В этом учебном году оплата школьных преподавателей будет рассчитываться по-новому принципу - нормативно-подушевого финансирования.
Весьма точно эту финансово-педагогическую затею охарактеризовал президент «Всероссийского фонда образования», профессор Сергей Комков:
- Механизм этот весьма порочен. Принцип нормативно-подушевого финансирования предполагает, что выделяемые на определенного человека деньги станут переходить за ним из одного учебного заведения в другое. Им кажется, что это прогрессивно. Понятно, что школы будут бороться за то, чтобы получить к себе как можно больше учеников. Но эта система имеет оборотную сторону. Ведь чем больше количество учеников в классе, тем ниже качество образования. Нормально, когда класс состоит из 15 - 20 человек. При сорока - класс практически не обучаем.
Экстраполируем эту систему на практику. По крайней мере, на практику
ближайших нескольких лет. Помимо того, что учителям станет выгодно,
чтобы в классе было как можно больше детей и качество образования от
этого не выиграет, учителям станет выгодно вести как можно больше часов в
неделю. И тут - простор для коррупции внутри одной отдельно взятой
школы. Одного поставить с двухчасовыми «окнами», растянуть занятия на
все пять или шесть учебных дней недели, и каждый день - с утра до
вечера. Другому - расписание составить плотно, с библиотечными днями.
Учителям станет выгодно придумывать бессмысленные внеклассные
мероприятия. А родителям останется только наблюдать за битвами учителей.
Биологи против математиков - чей предмет сложнее? Преподаватели
иностранного языка - против физкультуры. А школы, в целом, станут
объединяться, чтобы увеличить сумму подушевого финансирования.
Репетиторы и «тренеры» на ЕГЭ будут становиться все дороже.
Кроме того, для определения величины гарантированной оплаты труда
вводится условная единица «стоимость одного ученико-часа». Данная
стоимость рассчитывается каждым образовательным учреждением
самостоятельно. Ученико-час, койко-место, трудо-день, школьная душа...
А вот мнение на сей счет главного редактора «Практического журнала для учителя и администрации школы», академика АПСН Сергея Котова:
- Нелепость этой истории состоит еще и в том, что ни о какой конкуренции среди сельских и поселковых школ речь идти в принципе не может. Ну, какая там конкуренция, когда на селе школа от школы - в 40-70 километрах? О какой «борьбе за ученика» может идти речь? Кто с кем будет соревноваться в таких условиях? Либеральная схема «конкуренции как двигателя качества» привнесена в систему образования механистически, и ничем, кроме как бедой, для нее не обернется.
А данное школьной администрации право устанавливать зарплату учителя «в зависимости от качества его труда» - благодатная почва для создания в педагогических коллективах атмосферы подозрительности в отношении друг друга, возникновения конфликтных ситуаций и значительного волюнтаризма со стороны дирекции.
В ряде регионов России эта система оплаты труда введена еще несколько лет назад. Каковы итоги? Об этом точнее и ярче всего могут рассказать только сами учителя. Они и говорят об этом постоянно на различных форумах и блогах:
хасан
В Северной Осетии во многих школах заработная плата уменьшилась на 30-40%, и ни о каких 17000 рублей, которые обещали, и речи нет. Учителя на грани, не знают, что делать?
мила
Я, учитель высшей категории, работаю в общеобразовательной школе города Омска. При нагрузке в 30 часов моя заработная плата составляет 8000 рублей. Новая система оплаты труда только у администрации школы, а у простых учителей оплата труда осталась старая. Финансовые средства на школу выделяются на каждого ученика, а заработную плату начисляют по часовой нагрузке. Но если раньше, когда существовала Единая тарифная сетка, нам доплачивали за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинетами, был премиальный фонд за подготовку призеров олимпиад, то сейчас все это упразднено. Вот и получается: система оплаты новая, а получаем еще меньше, чем при старой. Как говорится, наше правительство хотело как лучше, а получилось как всегда! Спасибо за заботу о нас!
Нина
Я работаю в Тверской области. С введением НСОТ наша зарплата выросла приблизительно на 15%. Однако, потом снизилась на 30! Ставка - 5200 у всех, независимо от квалификации и педагогического стажа. Смешные 100 рублей на методическую литературу обложили подоходным налогом. Никаких стимулирующих надбавок не видели! Правда, мы и без них всю душу в работу вкладываем. А вот начальство «простимулировалось по полной программе». У них зарплата стала огромной, и они с энтузиазмом «проводят в жизнь линию партии» по внедрению НСОТ.
Наталья
Работаю в школе 14 лет. С января 2009 года нам добавили зарплату, в среднем у учителя начальных классов в сдвоенном классе, с недельной нагрузкой в 28 часов она составляла 12000 рублей. Но через полгода моя зарплата упала более чем на 50% и составляет 5200 рублей (правда при нагрузке в 21 час). Что будет дальше, не знаю, но, предполагаю, что лучше не станет.
Полина
Вы говорите, что московские учителя жируют. Неправда всё это. При Лужкове ещё было пару лет 20-25 тысяч. И то у тех, у кого стаж около 20 лет. А я, молодая, еле «тянула» на 15 тысяч. А сейчас Собянин пришёл, всем всё урезал, теперь моя зарплата 10 тысяч "грязными", а квартплата 8 тысяч! И как мне жить целый месяц в Москве на 2 тысячи?
Марина
Я проработала в школе 18 лет, и по новой системе моя зарплата составляет 8 700 рублей за 22 часа в неделю. Директор и завуч получают прилично (нарисовали себе зарплату!). Вот так и складывается «средняя температура по больнице», о которой говорят начальники. Мол, учителя теперь поручают 17 тыс. А я никогда таких денег не получала, даже отпускных.
радиолюбитель
Как уже надоело враньё наших руководителей. Фурсенко заявил, что можно в школах за счёт экономии средств на ремонт поднять зарплату на 30%. О каком повышении можно говорить, если в нашей школе этих денег нет уже двадцать лет? Просим родителей по 150 рублей на ремонт школы и 150 - на ремонт класса. Хватает только на покраску полов да парт. Да и эти деньги сдаёт лишь половина. Многие родители не работают, чем-то там торгуют, и посмеиваются над учителями, которые за 5-6 тыс. готовы на всё. Педстаж 24,5 года, держусь-тяну до "выслуги". Мужиков в школах не осталось.
Наталия
Работаю в сельской школе. Аванс 1588 руб., зарплата 2024 руб. Смех сквозь слезы. Хоть одного чиновника посадить на такую зарплату. Пусть месяц проживет. А нам деваться некуда, работы на селе нет, вот и работаем за гроши. Люди, как же обидно, что такая у меня нищая жизнь!
Ульяна
Учителя унизили, обобрали. Выборы прошли, и забыли про учителей. Кому мы нужны? Ни-ко-му. За классное руководство и то не платят. Всего зарплата при 24 часах и 1 ребенке на домашнем обучении смешная - 7000 руб. Омские учителя скоро голодать будут, даже выжить уже невозможно. Беспредел. Начнет ли государство об учителях заботиться? Ведь воспитывая чужих детей, мы забываем о своих. А к нам только одни претензии и все.
Московские начальники, будьте милосердны к учителям! Проявите о них заботу, мы ведь ваши избиратели, в конце концов.
Кажется, уже столько в последние десятилетия наворотили с реформами в образовании, что учителя, казалось бы, должны были опустить руки и перестать сеять разумное и вечное. А они все работают! Эти замечательные люди, которые, как всегда, придут 1 сентября в класс и скажут: «Здравствуйте, дети!». И начнется новый учебный год.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/shkolnyje_dushi_2011-08-30.htm