского собора Петербурга один и тот же - Огюст Монферран. Однако
при возведении Исаакиевского собора почти сразу обнаружились недостатки
как в проекте, так и в ходе работ. Тогда был объявлен конкурс среди
строителей и архитекторов на лучшее решение по переработке проекта
Монферрана, в котором победил Авраам Иванович Мельников. Именно по его
проекту и был построен Болградский Спасо-Преображенский собор. Говорят
даже, что именно здесь архитектор смог реализовать полностью все свои
задумки, только в менее крупных размерах. Наверное, поэтому и родилась
такая легенда - Болградский собор - это уменьшенная копия Исаакия. Но
это только легенда. Кубический объем Исаакия преобразован в
крестообразный, купол не господствует над сооружением, а дополняет его. У
Болградского Спасо-Преображенского собора высота более пятидесяти
метров - храм был задуман как высотный ориентир города. Купол был
увенчан невысокой гладкой колонной, несущей установленный на яблоке
двухметровый крест. Двенадцать подкупольных окон составляли основной
источник света, а сама форма купола - чуть вытянутая вверх полусфера,
которую дополняли малые купола со звонницами. Удивительно выразительно и
гармонично здание собора - портики с колоннами, арочные окна в ажурных
решетках, классический карниз.
Расписан
собор, как уже говорилось выше, по эскизам знаменитого художника
Васнецова в начале ХХ века. Росписи эти отличались от тех, которые мы
привыкли видеть в храмах, неяркой палитрой, особой манерой письма -
точная копия фресок Свято-Владимирского собора Киева (ныне захваченного
раскольниками-филаретовцами), с той разницей, что в Болграде фон -
голубой с облаками, а в Киеве - в основе торжественное золото. Однако
первоначально стены собора были чисто выбелены, а затем стали
небесно-синими с золотыми звездами. В куполе традиционно изображен
Господь Вседержитель с крестом и свитком с надписью: «Аз есмь путь и истина» - (Ин. 14, 6).
В простенках окон под куполом - двенадцать апостолов, а в парусах - четыре Евангелиста, списанные с образов из Кишиневского кафедрального собора бессарабским художником Райляну. На стенах и сводах - изображения из Ветхого и Нового Заветов. Бессарабия - солнечный край, поэтому, когда входишь под своды этого собора, глаз отдыхает, а душа, наоборот, начинает трудиться. Более ста семидесяти лет здесь не прекращается молитва, это ощущается всем трехсоставным человеческим существом.
Иконостас
главного придела - из резного дерева, покрытого листовым золотом. Всего
в храме три придела: главный - Преображения Господня и боковые:
Архистратига Божия Михаила и Рождества святого Пророка и Крестителя
Иоанна Предтечи.
Благоукрашение
нового собора стало благочестивой традицией не только для местных
жителей, но и для высокопоставленных чиновников и членов Царской семьи.
До наших дней сохранился образ святого благоверного князя Александра
Невского, пожертвование императора Александра I. Эта икона расположена
слева в главном приделе в мраморном окладе. А справа в таком же окладе -
образ святого равноапостольного князя Владимира - Крестителя Руси -
дань благодарности переселенцев генерал-лейтенанту Ивану Никитичу
Инзову, главному попечителю иностранных переселенцев Юга России.
Законной
гордостью прихода является икона святителя Николая Чудотворца в киоте
из чистого золота. Вот как велика была благодарность переселенцев за
спасение от мусульманского гнета, благополучное переселение и
благоденствие на новой родине!
Безусловно,
и сам храм, и его святыни сохранились по милости Божией. Ведь
Бессарабия неоднократно выходила из состава как Российской империи, так и
Советского Союза. Однако хоть Спасо-Преображенский собор Болграда не
был затронут волной разрушений, пронесшейся по нашей многострадальной
земле в ХХ веке, но и он остро нуждался в возрождении. В начале 90-х
годов прошлого века оживилась церковная жизнь. Начал реставрацию собора в
2001 году его настоятель и благочинный Болградского округа протоиерей
Павел Полещук, совмещая это богоугодное дело с возрождением душ
человеческих, пробуждающихся из небытия. В 2005 году его дело продолжил
протоиерей Василий Шкимбов. Реконструкция медленно шла до рокового
пожара, случившегося 26 января 2012 года.
При
соборе действуют воскресная школа и библиотека. «Люди приходят и
остаются обескураженными красотой, убранством и особой благой атмосферой
старейшей из церквей области», - пишет информационный портал болгар
Украины и с этими словами нельзя не согласиться.Практически сразу после
тушения пожара собор был открыт для добровольных помощников и уже очищен
от грязи и копоти. А в самом здании уже проходят Богослужения. Это ли
не свидетельство неугасимости молитвенной лампады - Болградского
Спасо-Преображенского собора?