«Он понял то, о чём сказать нельзя...»

В Большом зале ЦДЛ состоялся вечер памяти Юрия Кузнецова «Родные черты узнавая»

Новости Москвы 
0
244
Время на чтение 11 минут

11 февраля крупнейшему русскому поэту рубежа XX и XXI веков Юрию Поликарповичу Кузнецову (1941-2003), стихотворения которого переведены на многие языки мира, исполнилось бы 70 лет. Его называли поэтом «редкой группы крови». В отечественной словесности он выступил продолжателем тютчевской традиции.

Поэтический праздник в ЦДЛ начался со стихов поэта в исполнении народного артиста России, актера МХАТ имени М. Горького Валентина Клементьева. Эти строки настроили нас на осмысление пути поэта, родившегося на Кубани за несколько месяцев до начала Великой Отечественной:

... Когда был крепок старый дед,

Когда была новее хата,

Когда... От этого когда

Скрипят тесовые ступени,

Под ветром стонут провода,

Горит, горит моя звезда,

И от друзей ложатся тени.

В. Клементьев и его партнёрша - артистка Московской филармонии Лариса Савченко блестяще читали стихи поэта. Но главной доминантой этого вечера стал «живой голос» Юрия Кузнецова. Поэт как бы сам вёл свой поэтический праздник: читал давно полюбившиеся многим стихи разных лет, отвечал на многочисленные вопросы... Это стало возможным благодаря стараниям главного устроителя ставших уже традиционными в ЦДЛ кузнецовских вечеров - директора Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России Аллы Васильевны Панковой. Ей и её помощникам с большим трудом удалось разыскать сохранившуюся в Гостелерадиофонде запись вечера Кузнецова по случаю его 50-летия, который состоялся в 1991 году в концертной студии «Останкино».

В течение всего нынешнего поэтического праздника, продолжавшегося около трёх часов и, несмотря на морозные дни в Москве, собравшего полный зал, мы то переносились благодаря этой записи на двадцать лет назад, когда страна стояла на пороге суровых испытаний, то возвращались в наше сегодня, чтобы заглянуть в завтра благодаря выступлениям соратников и друзей поэта, его стихам в исполнении артистов, песням и литературно-музыкальным композициям на стихи Кузнецова.

Вот на экране под музыку Рахманинова в видеосюжете Ирины Панковой прошла стремительно жизнь поэта, особенно поразила фотография, запечатлевшая удивительный взгляд ребёнка, рано ощутившего утрату отца, боль матери и уже в девять лет написавшего первое стихотворение.

А в предшествующие вечеру в ЦДЛ юбилейные дни - 9-10 февраля 2011 года Институт мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН) совместно с Литературным институтом имени А.М. Горького, Союзом писателей России и Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России организовали и провели юбилейную Пятую международную научно-практическую конференцию «Юрий Кузнецов и мировая литература».

Основной целью конференции, по словам её организаторов, стало «освоение уникального по своей значительности и художественному уровню творческого наследия поэта Юрия Поликарповича Кузнецова, которое до сих пор неоправданно мало известно широкому кругу читателей и требует углублённого и внимательного изучения литературной наукой для последующего издания и комментирования. Привлечение внимания к творчеству и личности русского поэта такого масштаба является делом чести для нашей страны и делом жизни для судьбы отечественной литературы и культуры».

На конференции были обсуждены интереснейшие вопросы, связанные с творчеством и личностью поэта: «Ю.Кузнецов и Античность», «Ю. Кузнецов и Восток», «Ю. Кузнецов и Гёте (Данте, Шекспир)», «Юрий Кузнецов - переводчик», «Ю. Кузнецов и национальный вопрос», «Ю. Кузнецов и В. Кожинов: смысл диалога», «Миф и реальность войны у Юрия Кузнецова», «Творчество Ю. Кузнецова и музыка» и другие.

К юбилею организаторы Кузнецовских чтений выпустили сборник материалов проходившей в прошлом году Четвертой международной конференции «Юрий Кузнецов и Россия» (Москва, издательство Литературного института имени А.М. Горького).

