Кого убивает зависть?

0
368
Время на чтение 7 минут

Письмо 21

Продолжаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями.

 

Г. Доре. Каин убивает Авеля
Г. Доре. Каин убивает Авеля
«Здравствуйте, Мария! Трагедия, случившаяся с моей красавицей сестрой, потрясла весь наш городок. Прошло два года, но моя боль не утихает, наверное, потому, что до сих пор остается загадкой, что же именно произошло в тот роковой вечер. Формально виноватых в гибели Светланы нет, это "несчастный случай", но я убеждена, что ее убила зависть. Моя сестра была слишком красива и слишком счастлива и при этом слишком открыта.

Мария, не подумайте, что пишу так, потому что любила ее, нет. Так считают многие в нашем городке. Своей открытостью она была уязвима для зависти - к ней часто тянулись какие-то ущербные люди, которым она помогала, а они потом ее обманывали или делали гадости.

Светлане было не полных 25, у нее все было хорошо. Любимый муж Саша ее боготворил; когда они вдвоем шли куда-то, все восхищались: "Какая пара!" У нее росла трехлетняя Лизонька, такая же синеглазка, как мама. За два месяца до трагедии им дали новую двухкомнатную квартиру вместо барака, в котором они ютились раньше. Вот с этой квартиры все и началось. У них в бараке была соседка - тоже Светой звали. Близки с моей сестрой они никогда не были, соседка была на десять лет старше сестры, а главное - завистливая очень. Без нужды с ней никто не общался, но моя Светланка хоть особо не привечала, но и не отталкивала, когда та к ней лезла, - деликатная была слишком.

Только они отпраздновали новоселье, недели не прошло, захожу к ним, а там эта Светка. Сестра объясняет: попросилась пожить, пока ей новую комнату не дадут, ее совсем в аварийном состоянии. Их барак и вправду давно под снос шел; Светланке с Сашей первыми квартиру дали, других долго еще расселяли. Потом, помню, прихожу недели через две, а соседка в лучшей светланкиной кофточке красуется. Сестра объясняет: "Света как кофточку на мне увидела, так у нее глаза и загорелись, вот я и подарила - пусть носит!" Такая у меня было сестра.

А соседка эта никогда красотой не отличалась, но тут я ее даже не узнала - как будто расцвела в светланкиной кофточке, порозовела вся, с Сашей кокетничает - смех да и только. За Сашу мы спокойны были, уж очень он мою Светланку любил, но этим переменам удивились. Потом подруга, с которой я тогда была, сказала: "Да пусть она хоть все светланкины кофточки наденет - а Светланкой не станет..." Да и расцвела-то она ненадолго - и на вечер не хватило: сидим, пьем чай, а из нее опять какое-то ехидство, зависть поперли. Саша, помню, в сердцах сказал: "Достала уже"; чувствовалось, что у них с сестрой из-за этой гостьи отношения обострились.

Когда произошла трагедия, я была в командировки в Омске; меня вызвали уже на похороны. На Саше во время похорон лица не было; потом ночью он плакал, каялся, говорил, что последние две недели между ним со Светланкой будто кошка пробежала, мир из семьи ушел, ссорились по пустякам. Раньше такого не было, и он все ждал, когда этой Светке наконец комнату дадут. В тот злополучный вечер Саша поздно вернулся с работы; говорит, сам не знает, какая муха его укусила: накричал на Светланку, отшлепал Лизу... На самом деле ничего особенного, такое в любой семье бывает; они бы никогда не стали выяснять отношения ни при ребенке, ни при этой Светке, но в тот вечер моя Светланка молча натянула сапоги, прихватила пальто - семейные сцены она не выносила, - бросила: "Я в магазин!" - и все. Саша до сих пор убивается, что тогда ее не остановил!

Светлану нашли поздно ночью... И даже сейчас мне тяжело об этом писать, до сих пор не могу ни понять эту смерть, ни смириться с ней. Все повторяли одно: "Нелепая случайность", "роковое стечение обстоятельств". Как сестра оказалась в этой части города, где на нее сорвался огромный строительный щит? Зачем пошла туда? Ей там нечего было делать. Мы все думаем, что она пошла посмотреть на дом, где давали комнату соседке: скоро ли? На снегу, рядом с рухнувшим щитом, лежал торт, который Светланка несла домой, а вокруг валялись разбросанные апельсины.

Мария, только, пожалуйста, не подумайте, что я ищу виноватых. У меня образование инженера, я знаю, что такое случай и теория вероятности, и все же я хочу спросить: может ли зависть убить человека? Не в прямом, уголовном смысле, когда подсыпают яд, а как концентрация злобы?

Когда через несколько дней после похорон я увидела, что Светка вроде и не собирается съезжать, а, наоборот, липнет к Саше и Лизоньке - "утешает", я высказала все: и про ее завистливость, и про то, что у нас в городе думают про ее черную энергетику...

Говорят, ее видели в соседнем городке: такая же, как раньше, завистливая, только еще больше почернела и ссохлась как-то.

