Судя по крайне жёсткому предупреждению российского премьера В. Путина в адрес украинских властей, ещё 5 марта РФ и Украина находились на грани очередного газового конфликта. Напомнив, что 7 марта должна произойти очередная оплата поставок российского газа на Украину, российский премьер заявил: «Если в результате проведенных силовых акций и ареста ряда должностных лиц эта оплата не будет произведена, то это приведёт к остановке поставок наших энергоносителей как для потребителей в самой Украине, так, может быть, и для наших потребителей в Европе».
Необычная жёсткость В.Путина в прямом телеэфире по, казалось бы, уже привычному вопросу неплатежей Украины за газ говорит о том, что в Москве озабоченность вызывает именно политическая составляющая событий вокруг «Нафтогаза»: не столько денежная сторона вопроса, сколько попытки силовых структур Украины изъять подлинники контрактов на поставку и транзит российского газа - эти попытки поставили под серьёзное сомнение надёжность Украины как партнёра в решении энергетических проблем.
2 марта спецслужба Украины возбудила уголовное дело по факту завладения группой лиц из руководящего состава "Нафтогаза Украины" более 6 млрд. куб. м газа на сумму 7,5 млрд. гривен. В рамках этого дела был задержан замначальника отдела энергетической региональной таможни Тарас Шепитько, которого подозревают в том, что он растаможил газ из подземных хранилищ на компанию "Нафтогаз". В СБУ считают, что этот газ до сих пор принадлежит компании "РосУкрЭнерго", которая до недавнего времени была посредником в поставках российского газа Украине. Подобной точки зрения придерживается и В.Ющенко, который одобрил жёсткие действия СБУ в отношении "Нафтогаза". В свою очередь Ю.Тимошенко рассматривает уголовное дело как попытку присвоить 11 млрд. куб. м газа, от продажи которого деньги пойдут на президентскую предвыборную кампанию.
Благополучие дальнейших расчётов «Нафтогаза» с Газпромом во многом зависит от судьбы спорных 11 млрд. куб. м - приводит RBC Daily мнение эксперта Центра политической конъюнктуры России Дмитрия Абзалова. «Если его всё-таки «отобьёт» RUE, то «Нафтогазу» понадобится больше дорогого российского газа, расплатиться за который он уже не сможет. Это будет иметь и политические последствия — Юлия Тимошенко скорее всего потеряет свое кресло. Однако более вероятно, что газ RUE достанется «Нафтогазу». В этом случае он сможет разбавлять им газпромовское голубое топливо. При этом президент страны Виктор Ющенко потеряет главного спонсора - основного владельца RosUkrEnergo Дмитрия Фирташа, что даст г-же Тимошенко больше шансов на президентство».
Хотя понятно, что даже если спорные 11 млрд. куб. м газа достанутся «Нафтогазу», это не спасёт его от проблем с оплатой за российский газ. Учитывая состояние украинской экономики и самой компании «Нафтогаз Украины», дефолт последней неизбежен. Газовый кризис выявил полную недееспособность системы, основанной на механизме перекрестного субсидирования. Как это ни парадоксально звучит, но Киев сегодня делает всё для того, чтобы максимально сократить поставки газа в Украину. По информации журнала «Эксперт. Украина», цена российского газа в первом квартале (формальное ценообразование подразумевает поквартальный пересчёт цены) этого года, например, для Румынии составляет $478 за тысячу кубометров, для Польши - около $460 , для Чехии - примерно $450 . Реальная европейская цена газа для Украины в первом квартале за вычетом транспортной разницы составляет $420-430. Это значит, что ежемесячно для закупки топлива НАКу необходимо где-то изыскивать свыше полутора миллиардов долларов. Таких оборотных средств у компании просто нет. Ситуация усугубляется дороговизной доллара, который постепенно приближается к отметке в десять гривен.
Не слишком обнадёживают и перспективы возврата долгов за газ, поставленный на внутренний рынок. Металлургические предприятия работают вполовину мощности, некоторые из них («Азовсталь», Енакиевский метзавод) снизили потребление газа до минимума, заменив его коксом. Многие химические предприятия также свернули производство (например, полностью остановлен северодонецкий «Азот»). При входящей цене газа в 420-430 долларов, с учётом расходов на его транспортировку, НДС, маржи «Нафтогаза» и при курсе десять гривен за доллар цена топлива для конечного потребителя перевалит за шесть тысяч гривен.
