В мае 2010 года в Шанхае откроется международная выставка достижений стран мира – «Экспо», которая будет работать в течение полугода. «Экспо» – столь же престижная мировая площадка, как и Олимпиада, только на ней страны показывают не спортивные успехи, а свои достижения в развитии технологий и науки. По сути, «Экспо» – это соревнование проектов развития человечества, причем не только в технологиях, но и в понимании путей развития общества. Однако Россия может оказаться чужой на этом празднике.
В Шанхае покажут свои экспозиции 250 стран и мировых компаний (см. сайт «Экспо». 2010 – Прим. ред.). Китай планирует превратить «Экспо» в такое же впечатляющее шоу, как и Олимпиада-2008 в Пекине.
Россия же подошла к подготовке своей экспозиции довольно странно. Пока что близок к завершению строительства павильон из 12 белых башен. Внутри планируется реализовать некие идеи по благоустройству городов, освоению космоса и нанотехнологиям. В ходе выставки гостей будут угощать блюдами русской кухни. А символом, венчающим это странное многообразие, будет Незнайка – герой сказок Носова.
По сути, меньше чем через полтора месяца Россия может оказаться в Шанхае перед лицом еще большего конфуза, чем "праздник со слезами на глазах" в Ванкувере, когда «Русский дом» шумно гулял с водкой и икрой, несмотря на более чем скромные достижения сборной.
О том, как шла подготовка «Экспо» и как еще можно исправить сложившуюся ситуацию, рассказывает в интервью специальному корреспонденту GZT.RU Надежде Кеворковой китаист, заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия Андрей Девятов.
В мае в Китае открывается «Экспо-2010», которая будет продолжаться полгода. Почему это так важно – быть на этом мероприятии для России?
Всемирная универсальная выставка – это смотр величия стран и народов. В эпоху глобализма это еще и рейтинговая площадка идей и смыслов грядущих перемен. Любая, самая малая страна имеет шанс заявить на «Экспо» прорывную идею, показать опережающую технологию или напомнить об уникальных ценностях культуры. А профанация участия в «Экспо» даже и некогда великой державы по воздействию на общественное сознание равна провалу, сравнимому с провалом на Олимпийских играх. Китай намерен превратить «Экспо-2010» в Шанхае в очередной триумф китайской цивилизации, нарастив и закрепив свой успех на Олимпиаде-2008 в Пекине. От того, как будет выглядеть Россия на «Экспо» в Шанхае, зависит статус нашей страны в ракурсе глобализма.
Как выглядит и как устроена выставка?
Выставка – это огромная территория, примыкающая к величайшей китайской реке Янцзы и связанная с огромным городом Шанхаем скоростным наземным и водным транспортом, а также линией метро. Станция метро расположена прямо под павильоном Китая. Хорошо спланированная и обустроенная территория заполнена павильонами 250 стран и международных организаций, а также полусотней павильонов китайских провинций и крупных компаний. По расчетам устроителей, за полгода работы выставку посетит до 100 млн человек, 95% которых будут китайцы.
Как мы выглядели на предыдущих выставках?
«Экспо» проводится один раз в пять лет начиная с середины XIX века. Последние выставки были в 2005 г. в японском Нагоя и в 2000 г. в немецком Ганновере. Участие России в этих выставках замалчивалось, ибо ничего примечательного наша страна там показать не смогла. Я был на выставке-2005 в Японии. Так вот наш павильон располагался в типовом арендованном у устроителей «караван-сарае». А центром экспозиции была мумия детеныша мамонта с бивнями и в шерсти. Поэтому на фоне «русского леса» (природа), фотографии Гагарина (техника 1960-х), Чебурашки (современная культура) и матрешек с балалайками (а-ля Рюсь), все наше Богохранимое Отечество воспринималось как кладбище динозавров.
Опять Чебурашка. На каких выставках Россия и СССР блистали?
Безусловно, в 1937 году в Париже, где символ целеустремленного труда – скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» – подавлял располагавшийся напротив павильон германского Третьего рейха с черным орлом и свастикой.
Последним удачным участием был советский павильон на выставке в Монреале в середине 1970-х годов. Можно сказать, что и в архитектуре, и в экспозиции это был образ музыки Свиридова «Время, вперед!». Теперь тот павильон, уже как торговый центр, стоит в Москве перед северным входом на ВДНХ, в едином архитектурном комплексе с шедевром Мухиной.
Что мы представим на этот раз?
Павильон России на «Экспо» в Шанхае построен на площади 6000 кв. м по оригинальному проекту в три этажа (см. видео о российском павильоне. – Прим. ред.). Внешний вид строения, особенно сооружения на крыше, вызывает ассоциации с чумами на стойбище малых народов Севера. Внутри же павильон задуман как «город юных талантов», веселые образы которых позаимствованы из сказок Носова «Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в городе Солнца» и «Незнайка на Луне». Предполагается, что павильон России вызовет особый интерес у китайских посетителей с детьми. А вот какие послания миру в ракурсе глобализации пошлет предметная экспозиция российского павильона, пока неизвестно.
