Посещение этого места оставляет тягостное ощущение. Голод начала 30-х подается как сознательное уничтожение «украинской нации» сторонними колонизаторами с востока, как будто другие народы СССР от него не пострадали. Однако одной только украинской земли «оранжевым» показалось мало для масштабной антироссийской кампании. Они задались целью поставить памятник на родине самой идеи «антиукраинского геноцида» – в Америке.
Создание образа врага
Если в 1970-80-е годы тему Голодомора (голода на Украине в 1932-33 гг.) озвучивали только представители украинской диаспоры в США и Канаде в содружестве с североамериканскими специалистами по изысканию средств для развала СССР, то в XXI веке стараниями «оранжевых» властей из народной трагедии был создан целый псевдо-религиозный «культ», целью которого стало максимальное разделение двух братских народов. Бывший президент Виктор Ющенко, кажется, сделал всё, чтобы голод начала 1930-х годов, охвативший большую часть Советского Союза, стал трактоваться исключительно как «геноцид украинского народа», организованный злонамеренными «московскими властями». Конечно, первые шаги в этом направлении были сделаны задолго до Ющенко, еще в 1990-е годы.
Первый «голодоморный» памятник на Украине был установлен ещё в СССР. Летом 1991 года в Лубнах Полтавской области был воздвигнут, освящен и торжественно открыт «Курган Скорби памяти жертв голодомора 1932-1933 годов». Открывали этот мемориал Председатель Верховного Совета УССР Леонид Кравчук, Председатель Совета национальностей Верховного Совета СССР Борис Олийнык и зам. директора Института литературы АН УССР, член-корреспондент АН УССР Николай Жулинский. В речи, произнесённой Леонидом Кравчуком на открытии памятника, звучало, что почитание миллионов людей, сгинувших от голодомора, станет одной из основ «реальной украинской державности».
Первый в «незалежной» Украине памятник жертвам Голодомора был открыт 11 сентября 1993 года на Михайловской площади в Киеве. Памятный знак «Жертвам Голодомора 1932-33 годов» был выполнен в виде камня с фигурой распятой женщины.
С тех пор число установленных памятников превысило все мыслимые рамки. Такое чувство, что из страны хотят сделать некое подобие кладбища, похоронив не только дружбу двух крупнейших восточнославянских народов, но и само будущее Украины. Что неудивительно, если учесть, что мощная 52-миллионная республика, житница и промышленная база высокотехнологичных производств Советского Союза, с развитой курортной инфраструктурой, за 20 лет превратилась в 46-миллионную страну-аутсайдер, потеряв огромную часть наработанного в те годы потенциала. Авиакомплекс, индустрия Харькова и Днепропетровска, большое судостроение Николаева, гигантское Черноморское пароходство, ракетные и оборонные производства, товарное сельское хозяйство – практически в загоне. На остальном наследии СССР (металлургии, угольной отрасли, электроэнергетике, трубопроводном комплексе) новая «держава» все эти годы жила, не создавая почти ничего нового и растрачивая остатки былого.
Не нужно быть профессиональным политологом, чтобы понять – вся эта «голодоморная» истерия имела одну основную причину и цель. Отвлечь народ от мысли, что власть имеет перед ним ответственность за «плоды» своей деятельности, можно простым способом – создать образ внешнего врага, из-за которого все беды и происходят. Как в прошлом, так и в настоящем. А лучшего повода в истории, чем страшнейший голод 1932-33 годов, и не сыскать.
Территория страха
Указ о создании «Мемориального комплекса памяти жертв голодомора 1932-1933 годов» подписал ещё в 2003 году тогдашний президент Украины Леонид Кучма. В то время тема страшной трагедии ещё не была настолько поднята на политические знамёна. Рассмотрение конкурсных работ стартовало 7 апреля 2006 года в столичном Доме художника, итоговым аккордом стало выдвижение трех проектов-финалистов. Конкурсное жюри из числа писателей, художников, скульпторов и представителей органов власти после творческих споров остановилось на работе творческого коллектива Анатолия Гайдамаки, в который вошли также скульпторы Николай Обезюк и Петр Дроздовский.
Закладка камня на месте строительства в парке Вечной Славы состоялась 25 ноября 2006 года, после чего на склонах парка высадили калиновую рощу – по одному кусту калины на каждый населённый пункт пострадавший от голода. Первая очередь мемориала была открыта 22 ноября 2008 года, по случаю 75-й годовщины печальных событий и стоила Украине более миллиарда гривен. Затем провели юбилейные мероприятия, и через короткое время «кол» закрыли для посещений – на доделку и ремонт.
Что же представляет из себя этот комплекс, так дорого стоивший украинскому бюджету? Первая очередь включает в себя: центральное сооружение – Свечу памяти, зал памяти и стену памяти. Высота центрального сооружения составляет 34 метра, она выполнена в виде многогранной гранитной свечи, покрытой крестиками разной величины, символизирующими души погибших. Основание Свечи поддерживают четыре металлических черных креста, украшенные фигурами бронзовых аистов.
