Ни Петлюра, ни Ющенко, ни тем более Бандера с Мельником городов не основывали. Светлейший же князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический стоял у истоков и Екатеринослава (Днепропетровска), и Александровска (Запорожья), и Симферополя, и Севастополя, и Николаева... И, конечно же, Херсона, где он обрел свое упокоение. 5 октября исполняется 220 лет со дня смерти этого великого человека, которому обязана заселением и освоением Новороссия.
Восстановленная память
В самом центре Херсона, на территории крепости, стоит Екатерининский собор (ул. Перекопская, 13). Он заложен сыном арапа Петра Великого Иваном Ганнибалом (двоюродным дедом А. С. Пушкина) 30 августа 1781 года, а строился московским архитектором Иваном Ситниковым. Собор был освящен 17 мая 1786 года, а через год, во время пребывания в Херсоне, его посетила государыня. Она дала храму второе название - Спасский, и на фронтоне главного фасада появилась надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает».
Иконостас, по мнению современного херсонского краеведа С. Дяченко, выполнялся в западноевропейской традиции петербургскими мастерами под руководством художника Михаила Шибанова (иконостас не сохранился, часть икон находится в собрании Херсонского художественного музея им. Шовкуненко).
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона автор статьи А. Мурашкинцев дает следующее описание храма: «В соборе, под почетным балдахином, кресло императрицы, посетившей X. в 1787 г.; в ризнице - вышитая ею собственноручно риза. Иконопись собора - работы Боровиковского; некоторые лики святых - точные изображения императрицы и государственных деятелей ее времени. Внутри остатков земляных стен бывшей крепости монументы и могилы героев Очакова и Килии (Корсакова, Меллера-Закомельского, молдавского кн. Россета, принца А. Вюртембергского [брата императрицы Марии Федоровны и первого короля Вюртемберга Фридриха], Мартынова)». В настоящее время Екатерининский собор находится в ведении Херсоно-Таврической епархии Украинской православной церкви Московского патриархата.
Император Павел, вступив на престол, распорядился стереть память о фаворите матери, и склеп Потемкина был осквернен. Жители города сохранили прах своего основателя и вновь восстановили склеп в следующее царствование. При Николае І в Херсоне светлейшему князю был открыт памятник.
Идея его создания возникла у Екатерины II еще при жизни Потемкина. В 1791 году она повелела Сенату, помимо других наград, установить светлейшему памятник в том месте, где он сам пожелает. После смерти князя в особом манифесте Екатерина II приказала изготовить грамоту «с прописанием в оной завоеванных им крепостей и разных сухопутных и морских побед, войсками его одержанных: грамоту сию хранить в соборной церкви города Херсона, где соорудить мраморный памятник Таврическому, а в арсенале того ж града поместить его изображение и в честь ему выбить медаль».
В день празднования Ясского мира, во многом подготовленного светлейшим, матушка-императрица повторила свою волю, повелев «воздвигнуть монумент в граде Херсоне, им построенном».
В 1825 году скульптор Иван Мартос выполнил первый терракотовый эскиз скульптуры Потемкина. Работа была оценена в 170 тысяч рублей. Сумма весьма значительная по сравнению, например, с затратами на памятник Ришелье, который именитый ваятель согласился делать за 40 тысяч рублей. Меньше стоила и другая знаменитая работа Мартоса - памятник Минину и Пожарскому в Москве. Деньги собирали два года. Сохранилось письмо Мартоса к херсонскому губернатору Я. Ф. Гансаку, в котором скульптор говорит, что «...помнящие Потемкина находили большое сходство. Мне не приходится хвалиться, но по-моему статуе не место на площади, а в комнате».
В конце 1836 года, в 45-летнюю годовщину погребения Потемкина, памятник занял свое место. Автором нового массивного гранитного пьедестала стал итальянский архитектор Франц Карлович Боффо. После революции 1917 года монумент был закрыт брезентом и стоял, окрещенный жителями «херсонским привидением». 27 апреля 1921 года памятник был снят с постамента и перенесен во двор музея, а в начале 1944 года исчез вместе с немецко-фашистскими войсками. Место Потемкина на пьедестале с 1922 года занял бюст Карла Маркса с венком на груди, а с 1958 года - скульптура основоположника научного коммунизма. К 225-летнему юбилею Херсона, в 2003 году, горожане вновь, как и 167 лет до этого, открывали памятник Потемкину. Выполненная по специальному заказу городского головы, ныне члена Партии регионов Владимира Сальдо работа Юрика Степаняна является художественной реконструкцией скульптуры Ивана Мартоса. Перед открытием памятника архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан освятил скульптуру.
Путь созидателя
В длинной череде «екатерининских орлов» Потемкин занимает особое место. Он был не просто одним из «гвардейских жеребцов» и записных красавчиков, а являлся, пожалуй, самым одаренным администратором той эпохи. Ну почему же тогда, говоря о «Веке золотом Екатерины», мы чаще вспоминаем действительно достойных его подчиненных Суворова и Ушакова или даже братьев-нуворишей Орловых или Зубовых?
Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический при жизни не попадал в опалу, как Меншиков или Миних, не бежал за границу, как Курбский, и не организовывал заговоры, подобно Орловым, Зубовым и Палену. Наоборот, он был обожаем государыней и народом, награжден орденами, землями и дворцами, дослужился до фельдмаршальского чина...
