Воистину не бывает в искусстве жанров плохих или хороших, значительных или пустяковых - все дело в свете, который нам дарит художник. Суть дела - в любви. Если ее нет, то ничто не имеет значения - ни размах деяний, ни уровень профессионализма.
Оказывается, можно не воздымать грандиозных бронзовых творений подобно монструозному памятнику Петру Великому в центре Москвы, а достигать проникновенных высот на очень маленьком пространстве.
Валентина Петрунина лепит свои фигурки «малых форм» (она называет их «мои куклы») из теста, с одними ей известными добавками, размером примерно от 7 до 18 сантиметров. На наш взгляд, мастерица создала прямо-таки галерею русских национальных характеров, словно простирая свою сердечную приязнь из наших дней в прошлое Руси, в ее широкие раздолья. Вот такое происходит слепление - соленым тестом - нас, сегодняшних, с нашими корнями, с тем, что делает нас русскими.
Всякий раз, когда сталкиваешься со столь ярким феноменом, останавливаешься, словно ошарашенный: ну откуда, как и почему земля, космос открываются нам с такой силой именно в этом человеке, где гнездится этот дар? Нет ответа. Но, конечно же, нас распирает любопытство: кто же этот человек, что его окружает в жизни, где он возрос, что он любит? В результате знакомства тайна, может, и приоткроется в какой-то мере.
Валентина Петрунина - из семьи учительской. Родилась в селе Богоявленском (ныне Долгово) Пензенской области, где и жила до 4-го класса школы, потом - на левом берегу Дона, в Батайске, закончила архитектурный факультет инженерно-строительного института в Ростове-на-Дону. После защиты диплома работала на Соловках («Роднее этого места для меня нет», - говорит Валентина), там она и теперь старается бывать чуть ли не каждый год, там же вышла замуж. В 1986 г. переехала в Москву, тогда же и стала пробовать лепить из теста. Для заработка, чтобы помочь своей семье. Продолжает создавать фигурки по сей день, правда, уверяет, что не так много, как прежде.
В конце 1990-х волной прокатился журналистский интерес к творчеству В. Петруниной, были публикации в журналах, сюжеты на ТВ, однако ни конструктивного делового развития, ни положительных эмоций это автору не принесло. Архитектуру Валя выбрала после школы, потому что умела рисовать. Мечтала иллюстрировать детские книжки, но для этого учиться нужно было в Москве, а в Ростове подходящего вуза не было.
Валентина иногда совершает паломнические поездки по православным местам. То по Подмосковью, то в Дивеево. «Много где бывала, а главное - у Гроба Господня в Иерусалиме удалось побывать чудесным образом», - делится она. А в Великий пост 2009 г. отправилась с подругами далеченько - в Верхотурье, на поклон ко святому праведному Симеону Верхотурскому (1607-1642), небесному покровителю уральской земли. Валентина вздыхает: «Этот край еще не испорчен новшествами пластиковой цивилизации, и весь городок - практически одноэтажный и деревянный, чудесный! Правда, народ местный в церковь почти не ходит, на службах было по 10-15 человек, храмы огромные, красивые, тихие, там даже «Верую» поют шепотом; это зимой, летом, говорят, уже паломники приезжают».
Всматриваясь в лица «петрунинских человечков», дивишься: автор создал целую поэму о русском человеке или цикл лирических малых скульптурных новелл. Немыслимо, как можно в таком материале добиваться такого психологизма и лиризма! В самом деле, каждая куколка у Петруниной - со своим характером и светится изнутри, и все это - русское, узнаваемое и родное до слез.
«Валентина, все ваши работы - настоящие шедевры мирового искусства!» - потрясенно восклицает кто-то в интернет-комментариях, ахнув, как и мы. Охотно согласимся. И не потому, что работы В. Петруниной обитают и в Историческом музее, и в художественных салонах. Наша современница всякий раз дает своим скульптурным персонажам новое приращение - «лица необщее выраженье». Эти «кукляшата» - словно персонажи произведений великой русской литературы, неслучайно названной Т. Манном святой.Автор зовет их иногда очень поэтично, песенно, изобретательно, а иногда просто. Всмотришься, а за каждым ликом - если и не судьба, то точно ухваченное эмоциональное состояние. «Уж ты, Ванькя кудряватый, холост, не жанатый» - подписана одна из работ. Тут-то и вспомнишь, что художница очень любит не только слушать, но и распевать казачьи песни.
А вот тверская девушка в кокошнике - задумчиво платочек к щечке притулила, знать, мил-дружка вспомнила или просто приулыбнулась.
Своих куколок Валентина Петрунина делает вручную, и, хотя иногда и по две красавицы в день нарождается в руках мастерицы, понятно, что много их не произведешь. Да и не надо, считает художник, плохо, когда они появляются всюду.
Мастер-классов Валентина не проводит. На вопрос о недолговечности материала, в котором создает своих подопечных, отвечает строго: «Все зависит от того, как хранить. Если знать, каким лаком покрыть, если не бросать в ванну и не выставлять на мороз, они сохраняются прекрасно. У меня есть куклы, которым больше 15 лет, в отличном состоянии. На выставке восточных искусств я видела сценки из жизни, кажется, японские, выполненные из такого же материала, так им более 2000 лет, правда, они все были под стеклянным колпаком».