Свеча освещается изнутри с помощью ламп, снаружи – по периметру. Вокруг Свечи расположены 24 жернова. Подземный зал памяти расположен под Свечой, в нем транслируются фильмы о голодоморе. Вход в мемориал памяти жертв голодомора находится на площадке, расположенной между обелиском на могиле неизвестного солдата и Киево-Печерской лаврой. Посетители проходят между двух бронзовых фигур ангелов, опустившихся на одно колено. Далее – статуя худенькой девочки, держащей в руках три колоска. Фигура девочки – центральный образ комплекса. За ней размещена колокольня в виде свечи. Из колокольни посетители попадают в подземный музей голодомора, символизирующий ад.
Выход из музея выведет на склоны парка, в Эдемский сад. По представлениям автора, люди, пережившие ад, обязательно должны попасть в рай. Его символы – несколько тысяч кустов калины, высаженных в память о селах, вымерших от голода. Таким образом, весь комплекс условно разделен на две части: земной ад и библейский рай. Сам музей располагается в пространстве под Свечой памяти, украшенной бронзовыми журавлями – символом возрождения нации. Черный лабрадорит по обе стороны лестницы, ведущий в музей, символизирует вспаханную землю, урожаем с которой так и не смогли воспользоваться крестьяне в те страшные годы.
Черный цвет на черном фоне
На стендах – общедоступные книги-мартирологи с именами миллионов жертв. Здание разделено на две пространственных части: центр круга и периметр окружности. Преобладающий цвет – чёрный.
По периметру же круга расположены пропагандистские стенды, разоблачающие «колонизаторов»: Российскую империю, СССР и Сталина. Заголовок к стендам незамысловатый: «Геноцид украинского народа». Слово «геноцид» выделено большими красными буквами, для безошибочной акцентации. Сперва, конечно, введение: «Богатая Украина» (т. е. от XVI до начала XX веков). Затем пропагандируется «украиньская державность» (сменившая за неполных три года аж три формы). Потом речь идёт уже о 1930-х годах, которые нарисованы сплошным красно-чёрным. Рассматривается и «механизм уничтожения украинской нации».
Посещение этого места оставляет тягостное ощущение. Голод начала 30-х подается как сознательное уничтожение «украинской нации» сторонними колонизаторами с востока, как будто другие народы СССР от него не пострадали. Однако одной только украинской земли «оранжевым» показалось мало для масштабной антироссийской кампании. Они задались целью поставить памятник на родине самой идеи «антиукраинского геноцида» – в Америке. О намерениях возвести мемориал жертвам Голодомора на территории США бывший президент Ющенко объявил еще в 2005 году. Президент США Джордж Буш-младший вскоре нашел землю (в столице страны!) под установку памятника. И вот, 14 октября 2009 года Кабинет министров Украины выделил 5 миллионов гривен (около 600 тысяч долларов) на строительство памятника жертвам «геноцида» в Вашингтоне, который было запланировано установить в нынешнем 2010 году.
Поезд ушел?
Однако в наши дни многое, что было нажито непосильным трудом Ющенко и его соратников, пошло прахом. Нынешний президент Украины Виктор Янукович не считает массовый голод в начале 1930-х годов геноцидом какого-либо одного народа, в том числе украинского. Об этом Янукович заявил на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). По словам украинского лидера, Голодомор был «последствием сталинского тоталитарного режима», но его нельзя называть геноцидом какой-либо конкретной нации, так как массовый голод был общей трагедией для государств, входивших в состав СССР. Янукович отметил, что голод был и в Казахстане, и в Белоруссии, и на территории России, а не только на Украине.
Новость о том, что «Янукович отменил геноцид», распространилась среди национал-патриотов с быстротой молнии. И вызвала у них возмущение едва ли не большее, чем «сдача Севастополя». Причем в пылу они даже наговорили кучу глупостей. Так, «Наша Украина» начала грозить Януковичу ответственностью за «отрицание Голодомора». А пресс-служба партии распространила воззвание, в котором обвинила его в том, что он «противопоставил себя позициям парламентов Эстонии, Австралии, Канады, Венгрии, Литвы, Грузии, Польши, Перу, Парагвая, Эквадора, Колумбии, Мексики и Латвии, которые официально признали Голодомор актом геноцида украинского народа».
Однако козырять «оранжевым», как выясняется, уже нечем. Администрация Обамы не испытывает никакого энтузиазма по поводу националистической, по своей сути, мифологии голодомора. А Евросоюз, похоже, только рад, что на Украине наконец появился новый, политически вменяемый и прагматически настроенный президент, который не будет доставать их своими вздорными прожектами и устраивать «газовые войны».
http://www.win.ru/Mysteries-of-History/4548.phtml