Так в чем причина сдержанности в оценках деятельности великого, без преувеличения, государственного деятеля? Да просто из-за зависти современников и потомков к его ни с чем не сравнимым достижениям.
Григорий Потемкин происходил из мелкопоместной шяхты. Его отец Александр Васильевич, герой и инвалид петровских кампаний, при Анне Иоанновне вышел в отставку и поселился в родовом сельце Чижове под Смоленском. Там же 13 сентября 1739 года у него, 66-летнего, родился долгожданный сын Гриша.
Потемкин был в числе студентов первого набора Московского университета. А уже в июле 1757 года в числе лучших двенадцати студентов был представлен императрице Елизавете Петровне, но затем заленился и в начале 1760 года был исключен из университета за «нехождение», то есть за прогулы. Куда отправлялись отчисленные из вуза два с половиной века назад? Туда же, куда и ныне, - на военную службу. Правда, ещё в 1755 году он был записан в рейтары конной гвардии и, поступив на службу в 1761 году, при Петре III был уже вахмистром.
В 1769 году он отправился добровольцем на русско-турецкую войну. Под командованием князей А. М. Голицына и П. А. Румянцева Г.А. Потемкин отличился под Хотином, участвовал в битвах при Ларге и Кагуле, разбил турок у Ольты, сжёг Цыбры, взяв в плен много турецких судов, и потерял глаз. В 1775 году Потёмкин был назначен «главным командиром», генерал-губернатором Новороссийского края. В 1776 году австрийский кайзер Иосиф II по желанию императрицы Екатерины II возвел Потёмкина в княжеское достоинство Священной Римской империи. Как видно из докладов Г.А. Потёмкина, его непрестанно занимал вопрос о южных границах России. В особой записке, поданной императрице, он начертал целый план, как овладеть Крымом.
Беспристрастные свидетели вроде Кирилла Разумовского, в 1782 году посетившего Новороссию, не могли не удивляться успехам, достигнутым Потемкиным. Херсон являлся в это время уже весьма значимым городом на юге империи, Екатеринослав был описан как «лепоустроенный». На месте прежней пустыни, служившей путём для набегов кочевников, через каждые 20-30 вёрст находились деревни. Приглашение колонистов, закладка городов, разведение лесов и виноградников, поощрение шелководства, учреждение школ, фабрик, типографий, корабельных верфей - всё это предпринималось с большим размахом, причем Потёмкин не жалел ни денег, ни усилий, ни людей. В военном деле Потёмкин провел некоторые рациональные реформы, особенно когда стал фельдмаршалом, в 1784 году. Он изгнал из войск пудру, косички и букли, ввёл легкие сапоги. Чрезвычайно важным делом Потёмкина было сооружение флота на Чёрном море.
В 1787 году состоялось знаменитое путешествие императрицы Екатерины на юг, которое обратилось в торжество свершений Потёмкина. Херсон со своей крепостью удивил даже иностранцев. При прощании с императрицей в Харькове Потёмкин получил почетное звание Таврического. В 1787 году началась война с Турцией. Ход боевых действий складывался явно не в пользу России. Потёмкин, возглавивший русские войска, пал духом и думал даже об уступках туркам. Императрице в письмах приходилось неоднократно поддерживать его бодрость. Это потом уже были победы графа Румянцева-Задунайского, взяты Хотин и Очаков. После взятия Очакова Потёмкин вернулся в Санкт-Петербург, всячески чествуемый по пути. В столице он получил щедрые награды и часто вёл с императрицей беседы о внешней политике. Вернувшись в зону боевых действий, он позаботился о пополнении войск и медленно продвигался с главными силами русской армии к Днестру. Осаждённые им Бендеры сдались без кровопролития. В 1790 году Г. Потёмкин получил титул гетмана казацких екатеринославских и черноморских войск. После побед генерал-фельдмаршала Н.В. Репнина на Салче и генерал-аншефа А.В. Суворова при Измаиле в январе 1791 года Потёмкин испросил позволение императрицы явиться в Санкт-Петербург и в последний раз прибыл в столицу. Вернувшись к войскам, он стал готовить Ясский мир. Однако болезнь помешала ему довести начатое дело до конца. 5 октября 1791 года в степи в 40 вёрстах от Ясс Потёмкин, собиравшийся ехать в Николаев, умер от перемежающейся лихорадки. «Будет теперь... - произнес он, - некуда ехать... я умираю! Выньте меня из коляски, я хочу умереть в поле...»
Его вынесли на постели и положили на траву. Полежав около часа, он стал отходить и скончался в полдень в воскресенье, 5 октября 1791 года. Один из казаков, бывших в его свите, положил покойному на глаза два медных гроша, чтобы веки сомкнулись... К ночи труп Потемкина, сопровождаемый факелоносцами, был привезен обратно в Яссы.
Что
бы ни говорили о Г.А. Потемкине при его жизни и тем более после его
кончины, ясно одно - это был самый недюжинный из екатерининских
современников, талантливый администратор, деятельный и энергичный
человек, начинания которого на юге России составляют несомненную его
заслугу перед потомством. Его «рвение ко славе и величию отечества», по
выражению Екатерины II, «пребудут навсегда незабвенными». А созданные
им города и теперь принадлежат к наиболее важным населенным пунктам юга
Украины.
http://odnarodyna.com.ua/articles/4/2116.html