«Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его;
но начни — и увидишь, что это свет после ночи, свобода уз,
льгота после тягостной жизни…»
Свт. Феофан Затворник
15 февраля начался Великий пост, или Святая Четыредесятница. На протяжении этих дней верующие призываются Церковью быть особо внимательными к своей духовной жизни. О важности поста в жизни христианина, о том, как провести Святую Четыредесятницу с наибольшей пользой, как избежать ошибок и соблюсти меру читателям нашей газеты рассказал иеромонах Пимен (Хеладзе), клирик Свято-Алексиевского храма, духовник Свято-Алексиевского женского монастыря города Саратова.
— Отец Пимен, каково значение поста в жизни христианина?
— Духовная жизнь — это взаимоотношения двух личностей: Бога и человека. По большому счету, наше спасение сводится к тому, чтобы согласовать свою волю с волей Творца. Изначально человек находился гораздо ближе к Богу, нежели сейчас, после грехопадения, в котором произошло искажение всей человеческой природы. Пост — это путь исправления, время предельной концентрации, особой внимательности к своим помыслам и действиям. Человек так устроен, что всегда пребывать в напряжении — физическом или духовном — он не может. После работы нам необходим отдых, а после бодрствования — сон. Поэтому на протяжении церковного года временные послабления сменяются постом. Говоря проще, пост — это время бодрствования, время работы над своим духовным состоянием. Поэтому, когда приходят дни поста, необходимо мобилизовать все наши силы на то, чтобы провести их с пользой, чтобы наше покаяние было деятельным. Это значит, что каждый христианин, вступающий в пост, должен, посоветовавшись со священником, избрать для себя ту меру строгости (в ограничении сна и пищи, в молитвенных трудах), которая будет максимально полезна для его духовного возрастания. Здесь важно не взять на себя ту ношу, под которой можно упасть — но и нельзя поститься, что называется, спустя рукава.
— Почему Великий пост считается наиболее важным и самым строгим?
— Важным является любой пост, установленный Церковью. Нельзя сказать, что Успенский пост менее важен, чем Рождественский, или что Великий пост соблюдать необходимо, а Петров — не обязательно, потому что он менее строгий. Однако, конечно, Великий пост, или Святая Четыредесятница, отличается и своей строгостью, и продолжительностью, потому что на всем протяжении этого поста мы готовимся к встрече величайшего для каждого христианина события — Пасхи, или Светлого Христова Воскресения.
Прощеное воскресенье
— Как начинается Великий пост?
— Великому посту предшествуют три подготовительных недели: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя мясопустная, или Неделя о Страшном суде. В течение этих дней мы настраиваемся на пост, подготавливаемся выйти на его поприще. Церковь предлагает нам располагающие к покаянию воспоминания событий Священного Писания, начинаются некоторые ограничения в пище. В Неделю о мытаре и фарисее Церковь настраивает нас на то, чтобы предстоящий пост не стал лишь формальным исполнением установленных правил, предостерегает от превозношения над другими. В Неделю о блудном сыне на примере евангельской притчи мы призываемся вернуться под кров Отца нашего Небесного после долгих духовных скитаний. В Неделю о Страшном суде мы вспоминаем о том, что каждый из нас даст ответ за то, как он прожил свою жизнь, также происходит заговенье на мясо, которое в Масленую седмицу заменяется молочными продуктами. В последнюю субботу перед Святой Четыредесятницей празднуется память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших,— здесь Церковь в своем богослужении являет примеры постнического подвига великих святых. В воскресенье вспоминается изгнание Адама из рая, а вечером совершается Чин Прощения, отсюда последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным. В этот день принято просить друг у друга прощения.
— Откуда взялся этот обычай?
— На заре монашества, в глубокой древности, у египетских подвижников существовал обычай удаляться из монастыря на все время Великого поста в пустыню. Накануне этого, в воскресенье, было принято просить друг у друга прощения. Как воины-христиане, выступая в битву, примирялись с соратниками, так и монахи-подвижники, уходя на сорок дней в пустыню, испрашивали у братии прощение обид, потому что по опыту предыдущих лет было известно, что из пустыни, как и из боя, некоторые уже не возвращались. Кого-то растерзали дикие звери или убили разбойники, кто-то просто не перенес строгости поста или умер от старости. Конечно, сейчас мы не уходим поститься в пустыню, но этот обычай прочно закрепился в Церкви. О необходимости примирения с ближним говорит нам Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). То есть, как мы будем искать примирения с Богом, не примирившись с ближними?
Чин Прощения можно назвать переходом от приготовления непосредственно к Великому посту. Во время богослужения, на котором и совершается Чин, после просительной ектении духовенство облачается в черное, затем читаются особые молитвы на начало поста — и начинается его первая седмица.
Покаянный канон Андрея Критского
— Какие особенности богослужения первой седмицы Великого поста?
— Главное, что предлагает нам великопостное богослужение первой седмицы — Великий покаянный канон Андрея Критского. Это удивительное по своей силе и глубине творение. Святого Андрея Критского часто называют учителем покаяния, и составленный им канон учит, прежде всего, покаянию, приводя в тропарях примеры того, как персонажи священной истории то представляют собой образцы высокой духовной жизни, то примерами своих падений приводят нас в трезвение.
