Официальное, неофициальное и самое важное

0
374
Время на чтение 7 минут

Когда говоришь о художественной панораме Петербурга, то никак не можешь обойти вниманием два ключевых «пункта назначения» - Выставочный зал Союза художников и Русский музей.

Первый традиционно проводит всеохватные сезонные выставки - осеннюю и весеннюю. На прошедшей недавно весенней выставке было, как всегда, многоцветье стилей и жанров, имён и технических приёмов: от акварели до коллажа, от офорта до линогравюры. Количественно доминирует живопись, художественно - графика и скульптура (и это стало тоже традиционной иерархией видов искусства на современных обзорных выставках).

К 9 Мая здесь тоже открылась традиционная тематическая выставка. И снова собрались ветераны, в орденах, многие с палочками, но когда стали говорить - сколько ещё внутренней силы, какая любовь к жизни, какое неравнодушие ко всему, происходящему (и творящемуся) на просторах Отечества! Подумалось: вот эти наши бодрые, деятельные старики - возможно, последние пассионарии из того огнём и мечом крещённого поколения.

А на выставке - не только страшные и величественные образы войны, но и великолепные виды Петербурга, ещё не покорёженные застройкой исторического центра; и портреты участников тех с каждым годом непоправимо отдаляющихся событий, включая, например, потрясающие, несколькими линиями набросанные портреты «тегеранской тройки» и «примкнувшего к ним» де Голля.

Как сказали бы сегодня молодые: ветераны «зажигали»! Остаться безучастным, скажем, к речам народного художника России, бывшего артиллерийского разведчика Владимира Георгиевича Старова - в которых досталось всем: и власти, и телевидению, и Отделу новейших течений ГРМ, - не удалось бы никому. Ни сторонникам его академических взглядов (сам он 35 лет преподавал в Академии художеств), ни адептам contemporary art. Но всякие круглые столы, принципиальные творческие дискуссии, прямой диалог творцов со зрителем - это, увы, теперь редкость.

Тем не менее упомяну о двух состоявшихся, что называется, в виде исключения круглых столах: один был организован в Манеже во время проведения выставки «Музей Гоголя» и посвящён теме, близкой не столько фигуре создателя «Мёртвых душ», сколько идеям его позднейших толкователей наподобие Н. Бердяева: речь шла о том, умерла ли русская интеллигенция как мыслящее сословие, задавались вопросы - бродят ли по телу нашей Родины «духи русской революции», стучат ли всё ещё в сердца «думающих о России»?.. Разговор протекал в весьма относительной степени «за искусство», он был общественный, горячий и очень показательный и для современного состояния умов, и для вечного раскола внутри русских интеллигентов (или интеллектуалов - это уж «как вам понравится»). Но не вполне укладывающийся в рамки нашего повествования.

Другой круглый стол под названием: «Культурная ценность и инвестиционная значимость советского искусства в Европе» - провела известная в городе KGallery, собирающая русское искусство и старое, и новое. На этом уже чисто искусствоведческом собрании речь шла об интересе на Западе не только к русскому антиквариату или советскому/антисоветскому нонконформизму, но - к советскому искусству во всём его многообразии. Коротко суммируя, можно сказать, что под определение «советское искусство» формально могут попасть и жестоковыйные авангардисты 1920-х, и мастистые соцреалисты 1940-1950-х, и андеграунд 1960-1970-х. Ибо все творили в советскую эпоху, какой бы её сейчас ни считать: великой или ужасной. Такая вполне постмодернистская размытость критериев «развязывает руки» галеристам, давая им возможность любое художественное явление времён СССР представлять как советское.

Возглавляющая KGallery молодая и прекрасная Кристина Березовская справедливо заметила, что, несмотря на существование «двух миров - двух политик» - официального искусства и неофициального, - чёткого разделения между ними не существовало. А по словам одного из участников собрания, известного петербургского художника Анатолия Белкина: «Со стороны нонконформистов было очень много средних художников, которые могли совершенно спокойно существовать в рамках официального искусства, но они по каким-то причинам оказались с левого края. Также среди членов Союза художников были совершенно замечательные мастера». Как говорится, «тут ни убавить, ни прибавить - так это было на земле».

