Кого растит российская школа?

Несмотря ни на что, лучшие традиции отечественного образования продолжают жить

Новости Москвы 
0
446
Время на чтение 5 минут

В обычной школе на московской окраине уже много лет работает музей «Любви и добра». Его экспонаты собраны несколькими поколениями учащихся.

На фоне кипящих страстей по поводу ЕГЭ, перевода школы на новые условия финансирования и прочих новаций Минобрнауки жизнь этого музея на первый взгляд может показаться недостойной «высочайшего» внимания. Между тем, и этот музей, и эта школа давно должны были бы стать предметом внимания Минобрнауки, формирующего идеологию работы отечественного образования.

В музее «Любви и добра» - старые газеты и грамоты, фотографии и документы, ордена и медали, полученные за ратный и мирный труд родными мальчишек и девчонок, какие-то предметы быта семей, театральные программки, письма, телеграммы, поздравительные открытки... Здесь во всем - неуловимый дух эпохи.

Ученикам 1354-ой их учителя смогли привить любовь к России наперекор всему тому валу информации в СМИ, что отвращает ребенка от собственной страны, провоцирует «подхихикивание» и ерничанье над ее историей и культурой, традициями и смыслами.

- Больше десяти лет назад мы задумались над тем, как на самом деле надо воспитывать наших детей, чтобы они стали настоящими гражданами Отечества, - бес особого пафоса, но убежденно говорит директор школы, кандидат педагогических наук Анна Постникова. С лозунгами у нас - всегда все в порядке. Да, декларации у всех - хорошие. А что за ними-то стоит?

Когда начинаешь глубже вникать в работу какой-то школы, то понимаешь - да почти ничего... Просто - частокол милых намерений, не укорененных в жизни, но модных и оттого - как бы обязательных. Это касается и темы гражданского воспитания.

А теперь давайте представим себе, что воспитание гражданина - это предмет сродни математике или русскому.

Как он будет реализован в школе? И тогда мы придумали серию проектов. И каждый проект стал своеобразной ступенькой гражданского разговора с детьми.

У нас каждый третий класс, например, осуществляет проект «История моей семьи в истории моей Родины». Генеалогическое древо, прабабушки и прадедушки, фотографии и старые письма, ордена и медали, какие-то значимые личные вещи и не менее значимые документы... Мы и представить себе не могли даже, как это важно оказывается рассказать ребенку - кто его прабабушка или прадедушка. Они теперь записывают все, что связано с историей семьи в особую тетрадь, гордятся своими семьями...

Так делается первый шаг, чтобы разбудить в ребенке интерес к истории своего Отечества.

В четвертом классе тема предлагается уже шире: «Южное Бутово - молодость древней столицы». Где ты живешь? Да вот оно - Южное Бутово. Улица Скобелевская. А кто такой - Скобелев? Чем он славен для истории России? А адмирал Лазарев? Что ты узнал о нем? Ага, вот, оказывается, каким славным именем твоя улица названа! И весь год дети осваивают свою «малую родину».

Пятый класс. Тема «Люблю твою, Россия, старину». Русские традиции, русские игрища и потешки, здесь - кто во что горазд! Развернуться по теме есть где. Идет разговор о том, что раньше русские жили так, а теперь - вот так: что-то изменилось, что-то даже осталось. Почему осталось? Какая роль той или иной традиции: все эти вещи осмысляются детьми в течение года. А в мае - защита проектов.

Шестой класс - «Игрушки мира». От дымковской до... пистолета. Спрашиваю у класса: «Пистолет - хорошая игрушка?». Девчонки - «Не-ет!». Мальчишки - «Да-а!». Поговорили, выяснили: и не хорошая, и не плохая - все зависит от того, в чьих руках она находится...

В седьмом классе серьезная патриотическая тема - «О подвигах, о доблести, о славе!». Речь идет о дедушках и бабушках, тех, кто воевал, о ветеранах, живущих в Южном Бутово, о героях - защитниках Отечества. Не обойдены и родные наших учителей: и те, кто воевал во время Великой Отечественной войны, и те, кто прошел Афган... Все найденное попадает на стенды нашего школьного музея.

