Открытое письмо первоиерарху Русской зарубежной церкви митрополиту Илариону

Власов 
0
158
Время на чтение 9 минут
Ваше Высокопреосвященство!

К Вам обращается диакон Владимир Василик, доц.СПбДА и СПБГУ, один из участников дискуссии по поводу книги прот. Георгия Митрофанова "Трагедия России".

Я всегда почитал Вас как маститого и духоносного пастыря, Предстоятеля Русской Зарубежной Церкви. С тем большим недоумением и скорбью я познакомился с обращением Синода Русской Зарубежной Церкви по поводу книги прот. Георгия Митрофанова "Трагедия России". Во-первых, удивило то, что столь важный церковный орган, как Синод потратил свое драгоценное время на далеко не лучшую из богословских и исторических книг, которые издаются в России. Существуют куда более научно насыщенные, документированные и глубокие книги по истории ХХ в. - труды игум. Дамаскина (Орловского), М.В. Шкаровского, О. Ю. Васильевой и др., которые, к сожалению, не удостоились Вашего внимания. Целый ряд текстов о. Георгия Митрофанова очевидно противоречит исторической истине и, в частности, ставит под вопрос почитание Царя-Мученика Николая II, например реабилитация очевидных февральских изменников - генерала Алексеева и генерала Корнилова; на это деликатно обратил внимание даже автор предисловия к книге - еп. Агапит Штуттгартский. Само богословское содержание книги более чем сомнительно и, к сожалению, на глубине своей нисходит к далеко не христианским концепциям и стихиям. Вы выразили сожаление о том, что многие полемисты вели себя немирно, может быть это и так, но они лишь откликались на очевидную реабилитацию греха и на бездоказательные обвинения целого народа в служении Злу, звучавшие в этой книге.

Я почитаю Ваш сан и связанные с ним духовные дарования, а равно и Ваши труды на благо Церкви, однако, даже архиерейская благодать не делает человека историком, и вердикт, вынесенный Вами и Вашими сослужителями еще до окончания дискуссий, при отсутствии по-настоящему глубоких и документированных доказательств Вашей правоты, независимо от Ваших намерений, выглядит попыткой подменить научную и богословскую истину внешним авторитетом. Тем более это выглядит удивительным, что один из архипастырей, подписавший данный документ, владыка Марк Берлинский, высказывался в своем интервью газете "Радонеж" весьма осторожно и не считал себя авторитетом в области русской истории ХХ в. Ссылка на досточтимого и приснопамятного протоиерея Александра Киселева в данном контексте не является достаточно основательной в силу целого ряда сомнительных и неисторичных мест в его книге "Духовный облик генерала Власова". Адресую Вас к моим статьям, выложенным на "Русской линии", которой Вы недавно давали интервью. Не ставя под сомнение субъективную честность о. Александра, все же следует отметить его излишнюю доверчивость, некоторую наивность и стремление излишне идеализировать людей: текст его не выдерживает беспристрастной исторической критики.

Центральный вопрос дискуссии - предательство генерала Власова очевиден: А.А. Власов действительно изменил воинской присяге и предал Россию, и нанес вред ей, а не коммунистическому режиму, или его вождям. По своей идеологии никаким сторонником исторической России он не был, он являлся интернационал-социалистом и в случае его победы русский народ (как и другие народы мира) попал бы под двойное иго - нацистов и "бывших", но не изменившихся коммунистов. В тяжелый час крестного страдания России Власов перешел на сторону ее злейшего врага и стал служить одному из самых страшных режимов в истории человечества - оккультному режиму Гитлера, который реально проводил политику расчленения России и тотального уничтожения русского народа.