Кто готовил и принимал проект и каков его бюджет?
Из официальных источников известно, что бюджет участия в выставке составляет примерно полтора миллиарда рублей. Оператором проекта выступает государство в лице ВВЦ. Архитектор строения – Левон Айрапетов, внутренняя сценография – от Бориса Краснова. Генеральный комиссар выставки – вице-президент ТПП Страшко. Оргкомитет возглавляет министр промышленности и торговли России Христенко.
Кто у нас отвечает за контакты с Китаем по «Экспо» – на уровне МИДа и на уровне администрации президента?
По линии МИДа за выставкой присматривает посол РФ в КНР, начальник первого департамента Азии и генеральный консул в Шанхае. Все трое являются членами оргкомитета. Администрация президента напрямую с участием России в выставке не связана, так как это – полномочия правительства.
Архитектура нашего павильона – что именно она обозначает?
Думаю, что в основе лежит идея изобразить Россию как страну Севера. То есть не православного Света с Востока над храмом «Древа жизни». Не нерушимым союзом народов и общин, а шаманского духа полярного северного сияния над чахлым «Древом познания добра и зла». Возможно, это некий поиск нового образа России, над которым трудятся наши либералы.
А символика павильона такая: золотисто-красный орнамент северного сияния на белых чумах крыши, 12 колонн солнечного цикла города древних Аркаима и внутренняя сценография, где гидом на пути познания современного этапа модернизации и технологического развития выступает Незнайка.
Чья это идея с Незнайкой? Как так вышло, что Незнайке поручили представить Россию на выставке идей?
Полагаю, что это стечение обстоятельств. У Краснова была заготовка с образом Незнайки, и непроявленные авторы концепции павильона «Белого безмолвия» радостно согласились принять то, что есть, – шалопая Незнайку в шляпе синего цвета. Кстати, синий цвет – это цвет флага Евросоюза, флага НАТО.
Еще одно важное обстоятельство. В Китае очень хорошо чувствуют разницу между тем, что называется «молодой человек» и «Ваше превосходительство». Символом мудрости в Китае выступает старец, будь-то Конфуций или Лаоцзы, Сократ или Маркс. Для людей иной культуры у китайцев есть два имени – «почтенный человек с окраины» и презрительное: длинноносый «волосатик» с белым лицом порока. Так вот образ Незнайки-юнца с длинными соломенными волосами – это и есть классический презренный длинноносый «волосатик».
Есть ли на «Экспо» специальный день для страны?
Да, у каждой страны на «Экспо» будет свой национальный день. Днем России назначено 28 сентября. Примечательно, что День России совпал с Днем рождения Конфуция – праздником всех китайцев, чтящих своего великого «совершенно мудрого» предка.
Что бы ни показала Россия в этот день, понимание роли и места России в мире в сознании китайцев будет происходить в сравнении с величием учения Конфуция. А суть конфуцианства – это устав: старшие и младшие, начальники и подчиненные.
Боюсь, что как ни называй «юного волосатика» – хоть Незнайка, хоть Умка или «Хочу всё знать», статус России в сознании китайцев не поднимется выше «прислуги». И это при том, что сталинский СССР носил титул «старшего брата».
Что-либо исправить есть еще время, чтобы не позориться?
Чтобы выправить дефект символов архитектуры и сценографии павильона в сознании китайцев, Россия должна сказать Китаю что-то очень искреннее и в обстановке мирового кризиса что-то чрезвычайно мудрое.
Что мы содержательно собираемся показать миру?
Из официальных источников известно следующее: «На выставке 2010 года в Шанхае Россия должна подтвердить свою способность на равных участвовать в глобальном технологическом диалоге и быть одним из лидеров по отдельным направлениям этого процесса. В рамках заявленной темы на «Экспо-2010» «Лучший город, лучшая жизнь» уникальность российского подхода будет раскрываться через специфические типы российских городов и, соответственно, новых подходов (решений) по улучшению жизни. Основной акцент будет сделан на соединении наиболее приоритетных для России направлений, в том числе по теме урбанистики: энергетическая безопасность и энергетическая эффективность, инновации в здравоохранении и социальном развитии, атомные технологии, освоение космоса, развитие телекоммуникаций и информационных технологий.
Особенно интригуют инновации в здравоохранении и образовании. А кто из нашего руководства и когда собирается на «Экспо» присутствовать?
«Экспо» наверняка посетит по должности председателя оргкомитета министр промышленности Виктор Христенко. Что же касается высших лиц, то Бог весть. В самом конце октября перед закрытием «Экспо» китайцы намерены собрать в Шанхае большой саммит глав государств и правительств, руководителей международных организаций, авторитетных людей мира. Поедет ли кто-нибудь из лидеров нашей Родины в Шанхай или произойдет то же, что и с закрытием Олимпиады-2010 в Ванкувере, покажет время.