Устав Церкви предписывает читать канон на Великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга первой седмицы Великого поста по частям, а на утрене четверга пятой седмицы читается уже полностью.
Также на великопостных богослужениях чтение преобладает над пением, отлагается вся внешняя торжественность, ограничивается освещение храма; вводится молитва Ефрема Сирина с земными поклонами, а вместо литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого в среду и пятницу (либо в другие седмичные дни, когда положена литургия) совершается литургия Преждеосвященных Даров.
Литургия Преждеосвященных Даров
— Что такое литургия Преждеосвященных Даров?
Дело в том, что в период Святой Четыредесятницы Церковь установила совершать литургию только в субботние и воскресные дни, когда пост немного ослабляется. Божественная литургия — это праздник, торжество Церкви! А пост — ограничение и воздержание. Подвижники первых веков, как сказано выше, после Прощеного воскресенья на сорок дней расходились по пустыне, в течение всего этого срока оставаясь без литургии, без приобщения Святых Христовых Таин. Но снисходя к нашим немощам, Церковь не оставляет верных своих без Причастия не только в субботу и воскресенье, когда совершается полная литургия по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста, но и в седмичные дни Святой Четыредесятницы, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров. Церковь как бы дает нам этим понять, что рука помощи рядом, что постящийся не оставлен, не брошен в своей духовной брани. Святые Дары заготавливаются накануне, на воскресной литургии, а подаются верующим для причащения в седмичные дни на литургии Преждеосвященных Даров, в чинопоследовании которой отсутствует Евхаристический канон, так как Святые Дары уже освящены.
Как молиться дома?
— Отец Пимен, как следует поступить человеку, который не имеет возможности среди недели или даже в выходные присутствовать на богослужении?
— Если начался пост, а христианин по болезни или по занятости на работе не может присутствовать на богослужении, нужно так подобрать свое домашнее молитвенное правило, чтобы оно соответствовало церковному богослужебному настрою. Как это сделать? Прежде всего, если идет первая седмица поста, можно к своему домашнему молитвенному правилу присоединить чтение канона Андрея Критского. Приобрести либо взять книгу с каноном в храмовой библиотеке и, посоветовавшись со священником, читать канон как положено на богослужении — в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы.
Также к домашнему правилу присоединяется молитва Ефрема Сирина, которая своей евангельской глубиной наставляет нас на путь покаяния. Эта молитва пронизывает все великопостные богослужения, а молящегося дома духовно соединяет с молящимися в храме.
— Как читается эта молитва?
— Ефрем Сирин — наряду с Андреем Критским — считается выдающимся учителем покаяния. Учености этого человека удивлялся Василий Великий. В своих проповедях Ефрем Сирин много говорит об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, Страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников.
В знак покаяния молитва Ефрема Сирина читается с земными поклонами. Состоит она из следующих прошений:
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Земной поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Земной поклон. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Земной поклон. Затем 12 раз читается: Боже, очисти мя, грешнаго (или грешную). При каждом прошении полагается поясной поклон. После этого снова читается молитва Ефрема Сирина с одним земным поклоном в конце.
Земные поклоны иногда заменяются поясными для людей с больной спиной или ногами.
— Что еще можно прибавить к домашнему молитвенному правилу?
— Как мы уже говорили, во время Великого поста в богослужении чтение преобладает над пением — прежде всего читается Псалтирь. Поэтому и к домашнему молитвенному правилу можно прибавить чтение псалмов. Также очень полезно чтение святоотеческой литературы, особенно те труды, которые посвящены покаянию.
О приобретении полезных навыков
— Пост — это, прежде всего, покаяние. А покаяние переводится с греческого как изменение. Что может измениться в жизни христианина благодаря посту?
— Благодаря посту мы приобретаем полезные навыки. Допустим, в начале воцерковления очень непросто приучить себя к регулярному чтению утреннего и вечернего молитвенного правила. То одни причины и отговорки, то другие… Но вот начинается пост, и человек, попадая в атмосферу покаяния, воздержания и духовных трудов, наконец решается взять на себя такой маленький подвиг — во все дни поста неопустительно читать молитвенное правило. И несмотря на те обстоятельства, которые до этого якобы мешали молиться, ему удается весь пост ежедневно вычитывать утреннее и вечернее правило. За время поста этот навык закрепляется, входит в привычку и, прижившись в душе в период Святой Четыредесятницы, выносится в повседневную жизнь. Конечно, понуждать себя к молитве придется всегда, всю жизнь, но начало положено, полезный навык приобретен. И отговорки уже не действуют. Если я смог в Великий пост вычитывать молитвенное правило, то что мне мешает делать это и в своей повседневной жизни? Ничто, кроме собственной лени.
Также за время поста мы приучаемся быть более сдержанными в эмоциях, в разговорах, в осуждении других людей, в пище. Ведь христианин призван быть праведным не только в период сугубого покаяния, но и в каждый день своей жизни.
Каждому — своя мера
— Как определить для себя меру духовных трудов во время поста?
