Источник: Православие и современность
Можно ли причащаться человеку, который никак не может
представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и
другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви -
Евхаристии - отвечают клирики храмов Саратовской епархии.
Если Христос установил Причащение на совместной с апостолами трапезе, почему сейчас оно происходит не на трапезе, а на богослужении?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:
- Заметим, что Тайная Вечеря, на которой Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения, была не простым ужином, а пасхальной трапезой, то есть своеобразным семейным богослужением с определенным ритуалом и порядком. В этот установленный в древности ритуал Христос вносит новое содержание: благую весть о спасении и возвращении верующему человеку духовной свободы, а также о будущей жизни Церкви. Главным содержанием этой жизни и является Таинство Евхаристии, или Причащения.
В первые века христианской истории, когда буквально наощупь складывался устав богослужения, была попытка соединить Евхаристию с братскими трапезами, которые назывались агапами (от греческого слова «агапэ» - любовь). Упоминания о таких евхаристических трапезах апостольского века можно найти в Книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 2, 42; 2, 48; 20, 7) и Апостольских посланиях. Первоначально порядок совершения евхаристических трапез был произвольным. Как следует из описания евхаристической трапезы в Троаде, на которой присутствовал апостол Павел (см.: Деян. 20, 7-12), агапы сопровождались поучениями и беседами. Однако уже «Дидахе» - памятник раннехристианской литературы, описывающий жизнь христианских общин на рубеже I и IIстолетий - представляет нам строго очерченный порядок евхаристической трапезы с молитвами благословения Даров и благодарения за Причащение.
Вследствие человеческой немощи евхаристические трапезы не удержались надолго в жизни христианских общин. Все, что мы знаем о них из Апостольских посланий, написано в негативном ключе. Так, например, апостол Иуда с горечью говорит о некоторых неумеренных людях, которые бывают соблазном на вечерях любви, пиршествуя... без страха утучняют себя (Иуд. 1, 12). Апостол Павел упрекает христиан Коринфа в том, что на вечерях Господних всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается (1 Кор. 11, 21). Упомянутая выше трапеза любви в Троаде была прервана переполохом, вызванным падением из окна задремавшего юноши.
Именно поэтому уже во II веке агапы были отделены от евхаристического богослужения, а в V веке совсем исчезли. Своеобразным реликтом агап, сохранившимся до наших дней, стало благословение хлеба, пшеницы, вина и елея в конце вечерни, если совершалась лития.
Можно ли младенцев причастить не вином, а чем-то другим?
Отвечает священник Роман Коздринь, клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова:
- Прежде всего, хочется внести ясность и уточнить: верующие христиане причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому ответ однозначный: вином или «чем-то другим» (кроме Тела и Крови Господних) причастить как младенцев, так и взрослых нельзя. Сама формулировка «причащать вином» является некорректной и противоречащей православному вероучению о Таинстве Евхаристии.
Что касается веществ, использующихся для Таинства Евхаристии, то в практике Православной Церкви используются только хлеб и виноградное вино, что имеет основание в евангельском повествовании об установлении Таинства Евхаристии Самим Господом (см.: Мф. 26, 26-29). Заменять их чем-то не допускается.
При совершении Литургии хлеб и вино освящаются и претворяются в Тело и Кровь Господа. Православные христиане должны помнить об этом и понимать, что несмотря на сохранение физических свойств (вкуса, цвета) освящаемые вещества меняют свою природу и по существу уже не являются хлебом и вином. Младенцев причащают только Крови Христовой; это можно делать, ничего не опасаясь - если, конечно, у родителей есть вера в то, что совершается таинство.
Если человек никак не может себе представить, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы, можно ли ему причащаться?
Отвечает священник Иоанн Фомин, настоятель храма Архангела Михаила с. Приречное Аткарского района:
- Думаю, что для ответа на этот вопрос лучше всего обратиться к своему духовному отцу, потому что у этого «никак не может себе представить» могут быть разные причины и нельзя обобщить ответ для всех.
