Побуждать сердце стремиться к небесным вершинам

0
1054
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие и современность


Можно ли причащаться человеку, который никак не может представить себе, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы? На этот и другие вопросы о самом главном Таинстве Православной Церкви - Евхаристии - отвечают клирики храмов Саратовской епархии.

Если Христос установил Причащение на совместной с апостолами трапезе, почему сейчас оно происходит не на трапезе, а на богослужении?

Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:

- Заметим, что Тайная Вечеря, на которой Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения, была не простым ужином, а пасхальной трапезой, то есть своеобразным семейным богослужением с определенным ритуалом и порядком. В этот установленный в древности ритуал Христос вносит новое содержание: благую весть о спасении и возвращении верующему человеку духовной свободы, а также о будущей жизни Церкви. Главным содержанием этой жизни и является Таинство Евхаристии, или Причащения.

В первые века христианской истории, когда буквально наощупь складывался устав богослужения, была попытка соединить Евхаристию с братскими трапезами, которые назывались агапами (от греческого слова «агапэ» - любовь). Упоминания о таких евхаристических трапезах апостольского века можно найти в Книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 2, 42; 2, 48; 20, 7) и Апостольских посланиях. Первоначально порядок совершения евхаристических трапез был произвольным. Как следует из описания евхаристической трапезы в Троаде, на которой присутствовал апостол Павел (см.: Деян. 20, 7-12), агапы сопровождались поучениями и беседами. Однако уже «Дидахе» - памятник раннехристианской литературы, описывающий жизнь христианских общин на рубеже I и IIстолетий - представляет нам строго очерченный порядок евхаристической трапезы с молитвами благословения Даров и благодарения за Причащение.

Вследствие человеческой немощи евхаристические трапезы не удержались надолго в жизни христианских общин. Все, что мы знаем о них из Апостольских посланий, написано в негативном ключе. Так, например, апостол Иуда с горечью говорит о некоторых неумеренных людях, которые бывают соблазном на вечерях любви, пиршествуя... без страха утучняют себя (Иуд. 1, 12). Апостол Павел упрекает христиан Коринфа в том, что на вечерях Господних всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается (1 Кор. 11, 21). Упомянутая выше трапеза любви в Троаде была прервана переполохом, вызванным падением из окна задремавшего юноши.

Именно поэтому уже во II веке агапы были отделены от евхаристического богослужения, а в V веке совсем исчезли. Своеобразным реликтом агап, сохранившимся до наших дней, стало благословение хлеба, пшеницы, вина и елея в конце вечерни, если совершалась лития.

 

Можно ли младенцев причастить не вином, а чем-то другим?

Отвечает священник Роман Коздринь, клирик храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Саратова:

- Прежде всего, хочется внести ясность и уточнить: верующие христиане причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому ответ однозначный: вином или «чем-то другим» (кроме Тела и Крови Господних) причастить как младенцев, так и взрослых нельзя. Сама формулировка «причащать вином» является некорректной и противоречащей православному вероучению о Таинстве Евхаристии.

Что касается веществ, использующихся для Таинства Евхаристии, то в практике Православной Церкви используются только хлеб и виноградное вино, что имеет основание в евангельском повествовании об установлении Таинства Евхаристии Самим Господом (см.: Мф. 26, 26-29). Заменять их чем-то не допускается.

При совершении Литургии хлеб и вино освящаются и претворяются в Тело и Кровь Господа. Православные христиане должны помнить об этом и понимать, что несмотря на сохранение физических свойств (вкуса, цвета) освящаемые вещества меняют свою природу и по существу уже не являются хлебом и вином. Младенцев причащают только Крови Христовой; это можно делать, ничего не опасаясь - если, конечно, у родителей есть вера в то, что совершается таинство.

 

Если человек никак не может себе представить, как в Чаше могут быть Тело и Кровь Христовы, можно ли ему причащаться? 

Отвечает священник Иоанн Фомин, настоятель храма Архангела Михаила с. Приречное Аткарского района:

- Думаю, что для ответа на этот вопрос лучше всего обратиться к своему духовному отцу, потому что у этого «никак не может себе представить» могут быть разные причины и нельзя обобщить ответ для всех.

