itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Два полюса одного служения

0
256
Время на чтение 6 минут

Церковь сегодня существует в условиях совершенно особых. Перед нами открыты многие дороги. Социальная, просветительская, миссионерская деятельность - все эти сферы выходят сейчас на первый план и ждут своих тружеников. Однако часто приходится слышать мнение, будто перекос во внешнюю деятельность затмевает, вытесняет жизнь духовную, мистическую. Сторонники подобных суждений говорят о том, что такая внешняя активность для Церкви нечто инородное, ей не свойственное. Так ли это? Попробуем разобраться.

Взаимоисключение или взаимодополнение?

...Вера без дел мертва
(Иак. 2, 26).

При первом рассмотрении кажется, что вопрос о сочетании внешней деятельности христианина с его молитвенной, сокровенной, духовной жизнью - это вопрос нашего времени, сегодняшних церковных реалий. Однако это не так. Обсуждение данной проблемы мы встречаем в трудах святых отцов древности, в частности святителя Григория Богослова, который жил еще IV веке. Судьба святителя складывалась так, что, будучи по своему внутреннему устроению более созерцателем, нежели деятелем, он всю жизнь стремился к уединению, к тихой жизни в монастыре, но Господь судил ему потрудиться в епископском сане, в самой гуще общественной жизни. Поэтому для святителя Григория этот вопрос тоже стоял довольно остро. По святоотеческому учению существует два типа христианской жизни - уединенно-созерцательная и общественно-деятельная. По мысли святителя, каждая из этих двух форм христианского служения имеет свои достоинства и свои недостатки. Жизнь уединенная, созерцательная, воспитывая в человеке молитвенную сосредоточенность, замыкается на самом человеке, не распространяется на ближних. Жизнь же общественная, закаляя добродетели, отвлекает от внутреннего, молитвенного делания. И только при взаимодополнении, гармоничном сочетании созерцательной и деятельной жизни служение христианина, по мысли святителя, будет полноценным, целостным.

Сильные доводы

Вы - свет мира
(Мф. 5, 16).

Противники активной внешней деятельности Церкви часто приводят доводы, с которыми трудно не согласиться. Один из них заключается в том, что если мы будем истинными христианами, если будем добродетельны, то никакая внешняя деятельность не понадобится - мир сам потянется к нам, будучи поражен нашей жизнью. Час­то после такого утверждения приводится пример преподобного Сергия Радонежского и его учеников, которые бежали от мира, а мир следовал за ними. Да, действительно, некоторые русские города в то время вырастали вокруг монастырей. Кто-нибудь из учеников преподобного Сергия, ища сугубого уединения, уходил в самую глухомань, имея в мешке за спиной лишь Евангелие, добротный плотницкий топор да горсть сухарей. Отшельник поселялся в пещере или рубил себе келью и жил много лет в суровых трудах и подвигах. Постепенно к нему начинали тянуться люди, желающие такого же постнического жития или ища духовного совета и утешения. Разрастался монастырь, вокруг него строился посад, а затем зачастую и город. Обитель становилась настоящим духовно-культурным центром региона и играла в его общественной жизни огромную роль. С этим примером невозможно не согласиться. Но те, кто на его основании говорят о ненужности миссионерской или социальной деятельности, забывают о том, что на подвиг такого сурового жития способны единицы, а быть для мира солью и светом призван каждый христианин. Вспомним, что и Свой Страшный Суд Господь будет вершить преимущественно по делам любви и милосердия, которые доступны каждому из нас. Кроме того, в истории Церкви есть масса примеров, когда какой­нибудь подвижник покидал возлюбленную пустыню, если видел, что мир нуждается в его служении. Яркий пример тому - святитель Филипп, митрополит Московский, который оставил выпестованную им Соловецкую обитель, и отправился в Москву, на митрополичий престол, чтобы среди ужасов тирании царя Иоанна Грозного и его опричников в святительском сане служить Богу и людям.

Есть у противников внешней церковной деятельности еще один сильный довод. Зачем, спрашивают они, куда-то идти, когда люди сейчас сами приходят в храм, а мы им не можем уделить должного внимания? Зачем священнику или миссионеру вести работу в социальных или образовательных учреждениях, когда в храме на богослужении стоят люди, которые ждут, когда на них обратят внимание, расскажут о жизни Церкви или просто введут в приходскую общину? Вопрос, что называется, не в бровь, а в глаз. На приходе, действительно, работы непочатый край. Действительно, при нынешней острой нехватке священнослужителей, батюшка зачастую просто не может уделять достаточного внимания своим прихожанам и захожанам. И если размышлять вот так по-человечески, рационально, то приводящие этот довод правы на все сто. Если бы не одно но. Если бы не было евангельских слов: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19); ...идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16, 15); Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). Как примирить наши рациональные рассуждения и эти евангельские слова? Лишь только еще одним удивительным изречением Спасителя: сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23).