Было бы исторически некорректно начинать историю власовского движения с ноября 1944 г. и забывать о тех неслыханных страданиях, которые причинили носившие шеврон РОА коллаборационисты русскому народу, жителям Центральной России, Северо-Запада и, в особенности, Белоруссии, где проводилась политика тотального уничтожения народа и "выжженной земли", в основном - руками коллаборационистов, которых оправдывал и вдохновлял Власов своими воззваниями. Власов дал свое имя коллаборационистским частям и тем самым взял всю ответственность за их преступления, к тому же в Первой и Второй дивизиях РОА служило множество карателей (например, каминцы), замаранные кровью невинноубиенных мирных жителей.

С нравственной точки зрения реабилитация Власова означает оправдание иудина греха и героизацию предательства, а также массовых нацистских репрессий на территории России.

Наш Синод не разбирал данную книгу хотя бы в силу того, что у нас в России издаются сотни богословских книг. Но по проблеме власовского движения достаточно определенно высказывался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 23 августа, в помещении Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова на встрече с общественностью города и области:

"Главный нерв человеческой истории это борьба добра и зла. А почему так замечательно сказал Достоевский о том, что поле битвы сердца человеческие? Бог бьется с дьяволом не где-то там, в космосе, не где-то непонятно в каком пространстве, не в параллельном мире. Он борется в этом мире, и человек является реальной ареной этой борьбы. В сердце каждого из нас происходит эта борьба. И вот здесь, мне кажется, очень важно понять следующее: а кто же выигрывает в этой борьбе?

Перед тем как попытаться ответить на этот вопрос, скажу что-то, может быть, очень странное. Из быта, из жизни, из опыта нам кажется, что добро и зло - это ясно различимые понятия. Ну, например, жизнь добро, смерть зло. Здоровье добро, болезнь зло. Отзывчивый человек, способный жертвовать собой, это добрый человек. Эгоист, черствый, невосприимчивый к другим это плохой человек. Любить родителей это добро, не любить зло. Любить Отечество добро, не любить Отечество зло. Казалось бы, такие ясные, понятные истины. Однако мы с вами сейчас живем в такую эпоху, когда стираются грани между добром и злом в сознании людей. И происходит это не потому, что объективно эти грани стираются - зло перетекает в добро, добро перетекает в зло, - а потому, что основное направление мысли - философской мысли, политологической мысли - сегодня направлено на то, чтобы эти грани между добром и злом были размыты.

Мы называем эпоху, в которой мы живем, эпохой постмодерна - такое вот слово выдумали. И наибольшим достижением этой эпохи считается свобода человека, которая ориентирована на свободный выбор. Человек сам является автономным носителем окончательных решений, чтo есть добро, а чтo зло. Время от времени у нас вспыхивают общественные дебаты по поводу значения Великой Отечественной войны, и некоторые утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами, которые пошли во власовскую армию, вполне правомерен: "Это был их выбор, они свободны. Человек свободен определять, с кем он. Вот и выбрали эти люди не защиту Родины, а борьбу со своей Родиной вместе с оккупантами". Наивные люди, воспитанные в традиции, говорят: "Да как же так можно! Да постыдитесь вы греха, да ведь они же предатели!" А им отвечают: "А что такое предатели? Это свободный выбор человека. Сегодня у нас разные точки зрения, сегодня у нас плюрализм мнений, и свободный, самодостаточный человек и определяет, что такое добро, а что такое зло".

...Так постепенно размываются границы между добром и злом. А почему это происходит? А потому, что человечество утрачивает понятие греха".

