И помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине; помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек,- читаем мы в молитве по шестой кафизме Псалтири. Слова эти потрясают своей простотой... и своей сложностью. Как понять смысл этих слов во всей полноте, а главное - понять, каким путем духовного возрастания следует идти, чтобы мы смогли не просто произносить их, но и искренне, от всего сердца просить Бога о милости и к друзьям, и к врагам, - об этом наш разговор с настоятелем храма в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня города Вольска протоиереем Михаилом Воробьевым.
- Отец Михаил, та часть, где говорится, что мы просим Господа помянуть всех - и тех, кто хочет нам блага, и тех, кто хочет нам зла,- понятна. А что значат слова: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек?
- Это значит: все мы люди, все мы сотворены Богом, и каждый из нас является образом Божиим. Да, у каждого из окружающих нас есть слабость - с этим никто не спорит, но не надо забывать, что ведь и у нас самих есть слабости. И если Господь прощает наши грехи - то так же он прощает грехи тех, кого мы считаем своими врагами, в том числе и грех вражды по отношению к нам. Наличие врагов - это реальность. Задача христианина - воспитывать в себе христианское отношение к врагам. А значит, даже по отношению к тем, кто желает нам зла, мы должны быть в самом прямом смысле слова доброжелательными - то есть желать добра и по возможности следовать заповеди апостола Павла: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21).
- Но в реальной жизни не каждый из нас настолько совершенен, чтобы найти в себе душевные силы и на зло отвечать добром... Что делать?
- Начать с меньшего. Прочитайте 33-й псалом Давида. Там сказано: уклонися от зла и сотвори благо. Если вы на действия врага будете давать, как это сейчас принято говорить, «симметричный ответ» - этим вы умножите зло. Отойдите от зла - и сотворите благо... другим людям.
- Иными словами, человек, который в силу своего несовершенства не способен стать благодетелем своему врагу, должен как бы отойти в сторону от ситуации? Но ведь целые поколения людей в нашей стране выросли под девизом «Если враг не сдается...»
- «...То его уничтожают». Да, было такое. Но задолго до того было сказано: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 44-45). Мы должны так делать. Должны! А если не можем - то должны почаще вспоминать, что сами мы не ангелы, что и у нас есть свои грехи, свои слабости. Правильное христианское отношение к врагам - это молитва о том, чтобы Господь коснулся их сердца, уничтожил в нем зло, дал им почувствовать пагубность его, дал возможность исправить его последствия.
- Отец Михаил, а насколько «тема вражды» актуальна?
- «Тема вражды», как вы ее назвали, актуальна с того времени, когда Каин ощутил в своем сердце вражду к Авелю. Актуальна ли эта тема именно сейчас? Да, актуальна. Потому что мы живем в то время, когда жизнь - государственная, общественная, человеческая - резко изменилась. А жить во время перемен особенно непросто. И непросто найти в себе силы и мужество признать, что причина твоих неудач - либо какие-то совсем уж непреодолимые силы (против которых человек бессилен, как, скажем, против землетрясения), либо ты сам. Гораздо проще - сказать: это враги виноваты.
- Но в таком случае получается, что враги-то во многом мнимые?
- Да, очень часто бывает и так - тот, кого мы считаем врагом, на самом деле или совершенно нейтральный по отношению к нам человек или, по крайней мере, тот, кто сознательно нам никакого зла не делает и не желает. Вот простой пример: сейчас лето, огородно-дачный сезон. Вы поливаете свою грядку - и совершенно не принимаете во внимание, что вода стекает к соседскому забору, отчего тот может начать гнить... Вы и не подозреваете о том, что сосед тем временем, вполне возможно, в душе своей уже давно записал вас во враги! Это простой случай, а сколько подобных ему?
- А кстати, сколько? Часто вам, священнику, люди жалуются на врагов? Среди приходящих за пастырским вразумлением, советом - много ли таких?
- Не каждый второй, конечно, но если скажу, что каждый пятый, не намного ошибусь. Для того чтобы получить ответ на вопрос о том, как часто люди жалуются на врагов, достаточно подсчитать, сколько раз вокруг нас за день прозвучит «А вот он (она)...», да прибавить, сколько раз мы сами эту фразу произнесем. И при этом редко бывает, чтобы человек задумывался о том, что ситуации, на которые мы жалуемся, служат для нашего предостережения, наставления, исправления. Бесы внушают ему: тебя обидели, унизили, оскорбили - отомсти!
- То есть толкают перейти черту агрессии и ответить на зло - истинное или мнимое, надуманное - злом. Как удержаться, как не перейти эту черту?
