Литургия Преждеосвященных Даров

Великий пост 
0
293
Время на чтение 6 минут
«Во вся дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели (воскресенья)
и святого дня Благовещения, да будет Литургия не иная, как Преждеосвященных Даров»
52-е правило Трулльского Собора

Великий пост. Сколько умилительных примеров покаяния и дивных подвигов предлагает нам Церковь в период Святой Четыредесятницы! Какие духовные сокровища мы можем открыть для себя, внимая великопостному богослужению! Весь строй церковной жизни изменяется, преображается, чтобы расположить верующих к сугубым покаянным трудам. Богослужение - эта основа и центр жизни христианина - также претерпевает значительные изменения. Даже Божественная литургия в седмичные дни Великого поста совершается по особому чину.

Благодатное укрепление

С древних времен в Православной Церкви не совершалось священнодействия полной Литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, когда пост несколько ослабляется. Это объясняется тем, что дни Великого поста предназначены для усиленного воздержания, покаяния и скорби о своих грехах, а потому совершение Литургии, как особо торжественного и радостного богослужения, несовместимо с атмосферой поста. И действительно, как совместить покаянный плач с радостным торжеством? Как совершать Божественную литургию - эту вершину молитвенного ликования,- когда Церковь упраздняет внешнюю торжественность, облекается в черные великопостные облачения, в храме гасится освещение, чтение преобладает над пением и т.д.? Но, с другой стороны, Церковь, как чадолюбивая мать, снисходя к нашим немощам, для уврачевания которых необходима благодатная помощь, не лишает нас Причащения Святых Даров даже в седмичные дни Великого поста. Для этого и существует особый чин Божественной литургии - так называемая Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается преимущественно по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, в четверг пятой седмицы Великого поста, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. На этой Литургии верующим предлагаются Святые Дары, освященные на прежде бывшей Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Совершением Литургии Преждеосвященных Даров Церковь как бы указывает нам на то, какой степени напряжения может достигать наша духовная жизнь. И действительно, некоторым монашествующим и даже мирянам недостаточно Причащения Святых Христовых Таин единожды в неделю (в субботу или воскресенье); для несения покаянного подвига им необходимо еще более частое соединение со Спасителем в Его Теле и Крови. Для них Литургия Преждеосвященных Даров - насущная необходимость.

История чина

Этот богослужебный чин восходит к первым векам христианства. Преждеосвященную литургию можно назвать апостольским учреждением, но не потому, что она была составлена самими Апостолами, так как в то время не было еще установленного литургического чина, а потому, что эта Литургия имеет апостольское происхождение в общем своем составе и основных частях. Например, причащение больных на дому сохранилось со времен апостольских, как это видно из свидетельства святого Иустина Мученика, который писал, что диаконы относили Святые Дары тем, кто не мог по какой-то причине быть на богослужении.

Существовал в древности и другой обычай - уносить с собой из храма часть Святых Даров для ежедневного причащения. Святители Григорий Богослов и Василий Великий повествуют о египетских отшельниках, которые, не имея в пустыне священников, причащались запасенными Дарами. Безусловно, Причащению предшествовала серьезная молитвенная подготовка. Из каких молитв и песнопений состояло это богослужение - мы достоверно не знаем, однако можно сказать, что по своей идее оно было во многом схоже с существующей сейчас Литургией Преждеосвященных Даров.

Бытует распространенное мнение, что Преждеосвященная литургия была составлена святителем Григорием Двоесловом, однако как в древности, так и сейчас этот богослужебный чин не подписывается чьим-нибудь именем. В древнейших рукописных памятниках авторство отдается апостолу Иакову и апостолу Петру, даже евангелисту Марку. Святитель Василий Великий вновь проредактировал, сократил богослужебный текст и внес молитвы собственного сочинения. После подобной обработки Преждеосвященная литургия распространилась по всему христианскому Востоку.

