Кого растит российская школа?

Несмотря ни на что, лучшие традиции отечественного образования продолжают жить

Новости Москвы 
0
453
Время на чтение 5 минут

В обычной школе на московской окраине уже много лет работает музей «Любви и добра». Его экспонаты собраны несколькими поколениями учащихся.

На фоне кипящих страстей по поводу ЕГЭ, перевода школы на новые условия финансирования и прочих новаций Минобрнауки жизнь этого музея на первый взгляд может показаться недостойной «высочайшего» внимания. Между тем, и этот музей, и эта школа давно должны были бы стать предметом внимания Минобрнауки, формирующего идеологию работы отечественного образования.

В музее «Любви и добра» - старые газеты и грамоты, фотографии и документы, ордена и медали, полученные за ратный и мирный труд родными мальчишек и девчонок, какие-то предметы быта семей, театральные программки, письма, телеграммы, поздравительные открытки... Здесь во всем - неуловимый дух эпохи.

Ученикам 1354-ой их учителя смогли привить любовь к России наперекор всему тому валу информации в СМИ, что отвращает ребенка от собственной страны, провоцирует «подхихикивание» и ерничанье над ее историей и культурой, традициями и смыслами.

- Больше десяти лет назад мы задумались над тем, как на самом деле надо воспитывать наших детей, чтобы они стали настоящими гражданами Отечества, - бес особого пафоса, но убежденно говорит директор школы, кандидат педагогических наук Анна Постникова. С лозунгами у нас - всегда все в порядке. Да, декларации у всех - хорошие. А что за ними-то стоит?

Когда начинаешь глубже вникать в работу какой-то школы, то понимаешь - да почти ничего... Просто - частокол милых намерений, не укорененных в жизни, но модных и оттого - как бы обязательных. Это касается и темы гражданского воспитания.

А теперь давайте представим себе, что воспитание гражданина - это предмет сродни математике или русскому.

Как он будет реализован в школе? И тогда мы придумали серию проектов. И каждый проект стал своеобразной ступенькой гражданского разговора с детьми.

У нас каждый третий класс, например, осуществляет проект «История моей семьи в истории моей Родины». Генеалогическое древо, прабабушки и прадедушки, фотографии и старые письма, ордена и медали, какие-то значимые личные вещи и не менее значимые документы... Мы и представить себе не могли даже, как это важно оказывается рассказать ребенку - кто его прабабушка или прадедушка. Они теперь записывают все, что связано с историей семьи в особую тетрадь, гордятся своими семьями...

Так делается первый шаг, чтобы разбудить в ребенке интерес к истории своего Отечества.

В четвертом классе тема предлагается уже шире: «Южное Бутово - молодость древней столицы». Где ты живешь? Да вот оно - Южное Бутово. Улица Скобелевская. А кто такой - Скобелев? Чем он славен для истории России? А адмирал Лазарев? Что ты узнал о нем? Ага, вот, оказывается, каким славным именем твоя улица названа! И весь год дети осваивают свою «малую родину».

Пятый класс. Тема «Люблю твою, Россия, старину». Русские традиции, русские игрища и потешки, здесь - кто во что горазд! Развернуться по теме есть где. Идет разговор о том, что раньше русские жили так, а теперь - вот так: что-то изменилось, что-то даже осталось. Почему осталось? Какая роль той или иной традиции: все эти вещи осмысляются детьми в течение года. А в мае - защита проектов.

Шестой класс - «Игрушки мира». От дымковской до... пистолета. Спрашиваю у класса: «Пистолет - хорошая игрушка?». Девчонки - «Не-ет!». Мальчишки - «Да-а!». Поговорили, выяснили: и не хорошая, и не плохая - все зависит от того, в чьих руках она находится...

В седьмом классе серьезная патриотическая тема - «О подвигах, о доблести, о славе!». Речь идет о дедушках и бабушках, тех, кто воевал, о ветеранах, живущих в Южном Бутово, о героях - защитниках Отечества. Не обойдены и родные наших учителей: и те, кто воевал во время Великой Отечественной войны, и те, кто прошел Афган... Все найденное попадает на стенды нашего школьного музея.

