С мая по сентябрь этого года в отрасли выявлено в два раза больше преступлений "коррупционной направленности" по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Среди них лидируют взятки. Фактов дачи и получения "егэшного бакшиша" зафиксировано 1143, то есть на 91% больше, чем в прошлом году. А сколько "не зафиксировано", знают только участники этого процесса.
Не стоит думать, что в первых рядах "взяткобрателей" - руководители школ. Куда успешнее на этом фронте чиновники из органов управления образованием.
Как сообщили в ДЭП, только что в Саратовской области возбуждено уголовное дело в отношении главного специалиста районного управления образования, который получил взятку за то, что обеспечил одному из учащихся школ района успешную сдачу ЕГЭ. Стоила эта услуга родителям соискателя высоких баллов довольно внушительной суммы. За "отрегулированный" результат тестирования только по одному предмету - биологии - в карман саратовского чиновника муниципального уровня перекочевало 20 000 рублей!
"Обслуживание ЕГЭ" стало новой сферой частного и корпоративного бизнеса. Чаще всего за взятку стремятся обеспечить хороший балл по одному, паре или тройке предметов, учитывающихся при поступлении на определенную вузовскую специальность. Реже платят за так называемый "пакет", то есть за весь объем сдаваемых экзаменов. Размер взяток "гуляет" от 10 до 25 тысяч за предмет, и от 30 до 75 тысяч за пакет. Подтверждение сему факту - в многочисленных "разоблачительных" статьях в муниципальной и, реже, в региональной прессе за июль-октябрь этого года.
Удивляться тут, по мнению начальника пресс-службы ДЭБ г-на Пилипчука, нечему, поскольку "выпускной экзамен в школе стал тем билетом, который дает возможность поступить в вуз".
Родители выпускников готовы платить кому угодно, лишь бы их чадо не осталось за бортом высшей школы.
Как вытекает из информации ДЭБа, те федеральные чиновники, которые занимались конструированием и проталкиванием ЕГЭ "в массы", не учли одного деликатного обстоятельства: люди на местах оказались намного умнее и сообразительнее министерских столоначальников. Они быстро нашли путь самостоятельно и легко "зарегулировать проблему" на уровне района или области.
Оттого объявленная "победа над коррупцией в образовании с помощью ЕГЭ", о которой так много говорили либеральные поклонники этой затеи, оказалась очередным громким пшиком. Теперь, после информации ДЭБа о фактах почти двукратного роста коррупции, сомнений в этом не осталось никаких.
Да, в вузах коррупция, отмечают специалисты ДЭБ, уменьшилась. Но и оттуда она не исчезла и вряд ли исчезнет, поскольку и там немало умных людей, способных придумать отменные схемы "честного отъема денег" - что без ЕГЭ, что - с наличием оного стоглавого (то бишь стобалльного) чудовища.
Многие аналитики отмечают: важным обстоятельством, не позволяющим сегодня ликвидировать коррупцию в системе образования, является резкое падение общественной морали в целом.
Продолжающийся рост коррупции в среде федерального, регионального и муниципального чиновничества (СМИ это вполне неплохо живописуют) хорошо известен всем. И это порождает в умах соответствующие морально-этические подвижки, когда вдруг оказывается, что "им можно, а нам нельзя, и никто не объяснит - почему?".
Особый гнев вызвали в педагогическом сообществе скандалы с воровством денег, выделенных на этот самый ЕГЭ. Об этом стало известно не только из материалов СМИ, но и из официальных сообщений Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ. Кое-кого из проворовавшихся начальников уже посадили, но понятно, что "посаженные" - только частичка айсберга, насквозь, судя по всему пропитанного коррупционными схемами мелкого и крупного калибра.
Вся беда еще и в том, что всплеск коррупционных деяний вокруг ЕГЭ происходит на фоне других преступлений в сфере образования. В их числе, по словам заместителя начальника ДЭБа Алексея Шишко, злоупотребления должностными полномочиями (умолчим о том, что часто попадает под это определение), нецелевое расходование бюджетных средств, получение и дача взятки (помимо фактов, связанных с ЕГЭ), разнообразные служебные подлоги.
Сотрудники Департамента экономической безопасности МВД РФ сообщили, что сумма материального ущерба по выявленным за указанный период преступлениям в сфере образования превысила 150 миллионов рублей.
Давно привычными стали факты вузовских взяток. В ДЭБе эту картину, что называется, лишь актуализировали. Так, недавно сообщили, что в Петрозаводском государственном университете "повязали" заместителя декана математического факультета за взятку в 45 тыс. рублей. Если такую сумму брать один раз в месяц, то, в принципе, можно и про зарплату забыть!
Так же неплохо можно устроиться, если выписывать фальшивые дипломы с настоящей печатью и настоящими подписями никогда не учившимся в учебном заведении гражданам. За этим занятием сотрудники ДЭБа застали директора одного из техникумов в Пензенской области. Правда, оказалось, что он вел себя значительно "моральнее" карельского коллеги, и брал за фальшивые "корочки" всего-навсего 8 тыс. рублей.
Сталкиваются наши правоохранители и с такими фактами, как подделка... дипломов ведущих зарубежных университетов. Сотрудникам МВД удалось поймать банду, которая нагло торговала, например, липовыми дипломами Гарварда "по весьма умеренной цене" - 40 000 долларов США.
Что же касается дел внутрироссийских, то наших "образованцев" с липовыми "дипломами государственного образца" (которыми уже в течение десятилетий ежедневно торгуют в московском метро) можно дивизиями экспортировать не только в Африку, но и по всему миру. В расчете на то, что они нанесут с высоты своей липовой квалификации "ковровые" удары по экономике и культуре наших геополитических противников.
Кстати, внятного ответа на то, когда же в столице эта открытая торговля "документами государственного образца", сварганенными умельцами в ближайшей от метро компьютерной конторе, прекратится, представители Департамента экономической безопасности МВД РФ так и не дали.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/dojegerilis_2009-10-19.htm