История «соловьиного края», гордящегося именами таких своих сынов, как великие пастыри Земли Русской - преподобные Феодосий Печерский и Серафим Саровский, уходит корнями во времена и события тысячелетней давности и неразрывно связана с прошлым, настоящим и будущим России.
Во второй половине XIX - начале ХХ века одним из крупнейших центров Православия в России был монастырь Коренная Рождества Богородичная мужская пустынь, созданный нашими благочестивыми предками на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».
…В XIII столетии Курская земля, как и почти вся тогдашняя Россия, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Курск был совершенно разрушен и превратился в пустыню. Жители Рыльска, находившегося в 90 верстах и случайно уцелевшего от погрома, ездили туда на охоту. И вот, по преданию, 8 (21) сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу, охотившемуся в окрестных лесах (в 27 верстах) под Курском с небольшой дружиной охотников из Рыльска.
«...И увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси»...
Узнав о новоявленной иконе Божией Матери, рыльчане стали посещать ее для поклонения, и от нее стали источаться многочисленные чудотворения.
Тогда рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Трижды икона чудесно исчезала, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы Ее икона оставалась на месте обретения.
В 1383 году Курская земля подверглась разграблению со стороны крымских татар. Они взяли в плен священника отца Боголюба, а часовню, где находилась икона, решили сжечь. Но та, несмотря на все усилия, не загоралась. Озлобленные враги схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли.
В плену в Крыму старец, несмотря на оказываемое давление, не принял чужую веру. Однажды он пас овец и услаждал себя пением церковных молитв. Проезжавшие к хану послы московского князя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена.
Отец Боголюб вернулся в свое Отечество и поселился опять на прежнем месте, где стояла часовня. После долгих поисков он нашел обе половинки иконы, сложил их вместе, и они срослись.
В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была взята в Москву. Курская-Коренная икона находилась на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Богородицы и основан монастырь, названный Коренной пустынью - в память обретения чудотворного образа у корня дерева. А над источником, забившем на этом месте, построили церковь во имя Живоносного Источника.
Чудеса и знамения, связанные с Курской-Коренной иконой, настолько поражали, что слава о них шла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Списки с нее богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, в войсках.
Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым — дивным воеводством, хранити присно в своем крове».
Список с чудотворной иконы Курской-Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.
В 1769 году под сенью этого образа окреп будущий великий русский святой — преподобный Серафим Саровский.
***
Самый первый в истории крестный ход с Курской-Коренной состоялся в 1618 году по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку» что на корню». Постепенно сложилось, что она должна пребывать там до 12(25) сентября. Ежегодно икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на 27 верст - весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни.
В мае 1852 года Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Возведенный в ранг губернского праздника, он объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд.
Звон колоколов Знаменского монастыря подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран...
Именно это состояние духа и передал великий Илья Ефимович Репин в своей картине «Крестный ход в Курской губернии» (1881—1883, ГТГ), на которой запечатлен один из таких ежегодных крестных ходов со святыней. Знаменитая картина была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым и стала украшением его галереи.
Эти молитвенно-покаянные шествия были многолюдными. Казалось, что в них шла вся Россия. Но… Уже тогда это, увы, было не так. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники при помощи адской машины хотели уничтожить Курскую-Коренную икону. Бомба с часовым механизмом должна была взорваться во время воскресного богослужения. К счастью, взрыв произошел ночью. Однако по Промыслу Божиему, несмотря на сильные разрушения в храме (многопудовый подсвечник, стоявший перед иконой, был отброшен на несколько метров), сама икона не пострадала.
***
12 апреля 1918 года Курская-Коренная икона была украдена из собора Знаменского монастыря. Она была найдена без драгоценной ризы одним бездомным курянином у Феодосиевского колодца, выкопанного, по преданию, самим игуменом Киево-Печерским - преподобным Феодосием, найдена здесь в день его памяти. Поэтому нельзя не заметить участия в обретении иконы и предстательства за своих земляков чудотворца Лавры Киевской.