Подписание Литургии Преждеосвященных Даров именем святителя Григория Двоеслова связано с его глубоким почитанием в Римской Церкви. В греческих синаксариях IX века встречается известие о том, что святитель Григорий Двоеслов устроил у римских христиан совершение великопостной Литургии Преждеосвященных Даров. Исключительная заслуга святителя состоит в том, что он восстановил в Римской империи в числе прочих богослужебных обрядов совершение этого древнего литургического чина и тем самым заслужил предпочтительное перед прочими отцами Церкви право на сочетание своего имени с этим богослужением. На отпусте Литургии Преждеосвященных Даров и в благодарственных молитвах по Святом Причащении поминается именно святитель Григорий Двоеслов.

На Руси, до XIII века, когда господствовал Студийский устав, Преждеосвященная литургия совершалась во все седмичные дни Великого поста, а со времени введения Иерусалимского устава (XIV-XV века) и по настоящий день совершается только по средам и пятницам Святой Четыредесятницы и в особые дни праздников.

Свет Христов просвещает всех

Литургия Преждеосвященных Даров всегда предваряется чтением часов с изобразительными и вечерней. По составу Преждеосвященная литургия также разделяется на две части: Литургию оглашенных, которую заменяет вечерня, и Литургию верных,- в это время христиане молитвенно готовятся к Причастию, совершается Великий вход, происходит само Причащение Святых Таин и благодарение за это.

Во время стихословия 18-й кафизмы Святые Дары извлекаются из дарохранительницы, поставляются на дискос и переносятся с престола на жертвенник. Апостол и Евангелие читаются на Преждеосвященной литургии лишь в дни памяти великих святых, в дни храмовых праздников и на заупокойной службе. После пения «Свете тихий» читаются паремии: одна из книги Бытия, другая - из книги Притчей. По окончании первой паремии священник, держа в руках кадило и зажженную свечу, после возгласа «Премудрость, пр`ости!» поворачивается от престола лицом к народу и возглашает: «Свет Христов просвещает всех». В это время молящиеся с глубоким благоговением перед Истинным Светом Господом Иисусом Христом преклоняют колена. Этот возглас имеет древнее происхождение, когда в дни Святой Четыредесятницы готовящиеся принять таинство Крещения перед выходом из храма, до начала Литургии верных, осенялись священником зажженной свечей в знак благодатного Света, который они готовились получить при Крещении.

После умилительного пения коленопреклоненной молитвы «Да исправится молитва моя» произносится молитва Ефрема Сирина и начинается непосредственно Литургия.

Великий вход

По окончании просительной ектении совершается Великий вход - Святой Агнец переносится с жертвенника на престол. Хор поет: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится». Священник, взяв дискос и потир, исходит северными дверями на солею. Диакон, идя впереди лицом к священнику, часто кадит его и несомые Дары. Пение смолкает. Молящиеся опускаются на колени в знак глубочайшего благоговения, ибо Сам Господь в Святых Дарах присутствует в храме! По уставу вход совершается в полном молчании («идуще же ничтоже глаголют», как сказано в служебнике), однако по установившейся традиции священник в Царских вратах тихим голосом произносит: «Верою и любовью приступим» и ставит Святые Дары на престол. Хор допевает начатое перед Великим входом песнопение этими же словами: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем...» Царские врата затворяются, завеса закрывается до половины, в знак того, что Литургия Преждеосвященных Даров - неполная Литургия, во время которой не бывает освящения Даров, они пресуществлены прежде. Над Дарами, разумеется, никаких освятительных молитв не произносится, отсутствует Евхаристический канон. Завеса полностью закрывается, звучит возглас: «Преждеосвященная святая святым!»; священнослужители причащаются и готовят Святые Дары для причащения народа. Еще одной особенностью этой Литургии является то, что за ней не причащают младенцев, неспособных принимать твердую пищу. Те же, кто готовился к Причастию и был допущен священником, приступают к этому величайшему Таинству, чтобы, теснейшим образом соединившись со Спасителем, с новыми силами продолжить постный подвиг.

Подготовил Денис Каменщиков
Фото автора

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=56624&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Каменщиков
Все статьи Денис Каменщиков
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06