Елена».

Здравствуйте, Елена! Смерть - это всегда трагедия, и она всегда противоестественна. Смириться со смертью любимого, близкого тебе человека бесконечно трудно. Поэтому когда известие о смерти обрушивается на нас, мы начинаем мучительно искать причины произошедшего. Причем ищем их, не только разматывая цепочку внешних событий, но вглядываясь в духовный, внутренний план человеческого бытия. И это правильно. Другое дело, что законы духовного мира гораздо сложнее, чем может показаться.

Святитель Василий Великий, церковный писатель и богослов, считал зависть самой опасной, самой пагубной из всех страстей, зарождающихся в душе человека. Этот порок сопровождает род человеческий с самого его начала. В Библии рассказывается о том, как зависть вошла в сердце Каина, когда он увидел, что Бог принял жертву от Авеля, но не принял от него. Каин отдал свое сердце зависти - и убил брата. Так зависть и смерть впервые оказались в одной связке. А далее - уже по всему пути следования человечества.

В книге «Притчи Соломона» есть такие слова: «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова ты потратишь напрасно» (Притч. 23: 6-8). Этим словам библейской мудрости без малого три тысячи лет. А 1-й псалом царя Давида начинается так: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1: 1). Безусловно, помимо глубокого богословского смысла, в этих словах звучит и прямое предупреждение.

И все же, Елена, это разрушительное чувство - зависть - само по себе не обладает магической силой. Иначе род человеческий давно бы прекратил свое существование. Для того чтобы убить Авеля, снедаемый завистью Каин должен был отвести брата в поле и там «восстать на него». А пушкинский Сальери - подсыпать яд - буквально, а не метафорически.

Вот что писал в своих «Творениях» Василий Великий, посвятивший зависти целую главу: «Страждущих завистию почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения... как будто из завистливых глаз льется какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверье, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема». Сказано это еще в IV веке.

И все-таки отвергнутое святым поверье о магической силе зависти живо. И неслучайно. Мы все чувствуем, что зависть - губительная сила. Только кого она губит? Авеля или Каина? Моцарта или Сальери?

Вы никогда не задумывались над тем, почему Моцарт позволяет себя убить? Даже самый неискушенный школьник, впервые взявший в руки «Маленькие трагедии», легко догадается, к чему дело клонится. Школьник догадается, а вот гений Моцарт - нет. Он доверчиво, с какой-то необъяснимой фатальностью движется к финалу. Так и хочется крикнуть: «Осторожно! Разве ты не видишь отраву в этой улыбке?! Разве не слышишь, какой яд в этих словах?!» В том-то и дело - не видит и не слышит. С одной стороны, как гений, человек тонкий, чуткий, он предчувствует близость смерти. С другой - он не видит, что смерть может исходить отсюда. Почему? Почему он не опознает зависть?

Очень просто - потому что она ему незнакома. Он никогда не знал ее в себе, она никогда не входила в его сердце и уж тем более не сжигала его адским огнем. Он не знает, что это такое. Поэтому Моцарт и не «считывает» сигналы об опасности, исходящие от Сальери. Поэтому он спокойно садиться «вкушать с завистником». И даже тогда, когда, казалось бы, уже не Сальери, а сама зависть сидит напротив, он не принимает в свою душу этот грех - даже на уровне узнавания. Не увидев опасности, не распознав ее, Моцарт дает себя отравить, он умирает. Но вот парадокс! Безвременная смерть здесь жизнь, потому что есть полная свобода от греха.

В «Моцарте и Сальери» Пушкин, по меткому слову Фазиля Искандера, «с болдинской свечой в руке провел нас по катакомбам человеческой подлости». Но не только. С прозорливостью гения Пушкин продемонстрировал нам важнейший духовный закон: Моцарт гибнет физически, но не духовно. А вот Сальери, сначала впустивший в свое сердце зависть, а потом отдавший его зависти безраздельно, уже не может остановиться - он идет путем дьявола до конца, а значит - гибнет. По слову Василия Великого, зависть как ехидна, о которых говорят, что «они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается».

Сил Вам Елена и помощи Божией.

Молитва святого Иоанна Кронштадтского о завистливом

Господи, просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, безчисленных неизследимых даров Твоих, ихже прият от неисчетных щедрот Твоих, в ослеплении бо страсти своея забы Тебя и дары Твои богатые, и нища себя быти вмени, богат сый благами Твоими, и сего ради зрит прелестне на благая рабов Твоих, имиже, о пренеизглаголанная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отьими, всеблагий Владыко, покрывало диавола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою волю и да не отторгнет его от руки Твоея.


http://www.pravoslavie.ru/jurnal/48257.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Городова
Лента времени
Когда история не разделяет, а объединяет
20.11.2015
"Белый ангел" над Москвой
Крестный ход памяти героев Первой мировой войны прошел в столице
17.02.2015
Наказание зла
Порок выглядит соблазнительным чаще, чем мы думаем
23.07.2012
Все статьи Мария Городова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.11.2024 12:30
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44