itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Старица не старится

Интервью с директором по развитию Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря Юрием Александриным

Новости Москвы 
0
228
Время на чтение 9 минут
Свое 900-летие возрожденный Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь встречает в былом великолепии. Во многом, это произошло благодаря специально созданному фонду. Однако свою главную задачу благотворители видели не просто в восстановлении архитектурного облика обители, а в возвращении ей роли духовного и культурного центра. Сегодня монастырь стал таковым не только для восьмитысячной Старицы, но и для всего района. Но самое главное - вокруг обители удалось собрать старицких детей, которые могут раскрыть свою личность в творческом и духовном плане в созданном при монастыре центре «Образ». Вслед за детьми к вере потянулись и взрослые. О том, как это происходило, сайту Православие.Ру рассказывает директор по развитию Фонда возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря (www.fondumstar.ru) Юрий Вальдемарович Александрин.

- Как начиналось восстановление монастыря?

- К началу XXI века Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь пребывал в «мерзости запустения». Объем разрушений был большим - обитель была запущена и заброшена. Еще в 1997 году было принято решение Священного Синода о возобновлении там монашеской жизни, но для этого, прежде всего, требовалось восстановить обитель, вернуть ей прежний архитектурный облик. В 2001 году нынешний министр промышленности и торговли Виктор Борисович Христенко (в то время вице-премьер Правительства России) Промыслом Божиим оказался в Старице. Знакомство с монастырем и его девятисотлетней историей показало явное несоответствие между ролью обители в истории страны и тем положением, в котором она пребывала. Для содействия восстановлению святыни и был создан Фонд возрождения монастыря, который и возглавил В.Б. Христенко. В число учредителей, помимо самого Виктора Борисовича, вошли его друзья, коллеги и единомышленники. Был разработан проект восстановления монастыря с учетом всех архивных документов. За девять лет, к своему девятисотлетию, архитектурный облик практически полностью возвращен обители.

- Какое значение монастырь имеет для города?

- Первое упоминание о городе Старице датируется 1297 годом: он появился позже, чем был основан монастырь. В силу того, что монастырь являлся «градообразующим», его значение как для истории, так и для сегодняшнего дня Старицы, безусловно, велико. Несмотря на то, что до революции в Старицком районе располагалось шесть монастырей, из них - два в самой Старице, обитель была самой значимой. Да и в масштабах Русской Православной Церкви обитель была далеко не заштатным монастырем. В безбожные годы монастырь испытал на себе соответствующее тому времени отношение, несмотря на то что был не только религиозным, но и культурным памятником. Находящаяся на его территории Введенская церковь, построенная по заказу царя Ивана Грозного, сохранилась в том числе и потому, что в ней располагался краеведческий музей. Сегодня многие жители города - прихожане монастыря. Также в обитель приезжает помолиться и поучаствовать в мероприятиях, организуемых Фондом, большое количество паломников из Твери и соседних областей. Благотворительные программы фонда ориентированы в основном на жителей Старицы, в первую очередь - на детей.

- Как возникла идея создания программы «Дети Старицы»?

- Идея родилась во время одной из традиционных поездок руководителей Фонда на престольный праздник обители - Успение Пресвятой Богородицы. Несколько лет назад город находился далеко не в таком состоянии и виде, как сейчас: он производил впечатление типичного райцентра в двухстах километрах от Москвы, где дети предоставлены сами себе. Конечно, там была некая инфраструктура: Дом детского творчества и Школа искусств. Но самое главное - внешкольное воспитание детей было оторвано от православной традиции, что сильно чувствовалось. Нам казалось несправедливым, что старицкая земля - исконно русская, колыбель и обитель первого Патриарха - обделена в этом плане: много детей Старицы толком ничего не знали ни о монастыре, ни о Патриархе Иове. Нам хотелось сделать что-то, чтобы изменить эту ситуацию, чтобы жители города и их дети ощущали монастырь не как нечто отстраненное от их жизни, хоть и стоящее в центре города, а относились бы к нему, как к своей родной обители, врата которой всегда для них открыты, где они могут обрести радость и получить утешение; чтобы они испытывали гордость за эту землю.

- Вам удалось своей программой охватить всех детей в восьмитысячной Старице, где всего две школы?