Перелистываем сборник... Вот яркое выступление одного из участников конференции - замечательного поэта, прозаика, переводчика Юрия Михайловича Лощица:

« ... Читая Юрия Кузнецова впервые или перечитывая его, мы встречаемся с особой смыслоёмкостью образа, когда чрезмерного обилия слов и не потребно, потому что каждое из нужных ему наэлектризовано как грозовая стена. Даже если она движется молча, это не молчание пустоты. Это молчание переполнено смыслами.

Он видел больше, чем его глаза,

Он тронул глубже зримого покрова,

Он понял то, о чём сказать нельзя,

И, уходя, не проронил ни слова.

Хотя он не оставил ничего,

Молчание его подобно грому.

Все говорят и мыслят за него,

Но говорят и мыслят по-другому.

Это признание о себе наперёд, произнесенное тридцать пять лет назад, сегодня подтверждается если не сполна, то в главном.

Современная русская поэзия в лучших своих проявлениях и предчувствиях учится у Юрия Кузнецова суровому молчанию посреди мира, переполненного словесными трещотками.

И учится говорить и мыслить по-другому».

В конце 1960-х, когда Юрий Кузнецов - студент Литературного института - опубликовал стихотворение «Атомная сказка», ставшее оригинальным аргументом в споре «физиков и лириков», впервые заговорили о появлении самобытного автора. И позже его имя постоянно присутствовало и в критике, и читательских диспутах.

В 1990-м году Кузнецов был отмечен Государственной премией РСФСР за сборник «Душа верна неведомым пределам». Однако творчество Кузнецова, в котором затрагиваются вечные философские вопросы, используются мифологические и библейские образы, не всегда вызывало понимание у современников, привыкших к «рифмованной публицистике». Поклонники же называли Кузнецова «исследователем не быта, а бытия».

«Фигура Юрия Кузнецова, - подчёркивает в своем слове о поэте президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Алексеевна Нарочницкая, - чем дальше, тем больше предстаёт как личность огромной, если не исполинской величины, которая в своё русское сознание вместила вселенскую историю.

Его внутреннее развитие, восприятие мира настолько очевидны в его творчестве, в его стихах, что для него казалось мелким высказывать суждения внутри одной идеологии. Трудно представить Кузнецова, который опустился бы до участия в политической дискуссии.

Он поднялся в своем видении мира так высоко, что своим пульсирующим внутренним «я» воспринимал крупные мазки человеческой истории, прежде всего, в её философской сути. Он был человеком, которому свойственно сопрягать личную историю своей жизни, как творения Божьего, с жизнью всего человечества».

При жизни Юрия Кузнецова вышло в свет более полутора десятков его поэтических сборников. Продолжают они выходить, слава Богу, и ныне. К юбилею в издательстве «Эксмо» в серии «Всемирная библиотека поэта» вышел прекрасный сборник «Юрий Кузнецов. Стихи» (М., 2011, 480 с., вступительная статья К.Н. Анкудинова).

... Одной из главных своих тем сам поэт считал тему памяти о Великой Отечественной - как дань погибшему на войне отцу.

Каждого из нас на вечере в ЦДЛ до глубины души тронул монолог Юрия Поликарповича в замечательном фильме о том, как он искал у Сапун-горы могилу своего отца - подполковника П.Е. Кузнецова, погибшего в 1944 году при освобождении Крыма.

Прозвучало известное стихотворение Юрия Кузнецова «Возвращение» (1972):

Шёл отец, шёл отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым -

Ни могилы, ни боли.

Мама, мама, война не вернёт...

Не гляди на дорогу.

Столб крутящейся пыли идёт

Через поле к порогу.

Словно машет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука -

Фронтовые.

Всякий раз, когда мать его ждёт, -

Через поле и пашню

Столб клубящейся пыли бредёт,

Одинокий и страшный.

«Клубящийся дым» - метафора. Ведь в долгом списке жертв Великой Отечественной есть и без вести пропавшие. Поэт нашёл место захоронения не только своего отца, но и братскую могилу 400 его соратников. Юрий Кузнецов помог семьям обрести место захоронения своих близких.

И не случайно Дом, как подчеркнул в своём слове на вечере ректор Литературного института имени А.М. Горького, писатель Борис Николаевич Тарасов, - «ёмкий и собирательный образ в поэтике Юрия Кузнецова, связанный с верой в духовную неистребимость народа и высокую миссию России, с чувством живого единства с предками и потомками».