Добавим, что КGallery соединяет интерес к веку ХIХ - и «железному», и Серебряному; к ХХ веку, который «ещё бездомней», и, наконец, к новому веку, который пока что отметился в основном постмодернистскими культпоходами в вечность. К числу удачных примеров такого глубинного бурения веков можно отнести проведённую галереей выставку прекрасного петербургского графика и живописца Николая Цветкова. Просторные залы старинного особняка, когда-то видевшего Чайковского (в этом доме он навещал своего брата и соавтора Модеста), были заполнены изысканными поэтическими формулами: живопись в сочетании с философическими строками стихов самого художника. Герои замысловатых, пронизанных светом композиций - Сафо и Пушкин, Венера и автор Экклезиаста, безымянные королевны и современницы, «скрипка и немного нервно».

Тут пласты веков, Флоренция и древнерусские храмы, наклонённые дома и выстроенные в ряд бутылки; здесь соединяются Брак и Моранди, Матисс и Зверев, преображённые остроиндивидуальной манерой мастера.

Который всех знает, но никого не повторяет.

А вот Русский музей вновь продемонстрировал богатство своих фондов в необычной выставке «Картина, стиль, мода». В ней соединились портреты «красавиц былых времён», интерьерная живопись дворцов и поместий и, что бывает довольно редко, настоящие платья - от времён петровских до почти футуристических костюмов Татьяны Парфёновой, специально созданных для выставки. А между ними - «колокольцовские шали», «талии никак не толще бутылочной шейки» - на акварелях П. Соколова; панорамы дворцовых залов и населяющих их персонажей, настоящие ротонды (это накидки, но тоже круглые, как одноимённые храмы) времён «Госпожи Бовари» (как не вспомнить «шелковистый обхват её платьев»!) и позднее - «Анны Карениной»; кружевные зонтики и шляпки как будто из «Трёх сестёр» или из «Вишнёвого сада».

Сопровождало всё это многообразие ДПИ трёх веков, охватывающих и петербургский, и советский периоды русской истории, включая фарфор, стекло, веера, а также специально нахлобученные на головы манекенов парики. И тут же - торговый гламур афиш в духе Альфонса Мухи. И пришедший на смену ему «красный вихрь» конструктивистского массового текстиля по «дизайну» И. Чашника или О. Розановой. Их вытесняют уже одетые - то в прозодежду, то в индпошив - новые москвички, нэпманки А. Герасимова, В. Лебедева, Ю. Пименова. Потом - представленные в основном скульптурой и живописью - простые и непростые советские женщины, у которых одежда в основном отражает красоту души. В этих залах очевидно преобладание изобразительных искусств над реальным костюмом. (А всего на выставке свыше 600 экспонатов, более 300 произведений живописи и графики, около 200 - декоративно-прикладного искусства).

Нынешний этап торжества гламура отмечен экраном в последнем зале выставки - с шествующими по нему бестелесными манекенщицами (вспоминается ужасное словцо - «иконы стиля»). «От-кутюр» - это барочная причудливость «красоты по-современному» или «труп красоты», её симулякр? Право ответа остаётся за зрителем. А выставка продолжается…

В конце мая в Союз художников ворвался истинный пассионарий - Савва Ямщиков, реставратор и страстный публицист. И не один, а со своей коллекцией, названной им «Музей друзей», ибо все работы, в ней собранные, - подарки его многочисленных друзей-художников, большей частью весьма знаменитых, а иногда - открытых самим Ямщиковым. Среди них много портретов прекрасной Валентины Ганнибаловой - знаменитой балерины и жены Ямщикова, много изображений и самого Саввы Васильевича - человека колоритного во всех смыслах этого слова; работы разных техник и жанров - от пейзажей до театральных эскизов.