Стоит отметить, что Святейший Патриарх в очередной раз по данной проблеме высказался мудро, патриотично и глубоко богословски. Он высказал ключевое слово для понимания "странной любви" некоторых наших сограждан (в т.ч. и о. Георгия Митрофанова) к генералу Власову - постмодерн. На первом уровне постмодернистское сознание провоцирует желание выделиться, быть оригинальным и оно, к сожалению, далеко не чуждо уважаемому профессору протоиерею отцу Георгию Митрофанову. Второй уровень гораздо более глубинный и страшный - это постмодернистское богословие, как богословие подмены понятий. В "Макбете" ведьмы говорят: "Грань между добром и злом сотрись". По-английски эта фраза звучит еще более выразительнее: "Good is bad and bad is good": "добро есть зло, а зло есть добро". И, к сожалению, это присутствует в книге о. Георгия: предатели у него объявляются героями России, а настоящие герои, в лучшем случае - беспомощными жертвами, чья гибель не отличается от смерти власовцев на виселице, в худшем - "служителями зла". Сама идея победы над грехом через грех, в данном случае - искупление предательства предательством является не христианской, а гностической и сектантской. Как известно, хлысты призывали лечить блуд блудом, что-то подобное мы замечаем и у отца Георгия. В-третьих, отцу Георгию не чужд концепт империи зла. Известно его высказывание о том, что в советский период подавляющее число наших граждан служило злу, а не России. Соответственно получается такая дихотомия: империя зла - империя добра, но это манихейская концепция в ее чистейшем виде.

К сожалению, постмодернистской мысли и постмодернистскому богословию не чужды концепты манихейства и гностицизма, а именно деление существующих политических структур и современных государств на области зла и области добра. С другой стороны, в гностицизме зачастую добро переходит в зло, а зло - в добро. Как раз Святейший Патриарх Кирилл и вскрыл эти гностические корни постмодернистского "богословия", говоря о том, что мы "сейчас живем в такую эпоху, когда стираются грани между добром и злом в сознании людей. И происходит это не потому, что объективно эти грани стираются - зло перетекает в добро, добро перетекает в зло, - а потому, что основное направление мысли - философской мысли, политологической мысли - сегодня направлено на то, чтобы эти грани между добром и злом были размыты".

Данное высказывание Святейшего Патриарха Кирилла не является императивным для Русского Зарубежья. В Церкви в главном - единомыслие, в остальном свобода, во всем - любовь. Понятно, что в Зарубежье среди вашей паствы осталось много сторонников власовского движения, поэтому им не предлагали никогда покаяться за прошлые грехи, заботясь прежде всего о церковном воссоединении. Нет сомнения в том, что многие Ваши прихожане, в том числе родственно или политически связанные с власовским движением, по-своему любят Россию и являются честными людьми. Понятно, что Вы защищаете определенную часть Ваших прихожан и некоторые предания Русского Зарубежья. Мы не отрицаем Вашего права на свое мнение, тем более не требуем от детей и внуков власовцев осудить своих отцов: это напоминало бы диссидентский дискурс, типа перестроечного фильма "Покаяние", где сын выбрасывает своего отца из могилы и в чем-то явилось бы воспроизводством хамова греха. Но от вас мы ждем подобного же неосудительного отношения к нашим прошлым историческим грехам. "Декоммунизация" должна свершиться прежде всего в совести и сердцах человеческих, а лишь затем - в названиях улиц. Внешние действия без внутреннего преображения будут бесполезны, тем более, что речь идет о проявлении той общей системной апостасийной болезни, которой болели и болеют христианские народы в ХХ и ХХI веке.

Поймите и нас: до сих пор живы сотни тысяч пострадавших от нацизма и коллаборационистов, тысячи ветеранов Великой Отечественной Войны. Для них тексты о. Георгия - нравственно невозможны, согласиться с ними означает перечеркнуть всю свою жизнь, весь свой страдальческий опыт. Для огромного большинства нынешних россиян 9 Мая, День Победы - один из немногих объединяющих дней, все равно как для американцев - День Благодарения и реабилитировать Власова - значит отменять этот общенародный праздник и еще более дестабилизировать Российское общество.