- Вспомните то, о чем мы говорили в начале нашего разговора: «отойди от зла». В прямом смысле отойдите - дистанцируйтесь от этого человека, не общайтесь. Ответьте источнику зла молчанием, не создавайте «питательную среду» для тех действий, которые христианину делать не следует. У нас нет права на агрессию, но есть право избегать общения. Как минимум.
- Получается, есть некие ступени, стадии правильного христианского отношения к врагам. Начальная - отойти, ответить молчанием, не делать зла. Следующая - молиться о врагах, желая им добра. И дальше - мы должны стремиться полюбить врагов своих, «как самого себя»? Думаю, для большинства из нас это очень непросто...
- Давайте вдумаемся в эти слова: «как самого себя». Скажите: вы всегда любите себя? Разве не бывает так, что в какие-то моменты человек сердится на себя, негодует? Сколько раз нам доводилось слышать: «Да я просто ненавидел себя в этот момент!» Речь идет о каком-то конкретном поступке, конкретной ситуации - но разве человек при этом перестает любить себя? Он прощает себе ошибку, он жалеет себя. Так же и в отношении других: в этой фразе, о которой мы говорим, слово «как» - это не мера «количества любви», которую мы должны направить на «ближнего своего». Это значит, что мы должны относиться нему так же, как к самому себе, только в другой ситуации, в другой судьбе - жалея, прощая, понимая.
- Следовательно, препятствием правильному отношению к ближним является наш эгоизм: мы настолько сконцентрированы на себе, что в одних случаях даже не пытаемся поставить себя на место человека, чтобы понять логику его поступков (в том числе и по отношению к нам), и начинаем считать его врагом, а в других - по эгоизму своему считаем врагами тех, кто и не думал быть таковым. Но ведь, записывая человека во враги, мы сами, в той или иной степени, начинаем вести себя враждебно по отношению к нему... Значит, чем меньше мы будем «концентрироваться» на себе и чем больше думать о ближнем, тем меньше вокруг нас будет врагов, меньше будет враждебных ситуаций?
- Вы просто перестанете считать эту ситуацию враждебной. Есть такая замечательная повесть Германа Гессе «Курортник». Человек попадает на курорт: он получил возможность отдохнуть чуть ли не впервые за двадцать лет. Прекрасный отель, прекрасная комната. А рядом, через стенку, не менее прекрасная комната, и в ней - другой человек. И этот другой то двигает стулья, то роняет посуду, то кашляет... Под такой непрекращающийся «аккомпанемент» невозможно заснуть. И через некоторое время герой повести осознает, что начинает ненавидеть своего соседа, это чувство заполняет всю его душу. Долгожданный отдых на курорте оборачивается пыткой. Но поскольку речь идет о западном отеле, где постоялец в каждой комнате найдет Библию, в один из дней измученный враждой с незримым соседом курортник открывает ее и читает: «возлюби ближнего...» И он начинает «моделировать» человека за стеной. Вот тот снова уронил чашку - значит, у него артрит, болят руки. Вот, шаркая, сосед прошел по комнате - значит, ему много лет, трудно ходить. Вот за стеной нескончаемый кашель - значит, на курорте этот несчастный умудрился подхватить простуду... И через какое-то время наш герой приходит к тому, что иначе как пожалеть и полюбить соседа он уже не может! Это помогло ему избавиться от ненависти. И хотя за стеной ничего не изменилось - так же двигали мебель, храпели по ночам, роняли посуду,- курортника это перестало раздражать. Он прекрасно спал и прекрасно отдыхал до конца своего отпуска, кстати, так и не увидев соседа. Что произошло? Он всего лишь начал больше думать о другом человеке, нежели о себе.
- Хороший пример - в первую очередь для подражания! Но ведь есть ситуации, когда ни дистанцироваться, ни пожелать блага врагу мы не можем себе позволить, например, когда враг физически угрожает нам, нашим близким, нашей стране?..
- Нельзя дать один ответ на все ситуации, о которых мы говорим. Но в любом случае долг христианина - защищать своих близких, свою страну, свою веру. И главное - самому не быть никому врагом. Кроме того, следует помнить, что Господь заповедал нам прощать своих личных врагов, а вот прощать врагов другого человека у нас нет никакого нравственного права. Я должен просить суд облегчить участь преступника, который обидел меня, но права требовать оправдания того, кто обидел другого, у меня нет.
- Отец Михаил, простите за «детский вопрос», но, думаю, для многих он актуален: а кому именно надо молиться о «врагах наших»?
- Можно молиться царю Давиду. Замечательная в своей лаконичности, очень действенная и очень любимая народом молитва: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его... (131-й псалом). Молиться, и не забывать, что вси бо человецы есмы...
Опубликовано на Информационно-аналитическом портале Саратовской епархии "Православие и современность"
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10114&Itemid=3