Над героями нельзя смеяться!

«Современное» – это не обязательно «стёб» и «глум». Есть и другие жанры

Декалог XXI 
0
374
Время на чтение 6 минут

Героический эпос - в отстойник «Сomedy club»?

Знакомый всем с детства образ трех русских богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича ассоциируется, помимо былинных текстов, прежде всего со знаменитой картиной В.М. Васнецова. Богатыри изображены стоящими на страже рубежей Русской земли, на одной из застав, в немалом числе появившихся при Святом князе Владимире Красное Солнышко для защиты от степной угрозы. В XX веке картина стала одним из символом русского патриотизма, сопротивления иноземным захватчикам.

Ее репродукции носили с собой воины, сражавшиеся на полях Великой Отечественной. Образ былинных богатырей был поистине объединяющим для соотечественников самых различных убеждений. В послевоенные годы эту тему не обошел вниманием и советский кинематограф - кроме игрового фильма «Илья Муромец» (1956) на экране появился ряд мультфильмов по сюжетам былин.

Затем, в 1980-90-е гг. российские кинематографисты как бы забыли о самом существовании богатырей - героев русского былинного эпоса. Патриотическая тематика была откровенно не в чести у тех, кто тогда заказывал музыку. Однако в 2000-е интерес к Древней Руси и её героям возродился. И, вот, на таком обнадеживающем фоне появляется своеобразный мультипликационный цикл, снятый на студии «Мельница», - трилогия «Алёша Попович и Тугарин Змей» (режиссёр Константин Бронзит, 2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (режиссёр Илья Максимов, 2006) и «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (режиссёр Владимир Торопчин, 2007).

Сказать, что мультфильмы сняты по мотивам былин, - значило бы погрешить против правды. С таким же успехом можно произвести трилогию от знаменитого «Шрека», где главного героя сопровождает говорящий осёл (в «Алёше Поповиче» его заменяет не менее болтливый конь Гай Юлий Цезарь).

Если же составить перечень реплик, ситуаций и всевозможных аллюзий, отсылающих зрителя к различным фильмам и литературным произведениям, то он по объему может составить хорошую брошюру. Причем многие из таких реплик носят в контексте характер ярко выраженного «глума» (есть такое словечко в современном молодежном сленге), достойного лучших образцов «Comedy Club» и «Наша Russia».

Постмодернистская фига в кармане

Тем не менее, персонажи мультфильмов выступают под теми же именами, что и герои былин. Возникает закономерный вопрос - почему древнерусские богатыри (а ведь Илья Муромец к тому же - реальное историческое лицо, Святой, почитаемый в Русской Православной Церкви с XVII в., чьи мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре) стали «коллегами по несчастью» глуповатых гастарбайтеров Равшана и Джумшуда? Неужели для того, чтобы устроить «смехопанораму» для современного молодежного зрителя, воспитанного на дворовом юморе, все средства хороши? Или все же «рафинированная» постмодернистская ирония крайне неуместна в сюжетах, касающихся Святости и воинского героизма?

Наверное, всё-таки, неуместна. Причем, крайне. Даже революционеры-большевики, пытавшиеся сбросить Русскую Святость и всю историю Руси вообще с «парохода современности», в первые же годы своей власти обращались к образам народных богатырей - красноармейский бронепоезд еще в 1918 г. носил имя «Илья Муромец». А уж о Великой Отечественной войне и говорить не приходится.

Но видимо для авторов трилогии гораздо важнее следовать методу постмодернистского коллажа, нагромождать одну глумливую шутку на другую, изображая попутно князя Владимира как типаж современного коррумпированного чиновника, который вечно пытается применить государственные интересы к своим личным, корыстным. А византийского императора «Василевса» рисуя этаким восточным деспотом-сластолюбцем, который, будучи озабочен исключительно величием собственной персоны, понаставил в Константинополе несчетное число памятников себе любимому.

Вообще шутовской показ Константинополя, этого священного града, мягко говоря, не украшает последний фильм трилогии («Илья Муромец»). Конечно, мультипликация -не житийный жанр, и много с неё в этом смысле не возьмешь, но выставлять центр православной ойкумены в качестве пародии на современный мегаполис с его «вавилонским смешением» и криминальным бытом - не есть хорошо. Конечно же, авторы фильма не ставили своей целью уничижение и сознательное принижение священных центров православной цивилизации (Константинополя, Киева), они снимали веселый «мультик» для семейного просмотра, приняв за образец для подражания незабвенный «Шрек» с его коллажно-пародийной структурой. Но, как говорится, нам не дано предугадать…

Хотелось бы все же напомнить молодому зрителю, на которого рассчитана трилогия, о ком собственно в ней идет речь. И что, видимо, теперь надолго останется за кадром, т.к. в ближайшие годы обращаться к теме богатырей, видимо, никто уже не станет…

Итак. У былинных богатырей есть вполне реальные исторические прототипы. Герой первого по времени выпуска - Алёша Попович считается фольклорным отображением образа суздальского боярина Александра (Олеши) Поповича, служившего верой и правдой князю Всеволоду Большое Гнездо и его сыну Константину. После смерти Константина (1218 г.) в результате междоусобной распри с братом Юрием, Александр отъехал к великому князю киевскому Мстиславу Старому и погиб вместе с ним в битве при Калке (1223 г.), когда русские князья, объединившись с половцами, пытались остановить шествие монгольских орд.

