Уже сообщалось многими СМИ, что в США один местный суд объявил Десять заповедей противоречащими конституции. Сообщалось, надо заметить, по-разному. Иной раз и с сочувствием борцам за конституцию.
На самом деле, дело не совсем так было. Просто в помещении некоторых местных судов были устроены эдакие инсталляции, где выставлены основополагающие для американского правосознания документы - Десять заповедей, Великая хартия вольностей, Мэйфлауэрское соглашение, Декларация независимости, Билль о правах, преамбула к Конституции штата. Пояснения также наличествовали – о значении этих текстов в развитии государственного и законодательной систем США. А граждане, специализирующиеся на защите своего права ничего не слышать и не видеть относящегося к христианству (это и называется правозащитной деятельностью у некоторых) стали, по местному обычаю, подавать иски в суды. Мол, нарушают Первую поправку к Конституции США (запрещающую государственную поддержку религии). Христиане указывали на то, что "Десять Заповедей так же уместны в этом ряду, как звезды и полосы - на американском флаге. Отцы-основатели пришли бы в ярость уже от того, что мы вообще обсуждаем вопрос, соответствуют ли Десять заповедей Конституции". Что "Десять заповедей были частью той ткани, из которой скроена наша страна, они формировали наши законы. Убирать из суда общепринятый символ закона противно здравому смыслу". Удивлялись: "Как федеральный суд может объявить, что отцы-основатели действовали антиконституционно, если сама Конституция - плод их мысли?". Судейские теперь меланхолично замечают, что это дело рассматривается не в первый раз, и каждый раз выносятся разные вердикты. "Быть может, полный состав суда пересмотрит это дело", - говорят. Может быть – дело-то судейское.
То есть, как борьбу за конституцию и против государственной поддержки религии представили войну с христианскими символами – примерно как в Европе требовали убрать распятия из школ и больниц. Или как у нас некоторые религиозно несознательные добиваются устранения упоминания о Боге в гимне, а другие - религиозно наоборот особенным образом сознательные недавно возмущались – чего это на церквях кресты поверх полумесяцев? Мы, мол, итак от вида креста кюшать не можем, а тут еще и полумесяц попирается.
Теперь борцы с христианством могут немного расслабиться и отдохнуть – наши суды от американских отставание по этой части имеют шанс вскорости сократить. Судя по юридическому казусу, имевшему недавно место в городе Владимире. Там местная прокуратура исследовала слова и дела одного гражданина - руководителя общественной организации. В процессе исследования была назначена филологическая экспертиза печатных высказываний гражданина – а нет ли в них экстремизма? Который и был экспертами успешно обнаружен. Заключается экстремизм, по мысли экспертов, в "пропаганде исключительности Православия", в употреблении таких словосочетаний как "истинная вера", "вселенская вера", а также в утверждении, что у Русской Православной Церкви есть знание об Истине и Истинном Боге. Это, решили владимирские эксперты, можно рассматривать как пропаганду ее - Русской Православной Церкви - исключительности. И еще раздражает их мысль, что победа православия над остальными религиями заранее предрешена.
При такой трактовке понятия экстремистской деятельностью ею вполне может быть объявлено совершение православного богослужения – потому что Символ Веры поется. А там и про едину Святую Церковь, и про Сына Божия, Бога истинна, грядущего со славою судити живым и мертвым… Уже не говоря о хранении каждым христианином в своем доме Нового Завета, наполненного утверждениями, которые какие-нибудь эксперты запросто могут объявить вопиющей экстремистской пропагандой. Не говоря уже о том, что уверенность в истинности своей веры и обязанность исповедать эту уверенность во всеуслышание – отличие верующего от неверующего во всякой религии.
А недавно стало известно, что президиум Генсовета "Единой России" утвердил новый партийный проект "Культурный альянс (Региональный аспект) ". Куратором будет политтехнолог и галерист Марат Гельман. Цель проекта заключается в создании "механизма модернизации" культурной жизни в российских регионах. Потому, как "политический успех модернизации, в конечном счете, зависит от того, захотят ли граждане участвовать в процессах изменения своей жизни", и, кроме того, "альянс с культурой – это и новый имидж партии, минимизация негативного контекста «партии чиновников", сообщает сайт правящей партии. Вскорости и последовали первые подступы к чаемой модернизации и имиджу – будущий куратор объявил, что, ежели засудят немилосердные судьи любезных его сердцу Ерофеева и Самодурова, устроивших оскорбляющую верующие сердца выставку "Запретное искусство", так он эту выставку тут же и повторит. Ну, про Самодурова пусть суд решает, раз уж человек, имея один приговор – за предыдущую выставку "Осторожно, религия", твердо решил попробовать еще раз. А вот про будущую модернизацию и изменение жизни, основанные на "актуальном искусстве", гражданам есть смысл подумать самим. Ведь в изменениях-то участвовать придется. А изменения – они, как и инсталляции, разные бывают. Про иные изменения древние китайцы даже поговорку сложили – чтоб ты жил во время перемен. Типа, пожелание нехорошему человеку.
Недавно вот обсуждалась идея столичных властей создать кодекс поведения в Москве, которая, оказывается, является не только мегаполисом и столицей России, но и русским городом. "Москва - город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться", напоминает столичный чиновник в интервью. И вот разрабатывается свод правил, которых обязаны придерживаться жители города, и с которыми будут знакомить приезжих. Правда, разрабатывать свод правил, оказывается, предложено национальным диаспорам, присутствующим в столице, а уж после получения их предложений к разработке документа будут приглашены специалисты. Некоторые из неписаных правил, которые в таком своде должны присутствовать, представитель столичных властей перечислил - не резать барана во дворе (как это случалось во время мусульманских праздников), не жарить шашлык на балконе, не ходить по городу в национальной одежде (это, видимо, чтоб с кинжалами на поясе по городу не ходили; правда, сейчас все больше с травматикой в кармане ездят), разговаривать по-русски… Не знаем, упомянут ли диаспоры в своих предложениях, о появившихся в последнее время "национальных традициях" исполнения зажигательных танцев на Манежной площади или экстремальных заездах по Садовому кольцу со стрельбой в воздух или по другим автомобилям. Возможно, и упомянут. Если забудут упомянуть, может быть, специалисты им напомнят, что этого – не надо. Но, с другой стороны, если диаспоры приглядятся повнимательнее к иным инсталляциям "актуального искусства", так они, во-первых, могут резонно заявить, что танцы, стрельба и приготовление баранов – это тоже инсталляции, и в качестве таковых вполне достойны стать одной из основ будущей модернизации. И участвовать в грядущих изменениях гражданам станет еще интереснее. А во-вторых, по-прежнему непонятно, как всю эту инсталляционную модернизацию соотнести с тем, очевидным для нас, но совершенно неочевидным для российской политической элиты фактом, что русская культура создавалась христианами. Православными русскими людьми создавались русские города (одним из которых теперь вновь названа Москва). Как это будет отражено в предложениях по своду правил, которые выскажут диаспоры – неизвестно. Как смотрят на проблему в правящей партии – показывает выбор культурного куратора. Осталось понять, как посмотрят граждане, приуготовляемые к изменениям жизни. Но граждан, понятное дело, будут и дальше приуготовлять. На то и политтехнологи. А если нравственные, культурные и религиозные русские традиции плохо соотносятся с намечаемыми инсталляциями – так и тем хуже для традиций.
Впрочем, поворот в мыслях столичной власти, обозначенный цитированным интервью, можно только приветствовать и поддержать. Хотя, конечно, возможны и обратные новые повороты. И инсталляции.
От редакции.
http://www.radonezh.ru/analytic/12652.html