Наблюдения над болью

0
668
Время на чтение 5 минут

Мария Городова - обозреватель «Российской газеты», автор известных книг «Корабль спасения», «Любовь долготерпит», «Колыбель огня» и просто... дочь, которая сейчас ухаживает за тяжело больным отцом. Своими мыслями о том, как помочь близкому и что это значит - «разделить боль», Мария делится с читателями своего блога и нашего сайта.

Заброшенность страшнее, чем сама болезнь. С болезнью еще можно бороться и даже её побеждать, а заброшенность не оставляет шансов. Больному нужен кто-то рядом - тот, кто поддержит его в борьбе. Возможно, это происходит на каком-то животном, энергетическом уровне. Раньше я во все эти «биоэнергетики» не верила, памятуя ещё с биофизики МГУ, что биоэнергетика - это наука о том, как в клетке, точнее в митохондриях, на биохимическом уровне происходит превращение энергии из одного вида в другой.

Сейчас, можно сказать, опытным путем, убедилась в том, что если рядом с больным есть неравнодушный, чуткий, сострадательный человек (я уж не говорю «любящий»), то он и угасание замедляет, и с болью помогает справляться. Да, если боль сильная, человек кричит. Но если он при этом чувствует, что его крик услышан, это делает боль слабее. То есть это борьба с болью - в прямом, физиологическом смысле. Если на крик от боли есть ответ - сочувствие, какие-то действия, боль уменьшается, она будто перераспределяется: тот, кто рядом, берет часть боли на себя, принимает её. Если рядом никого нет или рядом люди, закрытые для чужой боли, защищающиеся от нее, отгородившиеся от неё, - всё, боль возьмет верх, она истерзает больного.

Да, сейчас есть широкий спектр медицинских препаратов, снимающих болевые симптомы, но это не отменяет необходимость присутствия сочувствия рядом. Пишу это всё и вспоминаю другую боль - уже не физическую. Когда мой старший сын Петя погиб, боль была невыносимая, убивающая, и я отчетливо помню один звонок - позвонила жена Давида Федоровича Тухманова Любовь Викторовна. Со словами сочувствия, которые я тогда и не очень воспринимала. Но я хорошо запомнила чувство облегчения, которое возникло после того звонка - даже дышать стало легче. Боль не ушла, но стала спасительно слабее. Любовь Викторовна, скорее, даже не словами (повторюсь, я их плохо воспринимала в тот момент), сколько искренним участием просто разделила со мной мою боль. И это спасло меня. Думаю, это Господь направил её руку набрать мой номер именно в тот миг. Он являет нам Себя, Свою помощь, Свою Любовь через людей. А лекарства - да, они притупляют чувствительность, но не убирают саму боль. Кстати, вот эти мои «наблюдения» (ой, ужас, слово-то какое, но, ладно, оставлю «наблюдения» - это ведь из сферы науки, значит, смогут кому-то помочь! облегчить!). Так вот, эти наблюдения объясняют, почему больные становятся капризны и на наш взгляд эгоистичны. 

Капризность здесь - попытка привлечь наше внимание к сидящей в них боли, болезни, уже неумение с ней справляться, SOS организма к нам, тем, кто рядом: «Вглядись, у меня все не так! Без тебя я уже не могу!». Кстати, у маленьких детей это хорошо заметно: начал капризничать - в ночь или температуру жди, или еще как-то болезнь явно себя проявит, а пока только капризы - как сигнал, что всё идёт не так. А вот эгоизм больного - это уже обращение личности к своей боли, больной уже не в окружающий мир смотрит, а в себя вглядывается - в то смертоносное, что в нем сидит. Ну и страх, конечно. Он и эгоизм усиливает, и капризность. И агрессию порождает. Страх всегда на стороне боли. Страх разрушает. Усиливает губительное действие боли. Но дать бесстрашие может только живая вера. Живая встреча с Ним. А благодать после Таинств как-то боль усмиряет. Затихает всё. 

Думаю, в боли один смысл - она учительница смирения. Жестокая учительница. А для тех, кто рядом, боль ближнего - проверка сердца. Как в молитве: «Господи, посети убо нощию и искуси сердце моё!». А еще болезнь ближнего - дорога отречения от своего «я».