- Когда мы проводим мероприятия внутри монастыря - это, как правило, рождественский и пасхальный праздники, фестиваль искусств «Успение» и конференция с поисковой игрой накануне дня памяти Патриарха Иова - собирается около тысячи детей: школьников и дошкольников. Это при том, что все население Старицкого района составляет порядка двадцати пяти тысяч человек. Получается, что в наших мероприятиях участвуют почти все школьники города и района. Когда мы проводим наши праздники, то обязательно стараемся, чтобы в них участвовали не только городские дети, но и дети из района, причем из самых дальних сел и деревень. Для этих детей праздники имеют особое значение - это яркое событие в их жизни.

- Как проходят праздники?

- Все праздники проходят на территории монастыря. Традицию детских мероприятий мы заложили в 2008 году с празднования Рождества. Дети участвуют в Божественной литургии, потом проходит концерт, выступления ребят. На День славянской письменности проходит литературный конкурс, посвященный памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. В сочинениях, которые дети пишут в рамках этого конкурса, обязательно присутствует тема монастыря. Лучшие работы мы публикуем в нашем ежегодном издании - «Альманахе».

Для реализации программы «Дети Старицы» при монастыре создан центр духовного развития «Образ». Мы придерживаемся следующего принципа: праздники бывают пять-шесть раз в году, но работа с детьми и собственно творческая жизнь детей, их работа над собой должна вестись ежедневно.

В центре действует несколько направлений. В школе юных экскурсоводов ребята разрабатывают и защищают свои экскурсионные программы, а потом самостоятельно проводят экскурсии. Школа юных звонарей «Малиновый звон» дает возможность ребятам научиться правильно звонить на всех тридцати трех колоколах на трех звонницах обители. Также работают школа хорового пения и школа изобразительных искусств. Почти год назад вышел первый номер газеты «Образ», зародившейся на базе детского православного лагеря «Яблочный Спас».

- Кто работает в центре?

- Возглавляет центр профессиональный педагог, преподающая в нем также и пение. Остальные сотрудники - это приглашенные нами старицкие педагоги. В последнее время мы очень плотно работаем с отделом образования и отделом культуры Старицкого района. Руководят программой нашего фонда «Дети Старицы», в рамках которой ведется работа центра, профессиональные артисты с большим опытом постановочной работы и реализации детских проектов, заслуженные артисты России.

- Сколько детей занимается в центре «Образ»?

- Активных участников различных направлений центра - порядка ста человек. Естественно, что эта цифра постоянно меняется: кто-то приходит, а кто-то уходит. Но никто не уходит насовсем.

У нас нет формального выпуска, поскольку центр не является сертифицированным учебным заведением, поэтому мы выдаем дипломы собственного образца.

Две наши выпускницы поступили на исторический факультет Тверского университета. Они получают именные стипендии Фонда в рамках соответствующей программы. Обе эти девушки продолжают принимать активное участие и в работе центра, и в жизни монастыря.

- Что собой представляет детский лагерь?

- Лагерь «Яблочный Спас» проходит ежегодно с 7 по 28 августа. Участники лагеря - старицкие дети, преимущество отдаем выходцам из неполных и неблагополучных семей. К сожалению, таких достаточно много, и желающих всегда больше, чем возможностей. Вначале мы хотели отдавать предпочтение также одаренным и талантливым ребятам, но на поверку оказалось, что почти все дети таковыми и являются. Ребенок, кажущийся на первый взгляд обычным и непримечательным, при проявлении к нему любви и помещении его в атмосферу творчества, внимания, когда он посещает храм, может раскрыться как яркая личность. В лагере у детей есть возможность бывать на богослужениях, участвовать в различных играх. Вот эта уникальная атмосфера единения до этого незнакомых детей позволяет им особенно сильно проявить себя и обрести новых друзей.

- Детский центр существует как альтернатива воскресной школе или дополняет ее?

Мы изначально хотели пойти по пути создания воскресной школы. Но потом решили сразу перейти на более высокий уровень, поскольку у воскресной школы существуют определенные рамки и ограничения. Наш центр развивается по целому спектру направлений, и функционал его более широкий, нежели у воскресной школы.

- Накопленный вами опыт в плане создания и функционирования детского духовного центра как-то востребован?

- О центре знают уже достаточно много. В марте этого года на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным и архиепископом Тверским и Кашинским Виктором, посвященной предстоящему 900-летию обители, было отмечено, что в монастыре действует детский духовный центр, где накоплен значительный опыт работы с детьми, представляющий несомненный интерес. Мы провели предварительные консультации с епархией и администрацией области по возможности выпуска методического издания, чтобы нашим опытом могли воспользоваться заинтересованные люди. У нас собраны готовые сценарии и необходимые тексты для проведения детских православных праздников. При этом речь идет не только о традиционных пасхальных и рождественских праздниках. Есть и много других мероприятий.