Можно сказать лишь, что просто так, тем более без обсуждения со священником, лишать себя причащения нельзя. Причастие - это шанс, который дается человеку воскресшим Христом, без этого человеку невозможно наследовать жизнь вечную. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках часто повторяет утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любовию», без исследования. Желание проникнуть в величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага».
Ничто не мешает православному христианину, которого что-то смущает относительно Таинства Причащения, обратиться к духовной литературе, посмотреть, как разъясняют вопросы, связанные с этим таинством, святые отцы. Но до конца исследовать его, «докопаться» до чего-то экстраординарного в этих вопросах - не та задача, которую мы должны ставить перед собой.
Если после Причастия нет никакого радостного чувства, значит, причастился недостойно?
Отвечает протоиерей Павел Усов, настоятель Благовещенского храма г. Вольска:
- В этом вопросе необходимо уяснить для себя несколько важных деталей.
Во-первых, всякий раз, подходя к Чаше, нужно осознавать, что мы ищем не радостных чувств или каких-то приятных переживаний, а встречи с Самим Христом. Заострять свое внимание после Причастия на чувствах и ощущениях неправильно. Более того, это может привести к своего рода зависимости, впав в которую человек начинает искать не Божественную любовь, а дары этой любви, забывая, что главное в христианстве - личные отношения с Богом.
Во-вторых, для достойного причащения нужно выполнить определенные условия. Среди них есть и внешние - пост, молитва, исповедь, и внутренние - чистосердечное покаяние в грехах, твердое намерение исправиться, искреннее желание приобщиться Самого Христа в Таинстве Причащения, всецелое доверие воле Божией, смиренное и сокрушенное сердце. В Псалтири говорится: Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя (Пс. 50, 8), т.е. смирение и есть условие получения благодатной радости от Бога. Но в том и состоит смирение, что мы, стремясь соблюсти всё, что необходимо, не ждем, что Господь что-то нам за это даст.
Исходя из всего сказанного, если нет радости после Причастия, не нужно переживать о достойном или недостойном, «правильном» или «неправильном» приобщении. Доверьтесь Богу - только Он знает, когда нам нужна радость, а когда нет. Но вместе с тем (особенно когда подобное бесчувствие повторяется) стоит обратить внимание на то, как мы готовимся к принятию Святых Даров, и честно ответить себе на вопрос: было ли искреннее покаяние, смирил ли я свое сердце перед Господом? Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Когда нет у тебя мира и радости после принятия Пречистых Тайн... усматривай в этом повод к самому глубокому смирению и сокрушению о грехах твоих».
Сколько раз в год нужно причащаться для полноценной церковной жизни?
Отвечает священник Артемий Перепелицын, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» с. Калмантай Вольского района:
- Вопрос очень серьезный, и стоит прежде всего обратиться к тому, что написано по этому поводу в Священном Писании и творениях прославленных отцов Церкви.
Приимите, ядите: сие есть Тело Мое <...> пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Мф. 26, 26-28),- говорит Господь в Евангелии. И еще говорит: Сие творите в мое воспоминание (Лк. 22, 19). По слову святителя Иоанна Златоуста, последнее указывает на необходимость причащаться постоянно и как можно чаще.
В Священном Писании есть единственное ограничение для желающих приступить к Чаше, и оно касается не частоты причащения, а состояния человеческого сердца. Апостол Павел говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 28-29). Заметим, он не сказал «причащайтесь реже», а предложил судить и исследовать себя.
Как часто можно причащаться? Не чаще чем раз в день и, как правило, не реже, чем раз в три недели (если в местности, где живет человек, есть храм). Замечательно, если христианин каждый раз, придя на Литургию, будет причащаться, только важно, чтобы это было не механическое действие, а живое желание следовать Христу. Из регулярного причащения должны происходить плоды благих дел, и каждое приобщение должно побуждать сердце стремиться к небесным вершинам.
Газета «Православная вера» № 17 (637)
[Подготовила Елена Сапаева
Источник: Православие и современность