Широкая масленица, ты с чем уйдёшь?

Александр Лукин 
0
24.02.2009 264

Пришла она, как водится «со весельем да с радостью, и со всякою сладостью, с пирогами, чадьями да с блинами горячими, скоморохами-гудошниками, с дударем да с волынками, со пивами ячменными, со медами свячёнными, поиграть, позабавиться с молодыми, со молодками, покататься да потешиться с бубенцами валдайскими...» Ну, а уйдёт она не так...

23 февраля - 1 марта - седмица сырная (масленица)

Всем известна разухабистая песня Ерёмки из оперы русского композитора XIX века Александра Николаевича Серова «Вражья сила»: «Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки балалайку», — и дальше следуют вопросы к масленице: «Ты с чем пришла? ты зачем пришла? и ты с чем уйдёшь?»

«Велики мои проводы, поведут вон из города на санях на соломенных да с упряжкой мочальною... с бородою кудельною, с головою похмельною, с кафтанами пропитыми да с носами разбитыми...»

Ничего не попишешь, такое отношение к масленице в нашем народе: гуляй напропалую, ешь, пей, веселись. Завтра наступает Великий пост — ничего этого уже не будет!

Такое же отношение к времени, предшествующему Великому посту, у большинства христианских народов мира. У католиков, к примеру, масленица называется ещё более выразительно — карнавал. Слово это буквально происходит от латинского отчаянного вопля: «Мясо, прощай!» — «Сагпе, уаlе!» И вот, горюя о предстоящем великопостном воздержании, европейцы бешено предавались веселью, обжорству и пьянству.

Из Европы карнавал перекочевал в Америку, где родилось такое известнейшее явление, как бразильский карнавал в Рио. Правда, в нынешней безбожной Европе, да, наверное, и в Южной Америке, карнавалят уже не в преддверии Великого поста, а так — по традиции. В Бразилии скачут и пляшут полуголые, а то и почти голые. В Венеции наряжаются в красивые пышные одежды, надевают причудливые маски, порой страшноватые. Но едва ли по ту и другую сторону Атлантики после карнавалов прекращают вкушать скоромную пищу.

Да и у нас большая часть русского населения не постится. Хотя в последнее время иногда приходится слышать, как продавцы жалуются: «С этими постами, будь они неладны, продажи мяса падают!»

Но обычай бурно проводить масленицу, чисто языческий, соблюдают все. Это, пожалуй, единственный праздник, который несёт в себе столь яркие языческие черты: проводы зимы, сожжение её соломенного чучела, пляски, гулянья...

Для православного человека масленица — приуготовление к Великому посту. Для истинно верующего и соблюдающего православные обычаи человека это не дни отчаянного набивания брюха, а радостная пора подготовки к встрече святой Четыредесятницы.

«Радость моя, наступает пора покаянная...», — поёт в одной из своих дивных песен иеромонах Роман (Матюшин). Кстати, само название «масленица» не такое уж и древнее. В письменных источниках оно появляется с XVI века, во времена Ивана Грозного. Ранее неделю перед Великим постом назыали, как и сейчас в церковной среде, сырной седмицей.

Обычай соблюдать сырную седмицу появился в VII веке при византийском императоре Ираклии. Воюя против персидского царя Хозроя, Ираклий дал обет Господу, что, если Бог пошлёт ему победу, он перестанет есть мясо в последнюю неделю перед Великим постом. Победа была одержана и обет соблюдён. А затем он вошёл в обычай. Церковь одобрила этот постепеный переход к великопостному воздержанию. Семь дней перед святой Четыредесятницей можно есть всё, кроме мяса.

Каждый день масленицы, как известно, имеет своё наименование и значение. Это хороший обычай, но соблюдать его надо тоже по-христиански.

Понедельник называется «встреча». Можно уже начинать печь блины. В древности их пекли как символ весеннего солнца. Ничего дурного в этом символе нет. Блин и впрямь похож на солнышко, а когда он горячий — на летнее солнышко. В старые времена блины, испечённые в первый день масленицы, относили нищим, заключённым, лежащим в больницах. Прекрасный обычай. Неплохо бы его и сейчас соблюдать!

Вторник называется «заигрыши>>. Молодёжь с утра каталась с гор, веселилась. Праздник набирал обороты. Приглашали вечером на блины в гости родных, знакомых, близких по роду или по духу.

Среда носит название «лакомка». По обычаю, зять шёл есть блины к тёще. А в храмах уже начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Широкая масленица, про которую в опере Серова поёт Ерёмка, — это четверг. В старину народ в этот день, как сейчас говорят, «отрывался по полной». Катания с гор, на качелях-каруселях веселье, кулачные бои, так хорошо показанные в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Что ж, в сей день не грех и попировать. Но помните, что ни в одном своём уставе и постановлении Церковь не даёт благословения на обжорство и пьянство.