Среди прославленных в наше время святых есть те, кто молились за одоление нацистской чумы и трудились для победы русского оружия, как например преп. Серафим Вырицкий и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Среди усопших и ныне живущих старцев и подвижников благочестия есть те, кто воевал, освобождал Европу от нацизма, и для них опыт войны и Победы явился частью их опыта веры, временами - вхождения в Церковь. Достаточно назвать хотя бы имена ныне здравствующего архимандрита Кирилла (Павлова), профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии прот. Аркадия Иванова, из усопших - восстановителя Троице-Сергиевой Лавры епископа Алексия (Коноплева), архиепископа Ярославского Михея (члена Александро-Невского братства), наместника Псково-Печерской Лавры игумена Алипия (Воронова), и это лишь отдельные примеры среди многих десятков и даже сотен имен. Для нас День Победы - не только светский, но прежде всего церковный праздник, день поминовения воинов, за веру и Отечество жизнь свою положивших, а также - страдальцев от нацистов убиенных. То, что прот. Георгий Митрофанов называет этот день "победобесием" - страшно и прискорбно, и поддержка его со стороны весьма почитаемых членов Синода Русской Православной Церкви за Рубежом причиняет православным российским гражданам немалые нравственные страдания.

Солидаризация с Власовым, по сути дела, бросает тень на сонм сербских новомучеников, убиенных нацистами и прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ в. Упомянем среди множества их священномученика Петра (Зимонича), митрополита Дабробосанского (память - третье воскресенье сентября) исповедника Досифей (Васича), митрополита Загребский (память 13 января) и многих других. Вспомним и наших русских страдальцев, прославленных в лике святых Константинопольским патриархатом в 2004 г. - мать Марию Скобцову, протоиерея Алексея Медведкова, священника Димитрием Клепининым, Юрия Скобцова и Илью Фундаминского. Поэтому, почтительно просим: не загоняйте нас, пожалуйста, в нравственный тупик. Мы любим и почитаем Вас и Ваших сослужителей, но чувство любви не должно сталкиваться с ощущением Правды Божией и исторической истины.

Смиренно и почтительно просим вас также - не толкайте нас в правовой тупик. С точки зрения нынешнего российского законодательства не реабилитированный и доныне генерал Власов - изменник и пособник нацизма. 19 мая 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ 549 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Уже разрабатывается проект закона "О фальсификации истории", по которому оправдание Власова станет действием, наказуемым по закону. Это весьма близко к тому, что пытаться в современной Германии оправдать Гитлера или Гиммлера, которым служил Власов. Почтительная просьба к Вам не повторять ошибок прежних иерархов Зарубежной Церкви, сталкивавших нас лбом с государством, тем более - сейчас, в эпоху интенсивного церковного строительства и нормализации церковно-государственных отношений.

Как говорит Апостол, во Христе "нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, ни раба, ни свободного, но все и во всем - Христос" (Кол. 3, 11). Ваш архипастырский авторитет слишком высок, чтобы бросать его на чашку весов узко-партийной точки зрения, а огонь архиерейского благословения слишком священен, чтобы менять его на "чуждый огнь" политического раздора. В 2007 г. был подписан Акт о каноническом общении, который подразумевал забвение прежних политических раздоров и обид, соединение прежде всего во Христе Иисусе и в православной Истине, а не на какой-то узкой мирской политической идеологизированной платформе. Наш Патриарх не может быть первосвятителем только для "власовцев", или "белых", ему должна быть предоставлена возможность быть Первосвятителем всея Руси и всех русских. Мир вокруг нас является антихристианским, он агрессивен и страшен и сейчас нам надо не ссориться, а "спешить делать добро". Будем же хранить единство и любовь.

С почтительной любовью во Христе

Диакон Владимир ВАСИЛИК,
доцент СПБДА, СПбГУ
11 сентября 2009 г.

http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=937
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Власов
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Он был подлинным героем на войне и в жизни»
10 октября - семь лет со дня кончины ветерана Великой Отечественной войны Михаила Ивановича Фролова
10.10.2023
Орудие раскола
О священниках, популяризирующих предательство
05.07.2023
«Памятником Юрию Георгиевичу станет вся современная Россия»
Сегодня исполняется 5 лет со дня кончины великого русского историка Ю.Г.Алексеева
13.04.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Тимофей56
27.04.2024 19:11
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Новый комментарий от Сергей В.
27.04.2024 19:06
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 18:24
Разгром Запада
Новый комментарий от Победа45
27.04.2024 17:32