В общем, и эти «кукляшата» - тоже «вечные ценности». Как пел наш известный бард о труде музыканта - «из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, из какой-то там фантазии, которой он служил...». «Из муки, соли и воды!» - улыбается создательница своего неповторимого мира Валентина Петрунина. «Из соленого теста?» - не унимаются обомлевшие зрители. «Можно и из сладкого, с добавлением пищевых красителей, правда, немного проще получаются, зато съедобные. Это все слеплено, но можно и одевать в ткань, дело вкуса».
Похоже на глину, но не глина. Тесто легко расписывать, уверяет мастер, особенно если акварелью, - «затеки» по соли придают естественность и фактурность, по глине так не получается.
Люди смотрят на эти персонажи, находят среди них то портреты своих близких, то припоминают какие-то свои состояния, и слова рождаются самые нежные, идущие из сокровенных глубин.
Кто-то восклицает: «Ой... а это... я». И получает ответ автора: «Они живут сами по себе, и на кого хотят, на того и похожи, а я только посредник... Но - всё по настроению! Помните песенку: «если кукла выйдет плохо, назову ее дурёха...»? Все говорят: на детей моих похожи (правда, дети уже выросли)».
Спрашивают:
- Валентина, в связи с чем приходит желание создать тот или иной образ?
- Да по-разному. Иногда задумаешь что-то определенное, а выйдет совсем другое, и уже вписываешь в то, что образовалось... Иногда попадаешь, куда хотел, в нужный образ, а краски и костюм продумываешь заранее. Да и то не всегда, садишься порой, а голова не работает - руки сами что-то делают...
- Да уж, все куклы с характером... Вы просто мастер своего дела!
- От меня мало зависит... Каждый кусочек теста диктует свое, а я только помогаю!
Не знаю, как кого, меня особенно потрясла своим внутренним состоянием девчушка (романтичная особа!) в работе «По грибы». Возможно, потому, что я ее увидел первой.
Но и не она одна. И героиня сказки «Морозко» («Тепло ль тебе, девица?»), что со снегирьком, и мальчишка с лыжами, и мальчонка с вербою, и вот эта девчушка, и эта, и та, и вон та... Птички-синички-снегирята, посаженные то на шапку, то на рукав человечку, удивительно помогают раскрыть и характер персонажа, и дорассказать нам о его авторе.Дорого яичко ко Христову дню! Целый ряд «петрунинских кукляшат» появился на свет к русским праздникам. Вот и дамочка, почти кустодиевская, держит на подносике куличи, а вот и девушки с пасхальными яичками. Одна из работ называется «На полку». Не все помнят, что всегда следует оставлять освященное в церкви пасхальное яйцо и хранить на полке или в шкафу (оно ведь не портится), а в случае пожара, как учили наши бабушки, его надо бросить в полымя, и пожар угаснет.
Тончайшие подробности, детали прорабатывает автор и в одеждах своих персонажей. Достоверными оказываются и фактура тканей с поразительными узорами, и прически, и калошки на валеночках, и простенький платочек, поддетый под теплый зимний, и светящиеся огурчики (в работе «Не хотите солененьких?»), и блинчики в руках у парнишки, и варенички и всё-всё-всё. А уж как автор достигает психологических глубин, поставив на лице героя несколько точечек (глазки-бровки-губки-румянец), уж и вовсе непостижимо! «Я была осчастливлена держанием их в руках! - говорит подруга Валентины. - Их потом никак не хочется из рук выпускать! Ощущения - ребеночьи. Смотришь на них, и в голове рождается какая-нибудь маленькая история. Такая уютная-уютная! Потому что они все очень уютные».
«Монах с иконой» в ветхих и мокрых одеждах укрывает святыню от дождя под полой. Холодно, ветер. «Сельский батюшка» держит Образ Богородицы Владимирской, а не какой иной, а девушка, идущая «Крестным ходом», сняв белы варежки, несет икону Христа Спасителя и поет. Должно быть, повсеместную песню крестоходов: «Го-осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми-илуй нас!».
Человек, создающий такую светящуюся красоту, должно быть, в эти минуты-часы сам преображается, и лицо его ближние не узнают. Просто в эти мгновения он отчетливо воплощает заповеданное: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Матфей 18:3)». Важно: быть, как дети. Это не значит быть инфантильным, но означает, что нужно сохранять в себе первозданный свет. Как тот игравший мальчик (впоследствии ставший святым), которого спросили, а что бы он делал, если бы завтра приблизился конец Света. Мальчик ответил: «Я продолжал бы играть».
Какая красота, Валентина, прямо душу греет и в сердце радостью отзывается! Правильно говорится, что Бог проявляется через людей в их творениях. Так и из глаз ваших «деток» видны глаза Бога!
Аминь.
http://rusedin.ru/2011/05/21/petruninskie-kuklyashata-tak-teplo-tak-po-russki/