День Святой Троицы

0
650
Время на чтение 6 минут
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.
(Тропарь праздника)

На пятидесятый день после Пасхи Православная Церковь отмечает День Святой Троицы, или Святую Пятидесятницу. По своему значению этот праздник часто называют днем рождения Церкви.

Огненные языки

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,
и почили по одному на каждом из них
(Деян. 2, 3).

В День Святой Троицы вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа. Это событие совершилось в Иерусалиме после Вознесения Господня при наступлении праздника иудейской Пятидесятницы. По закону Моисееву было принято праздновать 50-й день после Пасхи, когда заканчивалась жатва и освящались первые плоды нового урожая. С этим праздником у евреев связывалось также воспоминание Синай­ского законодательства.

На Пятидесятницу иудеи в великом множестве отовсюду стекались в Иерусалим. Интерес к торговле и бесконечные войны, в которых они часто становились добычей победителей, рассеял иудейский народ далеко за пределами Палестины. И вот ежегодно евреи прибывали в Иерусалим из Европы, Азии и даже Африки, чтобы отпраздновать иудейскую Пятидесятницу. В городе в те дни царило невероятное столпотворение.

Ученики Христовы, как сказано в книге Деяний святых Апостолов, после Вознесения Христова возвратились в Иерусалим и единодушно пребывали в молении и молитве (Деян. 1, 12-14) в горнице (верхней комнате дома), быть может, той самой, где была совершена Спасителем Тайная вечеря. Вместе с Апостолами находились жены-мироносицы во главе с Пресвятой Девой Марией. Общее число учеников Христовых - первая община верных - достигало 120 человек. Все они пребывали в напряженном молитвенном ожидании сошествия Святого Духа, которого Христос обещал послать от Отца по Своем Вознесении (Ин. 15, 26).

И вот утром, когда ученики собирались идти в храм, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2-4).

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (Деян. 2, 7). Ученики Хрис­товы, своим видом обнаружив галилейское происхождение (а Галилея слыла страной темной и необразованной), приводят народ в смятение. Как эти невежды могут говорить на стольких языках, откуда у этих простецов, которые за свою жизнь обычно не видят ничего, кроме утлой лодчонки, старых сетей и Галилейского моря, взялись такие знания? Многие из удивлявшихся находят лишь одно объяснение: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).

В говорении Апостолов на разных языках мы видим прообраз того, что в Церковь Христову должны войти все племена и народы. Как когда-то Господь смешал языки строителей Вавилонской башни, и они, перестав друг друга понимать, оставили свое безумное предприятие и разошлись по разным странам, так Апостолам дар языков был дан, чтобы понести слово Божие многим народам.

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа»,- слышим мы в кондаке праздника.

Почему же сейчас мы не встречаем у христиан таких чрезвычайных способностей? Почему в настоящее время миссионерам, готовящимся проповедовать слово Божие в других странах, среди чужих народов, приходится не один год просидеть над учебниками? «Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является»,- пишет догматист священник Олег Давыденков.

От Отца через Сына в Духе Святом

Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником,
Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех.

Теперь зададимся вопросом: почему праздник, когда вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа, называется Церковью Днем Святой Троицы? Почему богослужение Пятидесятницы в своих песнопениях и чтениях так глубоко и назидательно раскрывает всю сущность учения о Триипостасном Боге?

Потому что в день Святой Пятидесятницы завершается домостроительство нашего спасения, в котором равно участвует Отец, Сын и Святой Дух. «Чему быть благословил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий,- то присвоить верующим снизшел ныне Дух Святый»,- пишет святитель Феофан Затворник.

Божественная благодать является общей для всех Трех Лиц Святой Троицы. И Отец, и Сын, и Святой Дух участвуют в ее раздаянии. «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом»,- пишет святитель Афанасий Великий. Почему же мы привычно говорим о благодати Святого Духа? Потому, что благодать достигает нас, по слову святителя Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Непосредственное усвоение нам благодати осуществляет именно Третье Лицо Пресвятой Троицы.

«Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа: Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе»,- слышим мы во время богослужения праздника.

Так, в день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Святой Троицы. Догмат о Триипостасном Боге является основным в христианстве. Все богослужения нашей Церкви начинаются с прославления Святой Троицы. В таинстве Крещения Церковь возрождает человека к вечной жизни во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Кающемуся отпускаются грехи также во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При погребении усопшего священник возглашает молитву: «Яко Ты еси воскресение, живот и покой...» - и заканчивает обращением к Пресвятой Троице.

Праздник попразднственный

Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, дух разума безумию моему даруяй,

духом страха Твоего моя осени дела, и дух правый обнови в утробе моей,

и духом владычним мыслей моих  поползновение утверди...
(Из молитвы коленопреклоненной
святителя Василия Великого)

Праздник Святой Пятидесятницы отмечали с великой торжественностью с первых веков христианства. Уже в Апостольских постановлениях мы встречаем указание: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (то есть Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

День Святой Пятидесятницы, как мы слышим в церковных песнопениях, праздник попразднственный, будто венчающий, завершающий все великие двунадесятые праздники. На Божественной литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся...», что обусловлено древним обычаем крестить в этот день оглашенных.

Великая вечерня в день праздника совершается в соединении с Литургией. Во время вечерни читаются три коленопре­клоненных молитвы святителя Василия Великого. (Колена преклоняются впервые после Пасхи.) Эти молитвы священник читает, стоя на коленях в царских вратах лицом к народу.

Существует древний обычай в день Пятидесятницы украшать храмы и дома ветвями деревьев, разнотравьем и цветами. Вероятно, так еще по ветхозаветной традиции была убрана Иерусалимская горница, где Дух Святой сошел на Апостолов. Украшенные зеленью храмы и дома напоминают также о Мамврийской дубраве, где патриарх Авраам удостоился принять под видом трех странников Святую Троицу.

В понедельник после Пятидесятницы Церковью празднуется День Святого Духа. Седмица после Троицы - сплошная. Мясоед в среду и пятницу установлен не ввиду грядущего Апостольского поста, а по случаю величия праздника Святой Троицы. Как пишет церковный писатель XIII века епископ Цитр­ский Иоанн: «Разрешается (то есть отменяется) пост на седмицу по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой равночестен Отцу и Сыну и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

Подготовил Денис Каменщиков

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57288&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Каменщиков
Все статьи Денис Каменщиков
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06