Идем дальше. Дальше - возраст любви. Тема восьмого класса - «У любви есть слова, те слова не умрут...». Начинали с тургеневских девушек, потом - родители, - учителя, которые работая в школе поженились... Любовь - дело святое, умолчаний не требующее, кроме деликатных возрастных. Тут не грех вспомнить и то, как познакомились бабушки с дедушками, через какие испытания их любовь прошла, сколько тягот вынесла: все как у классика - «Любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне...». Нет, конечно, бывают и вздохи, и прогулки...

Но и о главном - отношении человека к человеку - речь идет, о верности, о жертвенности в любви, об ответственности за близкого человека, о необходимости его защищать...

И мы сознательно отводим на это целый год - слишком важная для жизни тема, слишком многое зависит от того, какие семена будут посеяны в душе ребенка. Согласитесь: в семье ведь об этом не так часто с детьми говорят, считая это само собой разумеющимся. А оказывается без этих разговоров с детьми - никуда! Иначе им «улица» такого понарассказывает! Значит, школа должна эту зону воспитания не упустить, вовремя среагировать, наполнить ее добрым смыслом.

Начинается с любви между мужчиной и женщиной, а приходит и к любви к Родине. Это ведь тоже - любовь!

В девятом классе тоже важная тема для обдумывания: «Планета наша - наш общий дом». От экологии планеты до экологии души.

В десятом наши ребята заняты не менее важной задачей - «Каждый выбирает для себя». Скоро за школьный порог: пора задуматься о будущем, выбрать ориентиры, наметить пути, понять, что многое - в твоих руках, надо лишь не лениться, бороться, работать.

В одиннадцатом классе финальная «ступенька» нашей работы с детьми - «Всемирное наследие - в руках молодых». Это - и вопросы мировой культуры, и памятники, и памятные места на карте мира, это и воспитание толерантности к другим народам, это и наследие отечественной и мировой науки. И если мы где-то какие-то вещи успеваем проставить лишь пунктирно, то и это важно - пусть знают, что это есть. Короче говоря, мы как бы подводим их к мысли, что перед ними мир, полный достижений человечества, и они вправе им разумно распорядиться.

Помню, на Байкале с детьми у костра песни пели. Ну, попели они свои, потом спрашивают: «Анна Львовна, а Вы какие песни знаете?». Взяла гитару, спела про лыжи, которые «у печки стоят», про поручика Голицына, другие бардовские песни спела. Так потом мы с ребятами две недели только их и учили, и распевали... Темы-то вечные!

Ребенку важно показать смыслы, и доказать ему, что эти смыслы - не только важны, но - и прекрасны.

Тогда не будет его тянуть на разную ерунду и пошлость. И еще. Не стоит уповать на «развитие конкуренции» между школами, считая, что это приведет к «повышению качества образования. Там, где собрался хороший педагогический коллектив - там с детьми будет все в порядке и без всякой показухи. А там, где нет хороших учителей - ждать нечего: будут работать с прохладцей.. Это в Москве да других больших городах - конкуренция... А в селе Пискуне, где одна школа, - там какая «конкуренция» может быть? Об этом в педагогическом сообществе уже говорено-переговорено, а сверху все продолжают талдычить о «школе в условиях рынка», «оказании образовательных услуг» и пр.

Сегодня же важно задуматься, прежде всего, об идеологии в школе.

- Воспитать она, прежде всего, должна гражданина! - замечает Анна Постникова. - И на это государство должно делать главный акцент. Ведь школа с потерянными смыслами - фирма по оказанию репетиционных услуг с «подушевым финансированием», не более того.

http://www.stoletie.ru/russkiiy_proekt/kogo_rastit_rossijskaja_shkola_2010-07-05.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Ромашова
Стандарты для шариковых
Реформа образования добралась и до литературы
21.01.2013
Школьные души
Учителя гадают, какую зарплату они будут получать с сентября
30.08.2011
«Наша Russia»
На что «Газпрому» и четверти миллиарда долларов не жалко
24.08.2011
Диарея хамства
Филипп Киркоров как зеркало российской «культуры»
10.12.2010
Все статьи Анна Ромашова
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Несвятой Святой престол и Азербайджан
Новый комментарий от Калужанин
15.09.2025 19:50
Как акт примирения и единения страны
Новый комментарий от Константин В.
15.09.2025 17:35
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
15.09.2025 16:17
Россия на распутье
Новый комментарий от С. Югов
15.09.2025 16:01
Резонансное убийство в США
Новый комментарий от Русский танкист
15.09.2025 15:11
«Извергается из священного сана»
Новый комментарий от Владимир С.М.
15.09.2025 13:37