Если точнее - речь идет о целесообразности прямого сотрудничества с «нефтегазотранзитными» республиками российского Северного Кавказа, которые называются... «странами».
Вот выдержка из документа «Доклад по итогам сравнительного анализа энергетических стратегий Российской Федерации и Европейского Союза (Часть 2), сентябрь 2003 г.», подготовленного «Евроазиатским Исследовательским центром Транспортного союза в Латвии (Рига)»: «...ЕС (именно ЕС!.. - Прим. А. Б.) отмечает, что проблемы стабильности условий транзита энергоносителей имеют приоритетное значение для энергобезопасности ЕС. Это имеет значение как с точки зрения доступа к энергетическим мощностям, так и с точки зрения справедливой стоимости транзита: снижение завышенных транзитных тарифов могло бы обеспечить значимое снижение цен на энергоносители российского происхождения, импортируемые ЕС. Для ЕС... имеют значение и страны Северного Кавказа, по территории которых могут проходить транзитные маршруты по транспортировке энергоносителей из Каспийского бассейна (выделено А. Б.). В этой связи отмечается, что ЕС должен добиться выполнения механизмов, предусмотренных Энергетической хартией, странами, по территории которых проходят транзитные маршруты» (прим. А. Б.: то есть добиться этого нужно не только от стран, ратифицировавших хартию...)...»
Словом, «цели ясны, задачи определены, так - за работу!», как любил говорить Хрущев...
Именно через Северный Кавказ, точнее - через все его республики и Адыгейскую автономную область - еще в 1970-х годах проложены нефтепроводы из Казахстана и Азербайджана к российским черноморским портам Новороссийск и Туапсе. И ведь что интересно: нефтепровод из Казахстана проведен через Северный Кавказ именно по Чечено-Ингушетии, хотя прямой маршрут к тем портам из Казахстана - через Калмыкию, Ставрополье и Краснодарский край - короче почти на треть. Его трижды предлагали создать в 1970-х, но в Москве выбрали чечено-ингушский маршрут. Трубопроводный транзит азербайджанской нефти тоже осуществляется по Чечено-Ингушетии.
Такой «крюк» для казахстанского нефтетранзита был сделан не только для того, чтобы попутно включить в ту «трубу» чечено-ингушскую нефть. Но и с той целью, чтобы именно в Чечено-Ингушетии оказались сосредоточены все транзитные нефтепроводы из Казахстана и Азербайджана. Небезызвестные же события середины-второй половины 1990-х в Чечне неоднократно приостанавливали транзит каспийской нефти, и именно этот фактор способствовал созданию обходящего Россию транзитного нефтепровода Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан (Азербайджан-Грузия-Турция). Только несколько лет тому назад построили трубопровод для казахстанской нефти через Калмыкию, Ставрополье и Краснодарский край, но его мощностей пока недостаточно для транзитной перекачки этой нефти. Поэтому она экспортируется через порты Грузии и Турции по подведённым к ним трубопроводам через Азербайджан.
Так что Россия стала «транзитной заложницей» политики чечено-ингушских властей и ситуации в бывшей Чечено-Ингушской АССР. Значит, неспроста эти трубопроводы ещё в «брежневский период» сконцентрировали именно в Чечено-Ингушетии...
А проекты отторжения Северного Кавказа от России-СССР существуют с давних времён. Например, в канун Крымской войны 1853-1855 гг. был разработан турецко-британский проект автономной от Турции и Великобритании (кондоминиума) «Горско-Черкесской Конфедерации». Нечто подобное планировалось теми же «авторами», а также Германией в годы Первой мировой войны, затем в 1919-1921 годах, а также в канун Великой Отечественной войны и в первые ее годы. Та же идея воплощена в бессрочной резолюции Конгресса США «О порабощенных народах», оформленной соответствующим американским законом (1958-1959 гг.), которая почему-то не была опротестована руководством СССР...
Что касается последних советских и постсоветских лет, ориентирующиеся на Турцию, Саудовскую Аравию и Запад сепаратистские и «ультраисламистские» организации на Северном Кавказе и сегодня весьма активны в этом регионе, выступая за независимую от РФ конфедерацию или федерацию северокавказских народов.
Главные стимулы проектов отделения Северного Кавказа от России - не только его важная нефтегазотранзитная роль, но и крупные ресурсы высококачественных нефти и газа в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Адыгее и Калмыкии. Поэтому политические проекты отторжения региона дополняются транспортно-экономическими. В этой связи еще в 1997-м в Лондоне был создан так называемый «Транскавказский энергетический консорциум» («ТЭК»). Основан он по инициативе Х.-А. Нухаева, начальника внешней разведки и внутренней безопасности режима Дудаева, и поляка по национальности, а с 1996 г. - мусульманина Мансура («бывшего» Мачея: Мансуром он назвался в честь героя антирусской войны чеченцев в середине 19 в.) Яхимчика, являющегося гражданином Великобритании, Турции и Польши. В составе этой структуры - три американские, три британские, две саудовские, две польские и одна турецкая компании. Советниками же «ТЭК» до сих пор числятся небезызвестные З. Бжезинский, М. Тэтчер и Ж. Аттали - бывший директор Европейского банка реконструкции и развития. Основные проекты этой структуры - добыча северокавказской нефти, подчеркнём, в независимом Северном Кавказе в основном для ее экспорта и единое, в рамках «ТЭК», управление всей нефтегазоиндустрией Северного Кавказа и Закавказья, в том числе их трубопроводными системами и портами.
Что же касается новых внешних попыток «сдружить» северокавказских сепаратистов и антироссийски настроенных политиков стран Закавказья против России и особенно русских, - еще в 2006 году во французском Страсбурге воссоздана так называемая «Конфедерация народов Кавказа». Причем ее истоки восходят к аналогичной структуре, совместно созданной разведками фашистской Германии и «пилсудской» Польши в 1930-х годах. Ныне «Конфедера-цию...» возглавляет Владимир Хмелидзе, соратник Звиада Гамсахурдиа. Главная её задача - «всемерно способствовать созданию на всём большом Кавказе конфедерации толерантных демократических государств с последующим их вхождением во все международные цивилизованные структуры (ООН, НАТО, Евросоюз и т. д.)». По словам Владимира Хмелидзе, «Кавказ бурлит по обе стороны хребта, но всё же опаснее всего ситуация в Грузии. Вектор сближения с цивилизованным Западом грузинским президентом (М. Саакашвили. - Прим. А. Б.) выбран правильно, но всё остальное в его действиях - политическая эпилепсия... На всём пространстве Северного Кавказа вовсю идёт партизанская война (выделено А. Б.)... У нас есть сторонники в кавказском Сопротивлении, с нами большая часть интеллигенции кавказских народов, а также России. Я не могу сейчас «засвечивать» все аспекты нашей работы...»
Словом, разнообразные проекты стравливания всего Кавказа с российским государством и энерготранзитных соглашений ЕС со «странами» Северного Кавказа - единое целое?..
http://www.rv.ru/content.php3?id=8019