Рождество Христово - праздник зимний, а потому русский. Если осень в полноте передает элегическое настроение русской души, то зима как раз в полной мере соответствует ее священному строю. В зиме, в Рождестве Христовом, совпадающем с Новогодьем, кроется, быть может, самый значимый вселенский посыл к России, ею ретранслируемый в остальной мир: Рождество Спасителя нашего, завершающееся через несколько месяцев радостным весенним Воскресением Христовым.
Евангелист передал нам речь Ангела, который сказал пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который Христос Господь» (Лк. 2; 10,11).
Рождество - это праздник, который никогда не устареет, блеск его переживет не только сотни, но и тысячи лет и доживет до самого окончания света. Душа ведь по природе христианка, как сказал Тертуллиан, а потому человечество будет всегда праздновать это торжество, которое учит нас любви и добру. Это новое для человечества знание, коему всего лишь две тысячи лет, теперь остается с нами до конца времен.И вот снова с нами и для нас - эта тихая, эта святая, полная очарования ночь, заставляющая чаще и сильнее биться сердца. В самом деле, поэтично замечено: обнаженные стволы протягивают голые сучья к небу; в природе все однообразно и тихо, как в ту самую ночь, но ель - словно символ христианства - одна в неизменно зеленом наряде красуется посреди всеобщего кажущегося омертвения наших равнин. И так у нас на Руси повелось, что нам затем целый год памятен подъем чувства, появляющегося в Рождественскую ночь при созерцании разукрашенной ели.
«Земля на иконе Рождества не изображена гладкою или ровною, нет, она вся полна движения, - сказано в заметках инока-иконописца Григория (Круга). - И эта холмистость, неровность земной поверхности не является только свидетельством о местности неровной и гористой близ Вифлеема... Земля узнала день своего посещения. Она ответила Христу тем, что вся ожила, она как тесто, - вся начала вскисать, потому что почувствовала в себе закваску вечной жизни. И эти волнистые и уступчатые складки земли, окружающие вертеп, не пустынны, но полны тревожного и радостного движения».
В своем очерке «Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» писатель Ю.Г. Милославский приводит цитату из Вениамина Иоаннидиса, иеродиакона и профессора богословия в училище Патриаршеского Иерусалимского Престола: «Если существует место на земле, сосредоточивающее в себе все то, что есть священного, все, что высокое, все то, что сладостное и вожделенное - то это есть поклонение Вифлеема».
Протоиерей Валерий Захаров в проповеди на Рождество Христово замечает, что, несмотря на то что уже прошло две тысячи лет с этого радостного события, разум человеческий до сего дня не может понять этой тайны воплощения, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».Христианство - это не вчерашний день и не воспоминания событий, происшедших когда-то, справедливо актуализуют вечную тему наши духовные наставники, Христианство - это нынешний день, это живая Божественная, действенная сила. Все, что совершается в Церкви Христовой, это не только светлое воспоминание, это каждый раз новое и живое событие, без которого не существовала бы Церковь на земле.
Задолго до праздника Рождества Христова православные воспевают: «Христос рождается, славите!» В этих словах не говорится, что Христос родился и потому мы должны Его славить. «Христос рождается» - здесь употребляется настоящее время. Это значит, что Боговоплощение есть вечно живое событие в бытии всего мира, в истории человечества, в деле нашего спасения. Христос действительно постоянно рождается, и местом Его рождения - тем самым вертепом, той самой пещерой, теми яслями, в которых Он возлег, - является наше сердце!
Перечитывая строки русских поэтов разных эпох, светлые, звездные, теплые, полные доброй надежды, мы встречаем Рождество как праздник, связанный и с воспоминанием о детстве и с упованиями на будущее.Вот Афанасий Фет:
Ночь тиха. По тверди зыбкой Звезды южные дрожат. Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, Вот пропели петухи - И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарен Марии лик. Звездный хор к иному хору Слухом трепетным приник. И над Ним горит высоко Та звезда далеких стран; С ней несут цари востока Злато, смирну и ливан.Вот известный Рождественский кондак В. Шидловского, который поют в наших храмах:
Того, Кто вечно был и есть, Рождает миру Дева днесь. И Неприступному Ему - Непостижимому уму Земля нашла уже приют. И в небе ангелы поют, И пастухи спешат с холма, И пред Звездой теснится тьма, А за Звездой идут волхвы. И в эту ночь познали мы, Как ради нас родиться мог Младенец - Он же вечный Бог.
А вот современный поэт, житель Центральной Украины Елена Буевич пишет о Рождественском сочельнике:
А то, что не успело разбиться и сгореть, попало за пределы забытого. Посредь горячечных, безумных перечислений бед струится тот - канунный, первоначальный свет. От сосен высоченных, вечерних, цвета беж - сочащийся сочельник в больного бреда брешь...В самом деле, разве не представляется нам порою окружающая жизнь «больным бредом», спасение от которого, «брешь» во зле, шанс на наше спасение дает нам светлый праздник Рождества Христова.
...По всей Руси стоят церкви, посвященные этому празднику - в Вологде на архиерейском дворе, и в Костроме, на Городище, и в Ярославле, городе, который поэт Н. Клюев прозвал «се Ярославль, петух узорный!», и в Троицком Александра Свирского мужском монастыре, и в Кашине Тверской области, и в Выксе Нижегородской, и еще, еще, еще. Самый большой соборный храм России - Христа Спасителя - тоже имеет свое посвящение Рождеству: главный его престол освящен в честь Рождества Христова.
Беларусь отмечает Рождество Христовыми храмами в Минске, Витебске и Орше, а Украина - одноименными храмами Донецка, Балакалавского Свято-Георгиевского монастыря, киевским, что на Подоле, ныне захваченным «киевским патриархатом».
Есть свой большой и новый храм Рождества Христова и у харьковчан, освященный в память 2000-летия Рождества Христова - в ноябре 2001 г. Точней сказать, это верхний храм большого строения, в коем нижний храм освящен в честь преподобного Сергия Радонежского еще 17 января 1999 г. Белоснежный, величественный 50-метровый храм стоит на пересечении больших улиц, как бы в верхней части холма, и виден снизу, с проспекта, этакой духовной целью, белой свечой Господу.
То есть в новом году храм отметит уже десятилетие. В 2004 г. правительство Москвы при содействии посольства Российской Федерации на Украине преподнесло в дар верхнему храму два напольных резных деревянных киота с иконами пресвятой Богородицы и святителя Николая. Начинал строить храм, полностью руководил строительными и оформительскими работами и завершил строительство викарий-епископ Изюмский Онуфрий, который с 1996 г. был назначен настоятелем этого храма с послушанием построить это сооружение.Харьковский Свято Рождества Христово-Сергиевский храм, сооружение новейших времен, признан лучшим зданием, построенным на Украине к 2001 г. Сообщается, что первый камень (всего на строительство ушло за неполных пять лет миллион штук кирпича) был заложен в 1997 г. На тот момент это был единственный православный храм, построенный в Харькове за последнее столетие.
«Пойдемте со всеми, поклонимся чуду...» - ясно и доверительно сказал поэт. Пойдемте же. И пусть никакая печаль, никакая утрата не омрачит в наших сердцах этой радости, потому что праздник Рождества Христова - это праздник жизни!
http://rusedin.ru/2011/01/07/%C2%ABnas-bo-radi-rodisya-otrocha-mlado-prevechnyiy-bog%C2%BB/