Непростое положение Украины может усугубиться, если мировые цены на нефть вновь пойдут вверх, а вслед за ней подорожает и газ. Цены на нефть, похоже, достигли своего дна, считают аналитики инвестиционного банка Barclays. По их мнению, «чёрное золото» в скором времени подорожает до $50 за баррель, а во втором полугодии его стоимость составит $76 за баррель. С учетом последних новостей из Китая, такие прогнозы вполне имеют под собой основания.
Влияет и конкуренция со стороны «Газпромсбыта». Компания получила доступ к украинскому рынку весной 2008 года - тогда ей разрешили продавать промышленным предприятиям Украины 10% реализуемого объема голубого топлива. Согласно новому договору, квота «Газпромсбыта» увеличивается до 25%. Уже сегодня «дочка» Газпрома забрала у «Нафтогаза» наиболее платежеспособных потребителей: клиентами "Газпромсбыта» стали около 30 крупных промышленных предприятий Украины. Среди них оказались «Азовсталь», Северный и Центральный ГОКи, подконтрольные компании «Систем кэпитал менеджмент» Рината Ахметова, Мариупольский меткомбинат им. Ильича, компания «Евроцемент групп» и т.д. Хотя украинские промышленники объясняют, что им работать с россиянами выгоднее, поскольку прямой поставщик может обеспечить гарантированные и бесперебойные поставки газа, влияет политический фактор: «Нафтогаз» контролируется людьми, близкими к «Индустриальному союзу Донбасса» (один из союзников Тимошенко), а другие бизнес-группы не хотели ставить свое производство в зависимость от поставок оппонентов. В результате основными клиентами украинского «Нафтогаза» останутся коммунальщики, у которых постоянно возникают проблемы с расчётами за потреблённый газ и растут задолженности.
Присутствие газпромовской дочки на внутреннем газовом рынке Украины и расширение её квоты - одна из не слишком обсуждаемых сторон последних «газовых договорённостей» Москвы и Киева. Однако при всём стремлении некоторых украинских аналитиков обвинить Газпром и его дочернюю компанию в неких «кознях» против энергетической самостийности Украины, вопрос сугубо рыночный: или Украина платит за газ цену, близкую к европейской, либо стороны обмениваются взаимными уступками, как в случае с квотой «Газпромсбыта».
«В конце 2009 года Россия покажет, что украинская ГТС контролируется банкротом», - рисует мрачную перспективу директор украинского Института стратегических исследований Юрий Рубан.
По мнению украинских СМИ, подключение Газпрома в той или иной форме к управлению ГТС Украины является самым непопулярным, но и наименее болезненным для конечных потребителей сценарием. «Украина соглашается на создание газотранспортного консорциума (или любой другой формы, подразумевающей установления контроля над ГТС) при участии Газпрома и европейских энергетических компаний. Надстройка в виде «Нафтогаза» ликвидируется, в отдельные структуры выделяются его дочерние добывающие, транспортирующие и сбытовые компании. Таким образом, правительство уходит от перекрестного субсидирования и одновременно вводит систему адресных дотаций тепловикам, а также, к примеру, предприятиям химической промышленности. Немалые дивиденды для государства — это снижение уровня коррупции в огромной неконтролируемой госкомпании. К тому же Украина получает очередной переходный период с льготной ценой на газ от России, а вместе с ним — шанс вывести экономику из кризиса. Правительству также придётся отказаться от того, чтобы зарабатывать на импорте топлива (НДС), снизить рентные платежи при транзите (около 40% от стоимости услуги). Это тоже сгладит ценовый шок от более высоких цен на газ для промышленности, когда та начнёт свой подъем после затяжной рецессии», - такую схему предлагает журнал «Эксперт Украины».
Добавим, что ежедневное ухудшение экономической ситуации в Украине всё больше заостряет выбор между реальным экономическим сотрудничеством с Россией (будь то кредиты или совместное управление ГТС) и псевдопатриотическими всплесками вроде обысков в офисе «Нафтогаза», которые чуть не привели к новому закрытию газовых заслонок.
Игорь ТОМБЕРГ - ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор МГИМО МИД РФ.
http://www.odnarodyna.ru/articles/5/537.html