Идем дальше. Дальше - возраст любви. Тема восьмого класса - «У любви есть слова, те слова не умрут...». Начинали с тургеневских девушек, потом - родители, - учителя, которые работая в школе поженились... Любовь - дело святое, умолчаний не требующее, кроме деликатных возрастных. Тут не грех вспомнить и то, как познакомились бабушки с дедушками, через какие испытания их любовь прошла, сколько тягот вынесла: все как у классика - «Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне...». Нет, конечно, бывают и вздохи, и прогулки...

Но и о главном - отношении человека к человеку - речь идет, о верности, о жертвенности в любви, об ответственности за близкого человека, о необходимости его защищать...

И мы сознательно отводим на это целый год - слишком важная для жизни тема, слишком многое зависит от того, какие семена будут посеяны в душе ребенка. Согласитесь: в семье ведь об этом не так часто с детьми говорят, считая это само собой разумеющимся. А оказывается без этих разговоров с детьми - никуда! Иначе им «улица» такого понарассказывает! Значит, школа должна эту зону воспитания не упустить, вовремя среагировать, наполнить ее добрым смыслом.

Начинается с любви между мужчиной и женщиной, а приходит и к любви к Родине. Это ведь тоже - любовь!

В девятом классе тоже важная тема для обдумывания: «Планета наша - наш общий дом». От экологии планеты до экологии души.

В десятом наши ребята заняты не менее важной задачей - «Каждый выбирает для себя». Скоро за школьный порог: пора задуматься о будущем, выбрать ориентиры, наметить пути, понять, что многое - в твоих руках, надо лишь не лениться, бороться, работать.

В одиннадцатом классе финальная «ступенька» нашей работы с детьми - «Всемирное наследие - в руках молодых». Это - и вопросы мировой культуры, и памятники, и памятные места на карте мира, это и воспитание толерантности к другим народам, это и наследие отечественной и мировой науки. И если мы где-то какие-то вещи успеваем проставить лишь пунктирно, то и это важно - пусть знают, что это есть. Короче говоря, мы как бы подводим их к мысли, что перед ними мир, полный достижений человечества, и они вправе им разумно распорядиться.

Помню, на Байкале с детьми у костра песни пели. Ну, попели они свои, потом спрашивают: «Анна Львовна, а Вы какие песни знаете?». Взяла гитару, спела про лыжи, которые «у печки стоят», про поручика Голицына, другие бардовские песни спела. Так потом мы с ребятами две недели только их и учили, и распевали... Темы-то вечные!

Ребенку важно показать смыслы, и доказать ему, что эти смыслы - не только важны, но - и прекрасны.

Тогда не будет его тянуть на разную ерунду и пошлость. И еще. Не стоит уповать на «развитие конкуренции» между школами, считая, что это приведет к «повышению качества образования. Там, где собрался хороший педагогический коллектив - там с детьми будет все в порядке и без всякой показухи. А там, где нет хороших учителей - ждать нечего: будут работать с прохладцей.. Это в Москве да других больших городах - конкуренция... А в селе Пискуне, где одна школа, - там какая «конкуренция» может быть? Об этом в педагогическом сообществе уже говорено-переговорено, а сверху все продолжают талдычить о «школе в условиях рынка», «оказании образовательных услуг» и пр.

Сегодня же важно задуматься, прежде всего, об идеологии в школе.

- Воспитать она, прежде всего, должна гражданина! - замечает Анна Постникова. - И на это государство должно делать главный акцент. Ведь школа с потерянными смыслами - фирма по оказанию репетиционных услуг с «подушевым финансированием», не более того.

http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/kogo_rastit_rossijskaja_shkola_2010-07-05.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Ромашова
Стандарты для шариковых
Реформа образования добралась и до литературы
21.01.2013
Школьные души
Учителя гадают, какую зарплату они будут получать с сентября
30.08.2011
«Наша Russia»
На что «Газпрому» и четверти миллиарда долларов не жалко
24.08.2011
Диарея хамства
Филипп Киркоров как зеркало российской «культуры»
10.12.2010
Все статьи Анна Ромашова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05