В октябре 1919 года епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов), опасаясь осквернения святыни, покинул пределы Курска, неся на руках своих чудотворный образ. Святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог, к Деникину. Но Добровольческой армия терпела поражение за поражением. Чудотворную увозили через Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск… 1 марта 1920 года икона из Новороссийска на пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Святыня побывала в Греции, Сербии…
В сентябре 1920 года по просьбе генерала Врангеля икона вернулась в Отечество, в Крым. Это произошло в день праздника Воздвижения Креста Господня. Святой образ оставался там до общей эвакуации Белой Добровольческой Армии. 29 октября, почти через год после того, как чудотворная икона покинула родной Курск, она навсегда оставила русскую землю. После этого в России осталась только ее списки.
Чудотворная икона «вернулась» в Югославию. После захвата Югославии фашистами владыка Феофан перевез икону в Хоповский монастырь. Высланный вскоре после этого из Хорватии, он прибыл в Белград, где жил в нужде до конца своих дней в 1943 году.
В 1957 году митрополит Анастасий (Грибановский) доставил святыню в США. С этого времени Курская-Коренная икона пребывает в посвященном ей соборном храме при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Одигитрия (Путеводительница) Русского Зарубежья освящает и благословляет Своим присутствием торжества, заседания Архиерейского Синода, работу Архиерейских Соборов и другие события в жизни Русской Зарубежной Церкви. Она регулярно совершает паломничества по всем епархиям русского рассеяния, принося всем утешение и укрепление.
…Акт о каноническом общении - важнейший исторический документ, положивший начало долгожданному воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, - подписали 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя почившие в прошлом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр.
Символично, что тогда же, после подписания Акта о каноническом общении, владыка Лавр посетил Коренную пустынь. В память об этом он посадил у святого источника вяз, так как именно на корне этого дерева семь с лишним столетий назад был обретен святой образ.
***
Воссоздающийся ныне в соответствии с пожеланиями священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) главный собор Коренной пустыни - условие совершения паломничества Одигитрии Русского Зарубежья на место своего исторического обретения. Это паломничество на Родину чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» приурочено к осеннему крестному ходу из Коренной пустыни в курский кафедральный Знаменский собор, который пройдет 25-26 сентября 2009 года.
…В 1923 году в ходе одной из первых антирелигиозных кампаний Коренная пустынь была закрыта, а затем до основания разрушена, разграблена, осквернена. В последующие годы Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах. Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину Крещения Руси. 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса Коренной Рождества Богородичной мужской пустыни. 15 августа состоялось первое богослужение на месте, где возвышался храм Рождества Пресвятой Богородицы. Восстановление монастыря было осуществлено практически за пять лет. Поднялась звонница. У места обретения иконы вновь был возведен храм. Первый после долгого перерыва крестный ход - символ возрождения нашей исторической памяти и наше покаяние - состоялся 15 июня 1990 года.
Посетивший Коренную пустынь в сентябре 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Курскую Коренную пустынь третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевской лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области.
…2 июня 2009 года с участием руководства Курской области и епархии состоялось очередное рабочее совещание по вопросам строительства Рождества-Богородицкого храма - главного собора Коренной пустыни, который возводится на месте исторического.
«Золотой» иконостас для собора создают мастера Свято-Троицкого братства, изделия которых приносят новую славу Курской земле. Этот коллектив сложился в храме Святой Троицы усилиями его настоятеля архимандрита Зиновия. Мастерские братства, которое трудится по благословению архиепископа Курского и Рыльского Германа, находятся в маленьком городе Щигры, расположенном к западу от Курска. Они известны верующим по всей России и далеко за ее пределами.
Среди концептуальных работ Свято-Троицкого братства - Иверская часовня в Москве. Специальная технология позволила их дизайнерам еще до начала работ виртуально сконструировать итоговый результат до самых мельчайших его подробностей в резьбе. В результате щигровские мастера создали неповторимую композицию, которая украшает знаменитую часовню на Нулевом километре в Москве. Столь же уникальной будет и их иконостас для Коренной пустыни.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2269