Те люди, которые принимали проект, выделяли бюджет, сейчас наблюдают за строительством, думают, что они представляют Россию, и не подозревают, что готовят по меньшей мере двусмысленность?
На мой взгляд, беда тут в том, что у власти нет подлинного интереса к Китаю. А интереса нет потому, что нет понимания китайской специфики. Упование на силу Запада таит опасность пропустить серьезный удар от Китая, стремительно наращивающего свою совокупную мощь и мирно захватывающего позицию мирового лидера глобализации по-китайски.
Что еще можно успеть исправить?
Ни архитектуру, ни сценографию, ни экспозицию исправить уже нельзя. Теперь можно лишь выдавать то, что есть, за шедевр, весьма удачный и по высоте, и по геометрии, и по цвету, и по обилию положительных эмоций, и по приятным ощущениям детства, и по восторгу от «башни инноваций».
Были объявлены дискуссионные площадки. Кто их проведет?
Судите сами. По официальным данным, так: «Каждый месяц российский павильон будут посещать известные российские деятели (ученые, спортсмены, артисты), Они будут читать лекции либо давать мастер-классы. Планируется проведение интерактивных мероприятий для журналистов, работающих на "Экспо". К примеру, шеф-повар российского ресторана будет показывать мастер-класс приготовления популярных блюд русской кухни».
Вы считает, что-то кроме блинов с икрой мы можем предъявить?
Самый фундаментальный кризис современности – это кризис будущего. Причем будущего как самого близкого: 2010–2012 годов, так и на перспективу до 2050 года. И если для широкой публики может быть и достаточно показа мастерства приготовления кислых щей, то для людей масштаба «всемирности и универсальности» на дискуссионной площадке нужно бы устроить по крайней мере «диалог цивилизаций». Определенные наметки в этом плане уже имеются, и такой диалог в российском павильоне будет проведен.
Диалог каких цивилизаций?
Со всей очевидностью, китайская и российская цивилизации едины в том, что они не западные. Россия хочет быть западной, но ее туда не берут. Посмотрите, на сайте ЦРУ Россия помещена строго в Северную Азию вместе с Казахстаном и Киргизией.
От ментальной «перезагрузки» отношений с США реальные выгоды инновационного плана России не светят, да их никто и не обещает. Китай же выступает как монолит культурной независимости, хозяйственной самостоятельности и политической ответственности. Его доктрина «гармонии мира» не носит признаков авантюризма и не выступает непосредственной угрозой для России.
Здесь кроется возможность поднять российско-китайские отношения с межгосударственного уровня «добрых соседей» на прагматически обоюдно более выгодный уровень «родственных цивилизаций».
Как правильно себя вести с китайцами, чтобы их не обидеть?
Китайцы очень прагматичны, и их отношения с зарубежьем – это «бесконечный путь хитрости».
Вежливая хитрость обезоруживается искренностью. Искренность китайцами ценится очень высоко. Но для возникновения чувства уважения к искренности китаец должен почувствовать в собеседнике не простодушие юного бесхитростного простака, но великодушие человека широкой эрудиции, несгибаемой воли и глубокой, лишенной всякой паники осмысленной мудрости.
Когда Путин приезжал в монастырь Шаолинь, это было воспринято как искренность?
Искренности и взаимопонимания тот визит вежливости мастера по борьбе дзюдо в школу ушу явно не прибавил.
Что представят на «Экспо» США?
Не знаю, что смогут показать США китайцам. Во всяком случае представление макета американского павильона на «Экспо-2010» происходило в здании госдепартамента при личном участии госсекретаря и ряда министров США. В 2005 году в японском Нагоя американцы напирали на ценности западной демократии. Средствами голографии торжество западной демократии и прогресса олицетворял не какой-нибудь Незнайка, а виртуальный Бенджамин Франклин – всемирно узнаваемый персонаж со стодолларовой купюры.
Что представят сами китайцы?
Нет сомнения, что китайцы будут всячески демонстрировать триумф своей цивилизации.
h2. Олимпиада технологий
Эти выставки проводятся с середины XIX века, и постепенно они превратились в своеобразное поле битвы идей. Одной из самых известных стала выставка в Париже, ради которой была выстроена Эйфелева башня как образ изящности инженерного решения. Самый известный советский павильон на предвоенной выставке был увенчан скульптурой Мухиной "Рабочий и колхозница", который бросал эстетический и смысловой вызов символике павильона гитлеровской Германии.
Особый стиль выработали с 1950-х годов американцы: на каждой выставке они все более полно воплощали в своем павильоне образ американской мечты, делая его привлекательным для мира.
Постепенно выработался определенный график проведения выставок – раз в пять лет. За право проведения таких выставок бьются столь же жестко, как и за право стать столицей Олимпиады. Россия в числе претендентов на «Экспо-2020».
http://www.gzt.ru/topnews/economics/-chtoby-vypravitj-situatsiyu-na-ekspo-rossiya-/295347.html