Пятница — «тёщины вечёрки». На сей раз зятья приглашали тёщ на блины. Так же, как и в среду, полагается угощаться вечером, а днём поститься.

Суббота — «золовкины поси¬елки». Невестки угощают золовок, то есть сестёр своих мужей. Веселье ещё продолжается, но уже начинает гаснуть. Ведь послезавтра уже Великий пост!

Наконец, наступает последний день масленицы — «Прощёное воскресенье». Все говорят
друг другу:
—Прости меня, Христа ради.
—Бог простит, и я прощаю.
Мне этот масленичный обычай кажется самым красивым, самым трогательным.

В последний день масленицы ещё можно и повеселиться, и попировать, но лучше не увлекаться. А то бывает так, что накупят всего, не съедят, а на другой день жаль выбрасывать. Великий пост уже наступил, а надо вчерашнее доедать. И кто-нибудь один говорит:
—Ладно, возьму этот грех на себя. Не такие уж мы богатые, чтобы выкидывать.

Бывает и хуже: настал первый день Великого поста, а человек ещё мучается похмельем — так рьяно отгулял масленицу!

Лучше в Прощёное воскресенье быть поскромнее и уже ограничить себя в пище, забывать про мирское веселье, думать о завтрашнем дне, готовиться к возвышенному, небесному веселью духа, которое приходит к нам вместе с началом божественного воздержания.

В старину по окончании сырной седмицы ещё кадили благовониями, изгоняли из домов разудалую масленицу, чтобы пахло в доме там не яствами и напитками, а ладаном. Многие теперь вернулись к этому доброму обычаю.

Чем больше человек воцерковлён, тем меньше в нём тяга к бурному проведению сырной седмицы. Хочется поста, ждёшь его, как доброго друга, желающего тебе настоящего блага.

Если есть возможность съездить на сырной седмице в Египет — побывайте у христиан-коптов, вы будете удивлены. Они не веселятся. Копты, в отличие от всех остальных христиан, масленицу и карнавал не празднуют, а сырную неделю они взяли и «приплюсовали» к Великому посту. Так что он у них начинается на неделю раньше. В коптских монастырях в последнюю неделю перед Четыредесятницей уже усердно молятся и даже никого к себе не пускают: ни гостей, ни туристов, ни паломников.

Конечно, я не призываю к такой же строгости. Но умеренность во время масленицы доброму христианину не повредит. Кстати говоря, на то, что седмица перед Четыредесятницей — это уже лёгкий пост, указывает церковное воспрещение в это время заключать браки. В каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения готовящихся к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах аскетизма. В сырную пятницу вспоминаются крестные страдания Спасителя, а в субботу Церковь творит память всех святых преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, и синаксарь (собрание сведений о святых лицах и праздниках) в эту субботу начинается стихами: «Душам праведным, их же память присно пребывает: жертвы покаяния приношу словеса».

Кроме того, в Неделю мясо¬пустную читаются слова апостола Павла из послания к римлянам: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света (13, 12). Ядый не ядущего да не укорят; и неядый ядущаго да не осуждает»(14, 3).

Обычай прощать друг друга перед Великим постом — древнейший. Он оставлен нам первыми отцами-пустынниками Египта. А при Иване Грозном он так описывался: «Митрополиты, архиепископы, епископы, благословиша Царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святыя Четыредесятницы совершити».

О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своём об уединённой жизни Александрийский Патриарх Феофил, живший ещё в IV веке по Рождестве Христовом. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, представляет в пример пощения ветхозаветных постников: Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. А святой Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал: «Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения».

В Прощёное воскресенье в церквях вспоминается изгнание прародителей наших Адама и Евы из райских кущей. Синаксарь в Неделю сырную начинается словами: «Мир с родоначальники горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими».

На литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.

И просьба к ближним: «Простите меня, грешного!» — лучшее начало для духовного очищения перед Великим постом!

http://www.russdom.ru/node/1256

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Лукин
Все статьи Александр Лукин
Последние комментарии
Зачем России феминизм?
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.10.2021 18:11
О риске возникновения тромбоза при COVID-19
Новый комментарий от Советский недобиток
13.10.2021 17:50
Антиваксеры как пособники мировой закулисы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.10.2021 17:45
Между живыми и мёртвыми: политические партии сегодня
Новый комментарий от Кирилл Д.
13.10.2021 17:23
Чудо и мифы
Новый комментарий от SV131166
13.10.2021 16:02
«Система давно опорочила саму себя»
Новый комментарий от Андрей Карпов
13.10.2021 14:37