На вечере выступили также главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, д.ф.н., проф. Виктор Гуминский, ведущий сотрудник ИМЛИ РАН, д.ф.н., проф. Сергей Небольсин, которые поделились впечатлениями о Кузнецовских конференциях, том большом интересе, который проявляют сейчас к творчеству поэта отечественные и зарубежные литературоведы.

Почтили память поэта и его земляки с Кубани. На юбилейном вечере прозвучала песня «Кубанка» (1996) на стихи Юрия Кузнецова в исполнении заслуженной артистки России Надежды Крыгиной, которая приехала в эти дни в Москву.

Клубится пыль через долину. 
Скачи, скачи, мой верный конь. 
Я разгоню тоску-кручину, 
Летя из полымя в огонь. 
 
Гроза гремела спозаранку. 
А пули били наповал. 
Я обронил свою кубанку, 
Когда Кубань переплывал. 
 
Не жаль кубанки знаменитой, 
Не жаль подкладки голубой, 
А жаль молитвы, в ней зашитой 
Рукою матери родной. 
 
Кубань кубанку заломила, 
Через подкладку протекла, 
Нашла молитву и размыла, 
И в сине море повлекла. 
 
Не жаль кубанки знаменитой, 
Не жаль подкладки голубой, 
А жаль молитвы позабытой, 
Молитвы родины святой. 
 
Клубится пыль через долину. 
Скачи, скачи, мой верный конь. 
Я разгоню тоску-кручину, 
Летя из полымя в огонь. 
 

Молитва матери у поэта перерастает постепенно в столь же дорогое понятие - в молитву Родины святой. Тема любви к женщине, матери, Родине была для поэта столь же дорога, как и тема памяти о Великой Отечественной.

А ещё запали в душу на вечере сочинения композитора Юрия Алябова, всё чаще и чаще обращающегося сейчас к творчеству Юрия Кузнецова. Песня «Шёл отец», вокальный цикл «Сербские песни», вокально-симфоническая поэма «Путь Христа» в исполнении лауреата всероссийских и международных конкурсов Стелы Аргату...

Многие годы поэт был связан с журналом «Наш современник», где заведовал отделом поэзии, публиковал свои стихи, статьи. Поэтому гости праздника с интересом встретили выступление заведующего отделом критики журнала Сергея Станиславовича Куняева. Их последняя встреча, по его словам, произошла незадолго до кончины поэта. Они долго беседовали по поводу его статьи «Воззрение» (журнал «Наш современник» № 1, 2004 г.).

«... Как поэт я больше был бы у места в дописьменный период, - пишет Юрий Поликарпович, - хаживал бы по долам и горам и воспевал подвиги Святогора. Но на всё промысл Божий. Я родился в прозаическом двадцатом веке. Впрочем, он тоже героический, но по-своему. И в нём оказался только один богатырь - русский народ. Он боролся с чудовищами и даже с собственной тенью. Но это богатырь, так сказать, рассредоточенный. Его нужно было сфокусировать в слове, что я и сделал. Человек в моих стихах равен народу. Впервые об этом написал литературовед В. Фёдоров, ученик Бахтина. Вот отрывок из его статьи в московском «Дне поэзии-1990»:

«Человек для Ю. Кузнецова - не то существо, что пребывает в малом и частном историческом времени, но целое человека (равно целому народа), которое, проявляясь по-разному в разные времена, остаётся неизменным по внутренней своей сути. Поэт как бы «собирает» такого человека: входя в конкретную историческую эпоху, он не остаётся в ней, но и не связывает прошлое с настоящим (достаточно популярное представление о поэзии), а строит, созидает «большое время», соразмерное человеку во всей полноте его человеческого бытия...».

«Эти глубочайшие размышления о русской поэзии, законченные Юрием Кузнецовым за несколько дней до смерти, явились, в сущности, его завещанием, - подчеркнул на вечере

Станислав Юрьевич Куняев. - Может быть, иные из читателей не согласятся с его мыслями.