Экзотермическая реакция

Вы - соль земли
(Мф. 5, 13).

Общественную деятельность христианина можно образно сравнить с экзотермической реакцией. В физике под этим термином понимается процесс, когда при соединении двух веществ в окружающую среду активно выделяется теплота. Так же и христианин, соприкасаясь с социумом, проникая в него, должен малой закваской заквашивать все тесто, должен быть катализатором общественных процессов, в результате которых климат в нашем обществе становился бы теплее. Однако не все вещества при слиянии выделяют тепло. Чтобы реакция пошла и теплота выделилась, по крайней мере, одно вещество должно иметь соответствующий состав. Можно с уверенностью сказать, что внешняя деятельность христианина почти всегда обречена на провал, если она не имеет своим источником жизнь сокровенную, молитвенную, евхаристическую. Кроме того, чтобы говорить о жизни Церкви, нужно этой жизнью жить, а не быть лишь сторонним наблюдателем. Действительно, когда миссионер, который в Церкви без году неделя, выходит на аудиторию и начинает говорить о посте и молитве, сам не зная, что сие такое, это выглядит, по меньшей мере, странно. В таких случаях мне всегда вспоминается пушкинский Фарлаф - «крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный средь мечей». Как бы прекрасно и правильно ни была организована наша общественная деятельность, она останется лишь красивой вывеской, за которой ничего нет, если люди, ее осуществляющие, не будут работать над своим сердцем. Как-то, лет семь назад, когда я делал в Церкви еще первые шаги, в руки мне попал диск с записями проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Мне ничего не было известно об этом человеке. Придя домой, я поставил диск и сел слушать. Слышно было очень плохо. Писали в храме на диктофон, какие-то люди постоянно разговаривали между собой, заглушая слова проповеди. Но с первых слов, даже тех, что мне удалось разобрать, я понял, что обрел подлинное сокровище. Это были не просто слова, это было раскрытое сердце, окно в удивительный и таинственный мир Церкви. Тогда я услышал не проповедь, а живое свидетельство о Христе.

"Кривой стартер"

...Дни лукавы
(Еф. 5, 16).

Конечно, работа над своим сердцем должна предшествовать внешней деятельности христианина. Дела любви и милосердия вообще являются плодом духовных трудов. Так, может быть, лучше подождать, подготовить высококвалифицированных и духовно зрелых специалистов, накопить силы, а потом выходить на служение? Ведь, скажем прямо, специалистов сейчас остро не хватает. Но кто нам может с уверенностью сказать, что через год или два перед нами не закроют многие дороги? К тому же дела милосердия не терпят отлагательств, ведь многим людям нужна помощь именно сейчас. Как же быть? Наверное, каждый, находясь в пути, хотя бы один раз в жизни наблюдал такую картину: на обочине стоит заглохший грузовик, а водитель у переднего бампера крутит какой-то изогнутой металлической штукой. Это приспособление называется «кривой стартер». Если машина не заводится ключом, то это вещь незаменимая. Так вот общественная деятельность христианина может стать таким «стартером» к его жизни внутренней, молитвенной. Конечно, неподготовленному интеллектуально и духовно человеку заниматься миссионерством, думаю, не стоит, но ведь есть много других сфер, где нужны труженики. Например, нашему епархиальному Обществу милосердия постоянно требуются волонтеры по уходу за малышами-отказниками и для прогулок с детьми в Доме ребенка. Важно выбрать ношу по своим силам и способностям. Однако, повторимся, занимаясь внешней деятельностью, необходимо не оставлять и жизнь сокровенную, непрестанно памятуя слова Спасителя: сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23).

Редакция газеты считает затронутую в статье тему очень важной и актуальной. Мы приглашаем авторов и читателей принять участие в ее обсуждении. Ждем Ваших отзывов по адресу электронной почты: pravvera@yandex.ru Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script или info-sar@mail.ru Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script , а также на форуме сайта Саратовской митрополии «Православие и современность».

Денис Каменщиков

Фото автора

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59101&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Каменщиков
Все статьи Денис Каменщиков
Последние комментарии
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
06.12.2023 22:33
Да, не «россияне» мы, а русские!
Новый комментарий от Тимофей56
06.12.2023 22:09
«Мы стали заложниками безумного матриархата»
Новый комментарий от Русский танкист
06.12.2023 22:03
«Цена прозрения»
Новый комментарий от Игорь Ал
06.12.2023 21:30
Куда поведёт «Семьеведение»?
Новый комментарий от Андрей Карпов
06.12.2023 20:57