Можно сказать лишь, что просто так, тем более без обсуждения со священником, лишать себя причащения нельзя. Причастие - это шанс, который дается человеку воскресшим Христом, без этого человеку невозможно наследовать жизнь вечную. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках часто повторяет утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любовию», без исследования. Желание проникнуть в величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага».

Ничто не мешает православному христианину, которого что-то смущает относительно Таинства Причащения, обратиться к духовной литературе, посмотреть, как разъясняют вопросы, связанные с этим таинством, святые отцы. Но до конца исследовать его, «докопаться» до чего-то экстраординарного в этих вопросах - не та задача, которую мы должны ставить перед собой.

 

Если после Причастия нет никакого радостного чувства, значит, причастился недостойно?

Отвечает протоиерей Павел Усов, настоятель Благовещенского храма г. Вольска:

- В этом вопросе необходимо уяснить для себя несколько важных деталей.

Во-первых, всякий раз, подходя к Чаше, нужно осознавать, что мы ищем не радостных чувств или каких-то приятных переживаний, а встречи с Самим Христом. Заострять свое внимание после Причастия на чувствах и ощущениях неправильно. Более того, это может привести к своего рода зависимости, впав в которую человек начинает искать не Божественную любовь, а дары этой любви, забывая, что главное в христианстве - личные отношения с Богом.

Во-вторых, для достойного причащения нужно выполнить определенные условия. Среди них есть и внешние - пост, молитва, исповедь, и внутренние - чистосердечное покаяние в грехах, твердое намерение исправиться, искреннее желание приобщиться Самого Христа в Таинстве Причащения, всецелое доверие воле Божией, смиренное и сокрушенное сердце. В Псалтири говорится: Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя (Пс. 50, 8), т.е. смирение и есть условие получения благодатной радости от Бога. Но в том и состоит смирение, что мы, стремясь соблюсти всё, что необходимо, не ждем, что Господь что-то нам за это даст.

Исходя из всего сказанного, если нет радости после Причастия, не нужно переживать о достойном или недостойном, «правильном» или «неправильном» приобщении. Доверьтесь Богу - только Он знает, когда нам нужна радость, а когда нет. Но вместе с тем (особенно когда подобное бесчувствие повторяется) стоит обратить внимание на то, как мы готовимся к принятию Святых Даров, и честно ответить себе на вопрос: было ли искреннее покаяние, смирил ли я свое сердце перед Господом? Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Когда нет у тебя мира и радости после принятия Пречистых Тайн... усматривай в этом повод к самому глубокому смирению и сокрушению о грехах твоих».

 

Сколько раз в год нужно причащаться для полноценной церковной жизни?

Отвечает священник Артемий Перепелицын, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» с. Калмантай Вольского района:

- Вопрос очень серьезный, и стоит прежде всего обратиться к тому, что написано по этому поводу в Священном Писании и творениях прославленных отцов Церкви.

Приимите, ядите: сие есть Тело Мое <...> пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (Мф. 26, 26-28),- говорит Господь в Евангелии. И еще говорит: Сие творите в мое воспоминание (Лк. 22, 19). По слову святителя Иоанна Златоуста, последнее указывает на необходимость причащаться постоянно и как можно чаще.

В Священном Писании есть единственное ограничение для желающих приступить к Чаше, и оно касается не частоты причащения, а состояния человеческого сердца. Апостол Павел говорит: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 28-29). Заметим, он не сказал «причащайтесь реже», а предложил судить и исследовать себя.

Как часто можно причащаться? Не чаще чем раз в день и, как правило, не реже, чем раз в три недели (если в местности, где живет человек, есть храм). Замечательно, если христианин каждый раз, придя на Литургию, будет причащаться, только важно, чтобы это было не механическое действие, а живое желание следовать Христу. Из регулярного причащения должны происходить плоды благих дел, и каждое приобщение должно побуждать сердце стремиться к небесным вершинам.

Газета «Православная вера» № 17 (637)

[Подготовила Елена Сапаева

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Священник Михаил Воробьев
Все статьи Священник Михаил Воробьев
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от ОСт
22.12.2024 20:22
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.12.2024 19:50
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
22.12.2024 19:20
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.12.2024 19:16
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 19:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
22.12.2024 18:32