Вселенский святитель

0
350
Время на чтение 6 минут

Служение этого человека даже в лике святителей Церкви Христовой занимает особое место. Оставив карьеру блестящего адвоката, он долго колеблется перед принятием монашества, опасаясь, что из-за слабого здоровья не сможет понести аскетических трудов; он всеми силами избегает священного сана, а став священником лишь по настоянию епископа, за свои прекрасные проповеди нарекается народом Златоустом; он составляет чин Литургии, которая совершается и поныне большую часть года; будучи архиепископом Константинополя и имея неисчислимые заботы, он оставляет нам обширные толкования Священного Писания и бесценное богословское наследие. Память этого удивительного святого, святителя Иоанна Златоуста, Церковь празднует 26 ноября.

Истинная философия

Будущий святитель родился в 347 году в Антиохии в семье военачальника. Он рос слабым и болезненным ребенком. Отец, быть может, печалился, видя, что из наследника не получится хороший военачальник и, конечно, не думал, что его сын станет одним из величайших воинов и полководцев в невидимой брани, в сражении не против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Вскоре отец умер, и воспитанием будущего святителя занялась его мать. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания. Иоанну учителя пророчили блестящую светскую карьеру, но юноша, поработав немного адвокатом, после смерти матери удалился в пустыню и принял иночество, которое назвал истинной философией. Через какое-то время молодого подвижника сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана. Святой Иоанн, размышляя над высотой священнического служения, написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. В пустыне будущий святитель провел четыре года, два из них - в пещере, в полном уединении и безмолвии. Суровые постнические подвиги расстроили и без того слабое здоровье святого Иоанна - всю оставшуюся жизнь он страдал болезнями желудка.

Архиепископ Константинополя

В 386 году Иоанн по настоянию своего давнего учителя и духовного наставника епископа Антиохийского Флавиана принял сан священника. На него возложили обязанность проповедовать слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником и получил от паствы наименование Златоуст. Двенадцать лет, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, он проповедовал в антиохийском храме, потрясая сердца слушателей. Сам пресвитер Иоанн почти никогда не записывал свои проповеди; эти пламенные слова дошли до нас благодаря стенографам. В тот период его служения были записаны толкования на многие книги Священного Писания (Бытие, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники. Народ, слушая святого, часто плакал и, по обычаю того времени, встречал проповеди бурными аплодисментами. На это святой Иоанн со скорбью говорил, что вместо того, чтобы хлопать в ладоши, лучше бы они исполнили что-нибудь из услышанного.

Попечениями пресвитера Иоанна Антиохийская Церковь питала каждый день до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии на Константинопольскую кафедру. Прибыв в столицу и взойдя на кафедру, святой архипастырь сразу приступил к реформам. И первым делом принялся врачевать дурные нравы столичного духовенства. Золотые застежки на сапогах константинопольских священников повергли святителя Иоанна в шок. Этот подвижник-аскет не посчитал возможным мириться с существующим положением. «Вы проповедуете о небе, а сами вросли в землю так, что вам никто не верит»,- говорил святитель духовенству. С решимостью и природной отвагой, унаследованной от отца-­полководца, святитель Иоанн принялся наводить новые порядки. В своей книге «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» А.Л. Дворкин пишет об этом так: «Он призвал богатых уделять из своего имения что-нибудь бедным; стал налагать канонические прещения на распустившийся при Нектарии клир... монахам запретил свободно гулять по городу...

...Удалил всю роскошь из архиепископского жилища, отказался от устройства приемов и банкетов, да и сам не стал ходить по пирам у богатых граждан... Из-за больного желудка св. Иоанн мог есть только рисовую кашу и какие-то пресные лепешки и всегда трапезничал один. Большую часть церковных денег он тратил на помощь бедным, устройство больниц и другие благотворительные нужды. Все роскошные приемы прекратились.

...Он совершенно не был дипломатом, а высказывал всем без разбора в лицо все, что, по его мнению, им было бы душеполезно о себе услышать...

Из-за болезни свт. Иоанн не мог долго держать абсолютный пост и сразу же по завершении Евхаристии прямо в алтаре подкреплялся какими-то лепешками. Это послужило источником слухов о его чревоугодии и невоздержанности.

Св.Иоанн настроил против себя богатых, проповедуя, что частная собственность существует лишь вследствие грехопадения Адама, и обличая тех, кто строит десятый роскошный дом, а ничего не подает нищим, так как опасается, что у него не хватит денег на облицовку своей уборной золотом. Он настроил против себя вдов, посоветовав им побыстрее выйти замуж, если они никак не могут вести себя соответственно их положению. Он настроил против себя мужей, заявив, что они не вправе требовать от своих жен верности, если они не верны им сами. Он настроил против себя жен, обличая их за пристрастие к роскоши и украшениям...

Реформы Иоанна распространялись и за пределы Константинополя. Он обнаружил, что в провинции Асии митрополит Эфесский взимал с епископов плату за хиротонию. Иоанн отправился туда... Расследовав дело, нашел рукоположения 13 епископов неканоничными и низложил их. С точки зрения церковного права столичный архиепископ, конечно, не мог так поступить, ... но важнее буквы канонов для Иоанна были порядок и справедливость. Так он нажил себе новых врагов».

Кроме административных реформ, святитель Иоанн положил много трудов на устроение богослужебной жизни: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Любовь к длительным и частым богослужениям святой привил и своей пастве.

Изгнание

Неспособный к каким-либо интригам и не желавший мириться с неправдой, святитель Иоанн был оклеветан, неправедно осужден и низложен. Произнеся в соборе последнюю проповедь, святой отправился в изгнание. Однако в столице народ, который очень любил своего архипастыря, поднял бунт. К тому же случилось землетрясение. Испуганная императрица срочно послала письмо изгнанному архипастырю, умоляя его вернуться. Но через месяц он был снова сослан, уже навсегда. По удалении святителя из столицы пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а вскоре умерла и сама императрица.

Смерть святителя

Тряская повозка, запряженная парой волов, медленно тащилась по каменистой горной дороге. Моросил холодный осенний дождь. На повозке, в груде какой-то ветоши, закутавшись в шерстяной плащ, из ссылки в ссылку ехал вселенский святитель - великий Иоанн Златоуст. Повозку встряхивало на ухабах. Святой медленно таял от многочисленных болезней, безучастно глядя вокруг усталым, отрешенным взором. Небольшой отряд конных воинов сопровождал изгнанного святителя. Солдаты­-греки проклинали и эти варварские горы, и моросящий дождь, и начальство, по воле которого они оказались за много дней пути от родной заставы.

Святитель сполна узнал, с какой злобой и неистовством обрушивается мир на того, кто дерзает обличать его беззакония. Влиятельные враги не оставили его в покое и в изгнании. Но и святой Иоанн, даже находясь в ссылке, не прервал своего служения. Отправленный в Армению, он старался укрепить своих духовных чад, рассылая многочисленные письма утешения и наставления епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но из столицы пришел приказ перевести его в глухое местечко в Абхазии (в нынешнюю Пицунду).

Отряд остановился на ночевку в каком-то селении. Здесь силы совсем оставили святителя. Ночью ему явился мученик Василиск. «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»,- сказал он. Утром умирающий святитель причастился и со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу, оставив многим поколениям христиан великий пример стояния за Правду и Истину, стояния даже до смерти!

Подготовил Денис Каменщиков

Газета "Православная вера", № 22 (450), ноябрь, 2011 г.

Материал опубликован на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=58636&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Каменщиков
Все статьи Денис Каменщиков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 19:24
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33