— Очень правильный вопрос. В отношении духовной жизни крайне важно соблюдать меру. Христианин всегда должен пребывать в определенном молитвенном напряжении. Пост, как мы уже говорили, это время предельных трудов, время приложения максимальных усилий к исправлению своей души. В этот период мы призваны отсечь все лишнее на пути к Богу. Но как рассчитать свои силы, как не взять на себя больше той ноши, которую мы способны понести? Ведь может случиться так, что, начав поститься излишне ревностно, человек выдержит неделю или две, а затем либо оставит пост, либо впадет в уныние, либо расстроит свое здоровье. И то, и другое, и третье будет путь не к Богу, а движение в прямо противоположном направлении. Здесь и необходим священник, который мог бы определить для вас меру поста. В идеале такие вопросы должен решать духовник. Если же у вас нет духовника, то можно обратиться к любому священнику и попросить совета, как на исповеди, так и в обычной беседе.
Излишняя ревность в духовной жизни свойственна неофитам — людям, которые недавно пришли в Церковь. Однако бывает и так, что человек, который давно живет жизнью Церкви, участвует в Таинствах, знает богослужение и т.д., со временем как бы теряет интерес к посту, перестает осознавать его значимость. А ведь пост имеет огромное значение не только для тех, кто недавно обратился к Богу, но и для всякого христианина на всем протяжении его жизненного пути. Нельзя сказать, что вот на этом этапе пост был для меня полезен, а сейчас уже — нет. Вспомним, что такие великие святые, как преподобный Сергий Радонежский или Серафим Саровский, до конца своих дней оставались строгими постниками, хотя и являли собой уже при жизни образец святости. Поэтому нельзя умалять значение поста, а человеку, для которого пост перестал быть значимым событием в духовной жизни, следует обеспокоиться, чтобы как можно быстрее выйти из этого состояния теплохладности.
Великий пост и кусок торта
— Как поступить, если во время Великого поста, например, на работе, нас приглашают на торжество, на котором заведомо не будет постного стола?
— В данном случае, на мой взгляд, следует очень тактично отказаться от участия в застолье.
— И все-таки, допустим, у одного из коллег по работе день рождения, намечается безобидное чаепитие. Могу я прямо сказать, что соблюдаю пост и по этой причине торт есть не стану?
— Можете, однако это нужно сделать крайне тактично. Иначе сразу покажутся все наши «достоинства», вылезут наружу все наши «высокодуховные качества», и таким образом мы нанесем вред, прежде всего, самим себе. Также будем помнить, что наш ответ может вызвать у окружающих самую разную реакцию, и какой бы она ни была, мы не должны раздражаться и осуждать, даже если нас не понимают.
Скорбь или радость?
— Отец Пимен, и все-таки пост — это скорбь или радость?
— Безусловно, радость, ведь пост — это путь человека к Богу, дело примирения с Творцом. В Евангелии прямо сказано: … когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17–18).
В этом евангельском отрывке нам ясно говорится, чтобы во время поста мы были бодры и не впадали в уныние.
— Однако часто постящихся постигают скорби. Есть даже такая поговорка: Великий пост — великие искушения...
— Можно сказать, что скорби во время поста и вообще в жизни христианина — это трудности дальнего и долгого пути. Но это скорби со Христом, скорби о своих грехах, об удаленности от Бога. Скорбь — это тоска человека по Небесному Отечеству, осознание собственного несовершенства. Это признак духовной борьбы, исправления и покаяния. Поэтому как бы ни были тяжелы испытания поста, нужно помнить, что в конце их — Пасха, а в завершении нашего щедрого на трудности жизненного пути — Сам Христос.
Что важнее?
— Пост включает в себя и ограничение в пище, и посещение богослужений, и более частое приобщение Тела и Крови Христовых. Что важнее?
— И первое, и второе, и третье очень важно. Нельзя сказать, что молитва в храме важна, а дома — нет, или что само по себе приобщение Святых Христовых Таин важно, а подготовка к Причастию — дело второстепенное. Однако есть одна заповедь, исполнение которой важнее всех прочих составляющих поста. Это заповедь о любви к Богу и ближнему. Возьмем такой пример: когда человек любит, он стремится к объекту своей любви всеми возможными способами. Если не летают самолеты и не ходят поезда, он готов чуть ли не пешком идти, лишь бы побыстрее встретиться с любимым человеком. Может быть, это слишком бытовой пример, но он показывает, что если мы имеет любовь к Богу, то будем стремиться приблизиться к Нему всеми возможными нам способами: ограничением сна и пищи, молитвой, участием в Таинствах. Мы будем прилагать все усилия, чтобы быть с Ним рядом.
И, конечно, следует быть очень внимательными в отношениях с ближними. Если мы гневаемся и осуждаем, если мы в общении с людьми несдержанны, то все наши постнические труды проходят даром. Поэтому и следует, прежде всего, стяжать любовь, стремиться своим постом исполнить главную христианскую заповедь — заповедь о любви к Богу и ближнему.
Подготовил Денис Каменщиков
Фото Дениса Елистратова, Александра Курочкина
Газета «Православная вера» № 3 (407) 2010 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8792&Itemid=3