 

 

Рядом с тяжелым больным есть два пути. Первый: почувствовав, что чужая болезнь разрушает и тебя, что и тебе от неё плохо, начать думать о себе, защищать себя. И это обычно получается - ты ведь сильнее. Или второй путь: распластать себя на алтаре чужой болезни. Но и этот путь, как и первый, - тупик. Потому что страдание действительно разрушительно. Хоть твоё, хоть чужое. Это не выдумки - суровая правда: ухаживающие за больным и сами начинают болеть. И тогда ты опять перед первой дорожкой: отступить, бежать с поля боя, уже с потерями для себя, но, значит, тем более бежать - «своя рубашка ближе к телу». Бежать, пусть и не в буквальном смысле слова, а просто закрывшись броней эгоизма, отгородившись от страдающего. Испытание снова оказывается тебе не по силам. Почему? Потому что ни твоего сочувствия, ни твоей жалости, ни твоего чувства долга, ни твоей способности сопереживать, ни твоей совестливости и укорененности в желании жить по законам нравственности, ни даже всех этих прекрасных качеств человеческой души, вместе взятых, оказывается недостаточно, чтобы понести чужое мучение. Рано или поздно выползет твоё «я» и возопит: «Почему его страдания важней моей боли?!». Как выразилась одна медсестра: «Чем это их запоры важней моего повышенного давления?». И всё. Ты закрылся, ты уже думаешь только о себе. До тебя не докричаться. Твой больной брошен. Даже если при этом ты со знанием дела ставишь клизмы и по часам выдаёшь таблетки. 

Но не мне осуждать, не мне. Такая защита броней эгоизма не просто понятна, она - по-человечески обычна. Сверхобычна - Любовь. Любовь надмирна. Она не отсюда. Любовь - это сверхчеловеческое.

 

 

Вот он сидит, лежит, твой больной: тщедушный, со страхом, прячущимся за грозный взгляд, с дрожью голоса - за крик и невесть откуда взявшиеся командирские замашки, - Зевс-громовержец, которому не подвластны ни его кишечник, ни почки с мочевым пузырем, ни даже руки-ноги-гортань, предательски отказывающиеся служить, и он, безмерно пугаясь этого непослушания, этого бунта, кричит всё громче и громче, пытаясь криком, агрессией вернуть привычное повиновение, и ты уже, кажется, больше не можешь вынести этот кошмар... «Господи, Господи! Когда ж это кончится!»... Как вдруг вместо огромной, отупляющей многодневной усталости, вместо твоего внутреннего протеста и крика-мольбы, тебя погребает под собой волна - волна любви к нему, беспомощному, смешному, беззащитному, и ты не столько понимаешь, сколько чувствуешь: Господь рядом. Это Его Любовь накрыла вас. Все эти мысли: «Боже мой, как я устала! Господи, я сейчас сама заору!», - это все твоё. Это всё человеческое. А вот эта безмерная любовь, подхватившая, как песчинку, тебя, эта Любовь - она от Него. Тебя накрывает эта волна безбрежной любви, и уже нет усталости, и нет твоей боли - всё растворяется в любви, и твоё «я» тоже погребено ею - «любовь все переносит». И ты, счастливая, еще не осознав, что произошло, не произносишь - выдыхаешь: «Господи! Не оставь! Дай мне быть верною в малом - дай послужить орудием Любви Твоей!». 

Блог Марии Городовой

Фото из открытых интернет-источников

http://www.taday.ru/text/1354638.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Городова
Лента времени
Когда история не разделяет, а объединяет
20.11.2015
"Белый ангел" над Москвой
Крестный ход памяти героев Первой мировой войны прошел в столице
17.02.2015
Наказание зла
Порок выглядит соблазнительным чаще, чем мы думаем
23.07.2012
Любовь как повседневный подвиг
В октябрьском номере "Фомы" в разделе "Люди" мы объединили несколько публикаций под одним названием: «Старикам здесь не место»
24.10.2011
Все статьи Мария Городова
Последние комментарии
Тогда не диктатура, а Сам Господь поможет обрести России Царя
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
02.11.2024 12:47
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.11.2024 12:47
«Началась эпоха идейных патриотов»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
02.11.2024 11:52
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
02.11.2024 11:26
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.11.2024 11:00
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Сергей из НН
02.11.2024 09:19