В наших планах - проведение в Старице совместно с отделом катехизации епархии совещания для представителей благочиний, ответственных за работу с детьми и преподавание ОПК в школе. Мы готовы на месте показать свою работу, наших ребят, чтобы все могли увидеть, что совершенно обычные дети могут раскрыться самым чудесным образом.

- В школах Старицы ведут курс «Основы православной культуры»?

- Поскольку Тверская область входит в число 19 российских регионов, участвующих в эксперименте по преподаванию основ религий и светской этики, то преподают не только ОПК, но и в обязательном порядке основы Православия. Братия Старицкого монастыря также помогает в проведении школьных уроков, посвященных Православию.

- Как деятельность центра отразилась на жизни города?

- Мы изначально трактовали задачу возрождения монастыря широко. Помимо восстановления архитектурного облика монастыря, мы ставили себе целью содействие возрождению монашеской жизни, потому что монастырь - это, прежде всего, место для молитвы, а не туристическая достопримечательность. И третья важная составляющая - это возвращение монастырю его прежней роли духовного центра, того светильника духовности, чьи врата открыты для радости, утешения и вдохновления всякого, туда входящего. Для реализации этой задачи в Фонде стали инициировать благотворительные программы, в том числе и детскую.

Вполне возможно, что когда мы начинали нашу деятельность, у горожан могло сложиться некоторое настороженное или предвзятое отношение оттого, что на их глазах возрождается вот эта красота. Наверняка люди задавались вопросом, сколько денег на все это тратится, и могли подумать, что лучше было бы все это поделить и раздать - но это мы уже в нашей истории проходили. Поэтому могла изначально присутствовать некая отчужденность. Теперь люди увидели, что свои благотворительные проекты мы начали с детей - никакой корысти здесь нет, никто из руководителей фонда на фоне детей не проявляет пиар-активности. Это никому не нужно, и это не в русле нашей деятельности и философии.

Взрослые увидели, что дети потянулись в монастырь: они стали посещать храмы, присутствуют на службе, участвуют в благоустройстве обители, собираются на чаепитиях. Отрадно, что за детьми пошли и некоторые взрослые. Конечно, это не носит массового характера, но видны ростки и проявление стремления к вере. На всех наших праздниках, помимо большого количества детей, присутствует много взрослых. Это не только родители, но и все те, кто просто хочет прийти приобщиться и ощутить тепло общения, услышать колокольный звон, полюбоваться красотой возрожденной святыни и радостью детей, которую невозможно отрепетировать и срежиссировать. В этом залог того, что город с древней историей остается молодым по духу.

- Сегодня некоторые горячие головы, вдохновленные опытом объявления Великого Устюга родиной Деда Мороза и соответствующими дивидендами, пытаются навесить на Старицу ярлык «Родина Кощея и Змея Горыныча». Насколько уместно стирать из памяти россиян Старицу как родину первого Патриарха и внедрять в их сознание отождествление этого места с обитанием сказочного зла?

- Я слышал про идею сделать Старицу «штаб-квартирой» Кощея Бессмертного. Действительно, опыт Великого Устюга кому-то кажется успешным проектом. Такая мысль лежит на поверхности логики: вокруг Старицы большое количество пещер. Это бывшие каменоломни, где добывался знаменитый старицкий камень, который в свое время называли старицким мрамором. Из него выполнены основные постройки монастыря, а также много зданий в Москве и Верхнем Поволжье. И эти пещеры, вероятно, хорошо подходят для места жительства виртуального Змея Горыныча: недалеко от монастыря есть бетонный бункер, который предполагалось использовать как место для привлечения туристов.

Но есть ведь и другой взгляд на город Старицу: это место, где находится жемчужина не только города, но и Православия всей Верхней Волги - Свято-Успенский мужской монастырь, обитель первого Патриарха Всероссийского, место, которое посещали русские государи и великие князья. Поэтому Старица, в первую очередь, - святое место, заслуживающее того, чтобы его посещали. Сейчас сюда приезжает много паломников. Думаю, что после официальных торжеств, посвященных 900-летнему юбилею, их будет еще больше. Каждый здесь может обнаружить что-то настоящее для себя. И для этого вовсе не обязательно создавать мифы и легенды.

С Юрием Александриным
беседовал Игорь Ильин

http://www.pravoslavie.ru/guest/35863.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09