Но как бы то ни было, любое откровение выдающегося поэта XX века останется в нашей духовной жизни навсегда. Он разрывал своим словом пелену времени, переселял поэтов, мудрецов, героев в наши дни - и сам переселялся в заоблачные выси, недоступные обычному взору.

Он шел и «по глухим пропастям», и через Красный сад, доступный человеку лишь в счастливом сновидении. И его путь не мог не достичь неведомых пределов, которым была верна его душа - запредельности, где ожидала встреча с живым Христом».

Зал замирает, когда критик читает строки поэта:

Полюбите живого Христа,

Что ходил по росе

И сидел у ночного костра,

Освещенный, как все.

Так прониктесь дыханьем куста,

Содроганьем зарниц

И услышите голос Христа,

А не шорох страниц.

«Его «Сошествие во ад», - подчеркнул Сергей Станиславович, - было продолжением той брани «с невидимым злом, что стоит между миром и Богом», которую он вел всю свою земную жизнь».

Юрий Кузнецов ушёл из жизни от сердечного приступа 17 ноября 2003 года, отдав много сил пророческие стихам, поэмам вселенского масштаба «Путь Христа», «Сошествие во ад», начав писать поэму о Рае, отрывки из которой Сергей Куняев также прочитал на вечере:

...Скоро ли, долго ли шел я в цветущей долине,
Запахом скажет тот цвет, что примят и поныне...

Публикуя после кончины Юрия Поликарповича статью «Воззрение», редакция «Нашего современника» сопроводила её в приложении стихотворениями А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, других русских классиков. Из стихотворений Ю.П. Кузнецова здесь опубликовано несколько, в том числе его известное «Распутье», которое пронзительно-щемяще прозвучало в заключение юбилейного вечера:


Поманила молодость и скрылась.
Ночь прозрачна, дума тяжела.
И звезда на запад покатилась,
Даль через дорогу перешла.

Не шумите, редкие деревья,
Ни на этом свете, ни на том.
Не горите, млечные кочевья
И мосты - между добром и злом.

Через дом прошла разрыв-дорога,
Купол неба треснул до земли.
На распутье я не вижу Бога.
Славу или пыль метет вдали?

Что хочу от сущего пространства?
Что стою среди его теснин?
Всё равно на свете не остаться.
Я пришел и ухожу - один.

Прошумели редкие деревья
И на этом свете, и на том.
Догорели млечные кочевья
И мосты - между добром и злом.

Вопросы, поставленные в этом и других стихотворениях и поэмах Юрия Кузнецова и сегодня волнуют как интеллектуалов - литераторов, критиков, историков, философов, так и тех любителей кузнецовской лирики, кто открыл однажды для себя его творчество, не упирается ныне взором в экраны голубого ТиВи, а берёт с полки книги и вновь погружается в удивительный мир поэта.

Николай Головкин - член Союза писателей России

http://www.stoletie.ru/obschestvo/on_ponal_to_o_chom_skazat_nelza_2011-02-22.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
Десантный батюшка
Герой Российской Федерации Михаил Васильев (1971–2022)
15.05.2024
Святому Илие Муромцу не было составлено канонического жития
«Моё богатство — сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов её оборонять» 
05.04.2024
Все статьи Николай Головкин
Новости Москвы
«Радуйся, Николае, великий Чудотворче»
Фоторепортаж Владимира Саяпина о праздновании дня памяти свт. Николая Чудотворца в храме на Берсеневке
23.05.2024
«Мы имеем великую святыню среди нас»
По словам Патриарха, за эти двадцать лет изменилось лицо Церкви
22.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Пятая колонна»? Нет, просто «продвинутые»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
26.05.2024 10:02
В моей библиотеке две новых книги. Рекомендую
Новый комментарий от учитель
26.05.2024 09:21
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от С. Югов
25.05.2024 21:19
«Пятая колонна» – тормоз России
Новый комментарий от Могилев на Днепре
25.05.2024 19:17
Армия России дойдет до границ Польши, а мы
Новый комментарий от Советский недобиток
25.05.2024 15:57
Баптисты США сомневаются: а папа Франциск вообще католик или нет?
Новый комментарий от Александр Волков
25.05.2024 15:56
Слово о Цусиме
Новый комментарий от учитель
25.05.2024 15:42