«Май жестокий с белыми ночами» ознаменовался и несколькими типично петербургскими событиями. В уже известном нам по прошлому аналогичному обзору «Арт-холле Монако» открылась выставка Альберта Бакуна, художника и сельского учителя в одном лице. В течение нескольких десятков лет он создаёт свои варианты эрмитажных шедевров, свою версию «аналитической живописи». «Подкубленная» кающаяся Мария Магдалина Тициана или блудный сын Рембрандта; осквернённая вандалом, со стекающей краской «Даная», с которой смотрит на нас своим усмехающимся взглядом пророка и юродивого старый голландский гений; разобранный на геометрические «кванты» Пергамский алтарь. Каждый понедельник (а это выходной для посетителей) художник по-прежнему в Эрмитаже, перед «старыми мастерами», с которыми он ведёт свою долгую беседу.

На этом причудливом фоне смешения классического и современного хочется упомянуть и о нескольких концертных событиях: например, о вечере органной музыки Микаэла Таривердиева в Капелле. Произведения, сыгранные русской и голландским исполнителями в вечернем зале, освещённом не электричеством, а светом белой ночи, а потом приглашение всем зрителям прокатиться на кораблике по рекам и каналам Северной Венеции, - можно ли представить себе что-то более постмодернистское и одновременно более петербургское?

И всё-таки даже в неславную эру заканчивающегося постмодерна в северном городе, уже век пронизанном атмосферой «чистого искусства», искусствоведу приходится быть «больше», чем искусствоведом. Искусствоведа, как и поэта, тоже порой далеко заводит речь.

В июне, накануне празднования Дня России и дня рождения небесного покровителя Северной столицы, состоялось событие уже не только петербургского - российского значения: конференция «Александр Невский - имя России». Она прошла у подножия Смольного собора, в здании правительства Ленинградской области. Одним из её организаторов стала Александро-Невская лавра, одним из ведущих конференции был наместник лавры, епископ Выборгский Назарий (Лавриненко) - иерарх нового «призыва», из числа деятельных строителей незримых, но прочных мостов между обществом и Церковью.

Выступали учёные, преподаватели, священники, члены правительства Ленобласти. Все сошлись на том, что Александр Невский - поистине объединительная историческая фигура для России. Звучали слова о важности знания истории для нынешней молодёжи и о том, в частности, что многие нынешние школьники убеждены, будто американские войска участвовали во взятии Берлина (sic!). И тут одной комиссией против фальсификации истории, наверное, не поможешь. Нужна система историко-культурного и духовно-нравственного даже не образования - просвещения. Об этом недавно на страницах «ЛГ» так страстно и блистательно напомнил Валентин Непомнящий.

Состоится ли у нас иное «племя пушкиноведов», ныне «младое и незнакомое»?

И есть ли надежда, что новые «готы» (и даже «готки») окультурятся, «христианизируются Третьим Римом» и не скажут, что опять настало «время пулям / По стенам музеев тенькать»?..

А на следующий день конференции после молебна в Александро-Невской лавре - месте упокоения святого князя - отчалил кораблик к месту его славной победы - в Усть-Ижору, где случилась Невская битва. И были колокольный звон, и хоругви, и цветы у белокаменного классического покроя храма на месте слияния речки Ижоры с полноводной Невой. И даже непривычно просияло солнце во время крестного хода, осветив целых два монумента в честь князя победы и молитвы.

Вот на такой звенящей ноте тревоги и надежды началось и продолжилось по-прежнему дождливое и прохладное лето в «культурной столице».

http://lgz.ru/article/9576/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Сергеевна Фомина
К цивилизации через катаклизмы
О русской духовной традиции ХХ столетия
07.11.2019
«Семенов - пример соединения православной веры и научной мысли»
Редакция «Русской народной линии» поздравляет профессора Валентина Евгеньевича Семенова с 70-летием
03.04.2012
Егор Холмогоров о нынешнем состоянии русского вопроса
В Петербурге прошла встреча с известным публицистом
31.03.2012
«Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет»
Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием
20.12.2011
Все статьи Мария Сергеевна Фомина
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
04.11.2024 12:30
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
04.11.2024 10:42
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
04.11.2024 09:34
Разговор со стеной
Новый комментарий от Vladislav
03.11.2024 23:58
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от prot
03.11.2024 23:44