Добрыня Никитич, герой второй части трилогии, имеет прототипа в лице родного дяди (брата матери) князя Владимира Святого, сыгравшего столь важную роль в его вокняжении и последующем правлении. Интересна точка зрения русского историка XIX  в. Д.И. Прозоровского, считавшего Добрыню и Малушу (последнюю жену Святослава и мать Владимира) детьми древлянского князя Мала, восставшего в 945 г. против Игоря и наказанного затем Ольгой за убийство мужа - пленением, заточением (под именем Малко Любчанина) и рабством детей. Прозоровский увидел в этом объяснение странной для сына рабыни («робичича») судьбы Владимира, получившего в конце концов удел (Великий Новгород) наравне с законными сыновьями Святослава - Ярополком и Олегом. Как известно, дети от многочисленных княжеских наложниц на удельное наследство никогда не претендовали. И никогда бы не признали новгородские бояре власть Добрыни, бывшего регентом при малолетнем Владимире, если бы он был рабского, а не равного им, происхождения.

Прототипом же главного русского богатыря, Ильи Муромца, считается муромский силач Чоботок, принявший монашество в Киево-Печерской Лавре с именем Илии (XII в.). В 1643 г. он был прославлен Церковью как Преподобный Илия Муромец. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей Преподобного Илии. При росте 177 см (поистине богатырском для тех времен) у Ильи Муромца были обнаружены признаки заболевания позвоночника (согласно былинам богатырь был недвижим от рождения до 33 лет) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти стал удар острого орудия (копья или меча) в грудь, смерть наступила в возрасте около 40-55 лет. Предположительно Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 г., когда Киево-Печерская Лавра была разгромлена половецкими союзниками Рюрика.

Они перепутали Добрыню с Бэтменом

Согласно былинному повествованию, богатыри, несмотря на то, что у каждого есть свои личные подвиги, неоднократно встречаются друг с другом. Только всем миром можно отстоять Русскую землю от вражеского нашествия. Поэтому фраза, вложенная мультипликаторами в уста Добрыни, - «Я работаю (!) один», - звучит как дикость, даже если воспринимать богатыря как образ современного спецназовца. Ни один воин или силовик никогда в одиночку не «работает», это возможно только в подразделении/команде. В данном случае Добрыню авторы фильма отправили куда-то в мир человеков-пауков или бэтменов…

Похоже, что идеи, ненавязчиво продвигаемые на экране, могут весьма способствовать популярности в массовом сознании образа «справедливого героя-одиночки», презирающего государство. Да и как иначе - ведь «наверху» сплошная коррупция (пример - князь Владимир, готовый продать жулику Колывану свою племянницу Забаву Путятичну за списание карточного долга), только палки в колеса вставляют.

Как же это противоречит духу самих былин, где князь Владимир (являющийся собирательным образом двух князей - Крестителя Руси и Мономаха) любовно именуется Красным Солнышком! Даже если князь и совершает под влиянием страстей поступки несправедливые, то они находятся в совершенно другой плоскости, чем «грешки» жуликоватого розовощекого персонажа, сочно озвученного в трилогии Сергеем Маковецким.

Может быть эти беглые заметки поспособствуют тому, что русские былины еще неоднократно будут экранизированы, и не только в комедийном ключе… Ведь «современное» это не обязательно «стёб» и «глум». Есть и другие жанры. Хотя для того чтобы создать актуальный образ героя, нужно обладать гораздо большими навыками, чем выдавая карикатуру, этот образ обесценивающую.

http://www.win.ru/civil/1505.phtml?PHPSESSID=a22536143706d6b9a41e619318f434f1

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Вовченко
Все статьи Алексей Вовченко
Декалог XXI
"И восстановление, и преображение общества начнутся с восстановления заповедей Божиих"
Священнослужители о необходимости преобразовать общество по Божьему закону
20.08.2009
Александр Чуев: "Нужно лишать проституцию ее социальной базы"
Известный политик прокомментировал неэффективность борьбы милиции с проституцией
26.06.2009
Протоиерей Димитрий Смирнов: Мы будем увещевать алиментщиков и взывать к их совести
Федеральная служба судебных приставов и Русская Православная Церковь договорились совместно добиваться выплаты алиментов и возврата долгов
24.06.2009
Протоиерей Александр Новопашин: "Спорт уводит молодежь от пороков"
Новосибирские спортсмены пригласили известного священника на турнир по пауэрлифтингу
24.06.2009
Александр Рудаков: "Неэквивалентный обмен - это нарушение библейской заповеди "Не укради""
Координатор инициативы "Декалог - XXI" о понятии "неразделимая безопасность", упомянутом в Итоговом документе IV Всемирного саммита религиозных лидеров
19.06.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09