Широкая масленица, ты с чем уйдёшь?

0
475
Время на чтение 6 минут

Пришла она, как водится «со весельем да с радостью, и со всякою сладостью, с пирогами, чадьями да с блинами горячими, скоморохами-гудошниками, с дударем да с волынками, со пивами ячменными, со медами свячёнными, поиграть, позабавиться с молодыми, со молодками, покататься да потешиться с бубенцами валдайскими...»  Ну, а уйдёт она не так...

23 февраля - 1 марта - седмица сырная (масленица)

Всем известна разухабистая песня Ерёмки из оперы русского композитора XIX века Александра Николаевича Серова «Вражья сила»: «Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки балалайку», — и дальше следуют вопросы к масленице: «Ты с чем пришла? ты зачем пришла? и ты с чем уйдёшь?»

«Велики мои проводы, поведут вон из города на санях на соломенных да с упряжкой мочальною... с бородою кудельною, с головою похмельною, с кафтанами пропитыми да с носами разбитыми...»

Ничего не попишешь, такое отношение к масленице в нашем народе: гуляй напропалую, ешь, пей, веселись. Завтра наступает Великий пост — ничего этого уже не будет!

Такое же отношение к времени, предшествующему Великому посту, у большинства христианских народов мира. У католиков, к примеру, масленица называется ещё более выразительно — карнавал. Слово это буквально происходит от латинского отчаянного вопля: «Мясо, прощай!» — «Сагпе, уаlе!» И вот, горюя о предстоящем великопостном воздержании, европейцы бешено предавались веселью, обжорству и пьянству.

Из Европы карнавал перекочевал в Америку, где родилось такое известнейшее явление, как бразильский карнавал в Рио. Правда, в нынешней безбожной Европе, да, наверное, и в Южной Америке, карнавалят уже не в преддверии Великого поста, а так — по традиции. В Бразилии скачут и пляшут полуголые, а то и почти голые. В Венеции наряжаются в красивые пышные одежды, надевают причудливые маски, порой страшноватые. Но едва ли по ту и другую сторону Атлантики после карнавалов прекращают вкушать скоромную пищу.

Да и у нас большая часть русского населения не постится. Хотя в последнее время иногда приходится слышать, как продавцы жалуются: «С этими постами, будь они неладны, продажи мяса падают!»

Но обычай бурно проводить масленицу, чисто языческий, соблюдают все. Это, пожалуй, единственный праздник, который несёт в себе столь яркие языческие черты: проводы зимы, сожжение её соломенного чучела, пляски, гулянья...

Для православного человека масленица — приуготовление к Великому посту. Для истинно верующего и соблюдающего православные обычаи человека это не дни отчаянного набивания брюха, а радостная пора подготовки к встрече святой Четыредесятницы.

«Радость моя, наступает пора покаянная...», — поёт в одной из своих дивных песен иеромонах Роман (Матюшин). Кстати, само название «масленица» не такое уж и древнее. В письменных источниках оно появляется с XVI века, во времена Ивана Грозного. Ранее неделю перед Великим постом назыали, как и сейчас в церковной среде, сырной седмицей.

Обычай соблюдать сырную седмицу появился в VII веке при византийском императоре Ираклии. Воюя против персидского царя Хозроя, Ираклий дал обет Господу, что, если Бог пошлёт ему победу, он перестанет есть мясо в последнюю неделю перед Великим постом. Победа была одержана и обет соблюдён. А затем он вошёл в обычай. Церковь одобрила этот постепеный переход к великопостному воздержанию. Семь дней перед святой Четыредесятницей можно есть всё, кроме мяса.

Каждый день масленицы, как известно, имеет своё наименование и значение. Это хороший обычай, но соблюдать его надо тоже по-христиански.

Понедельник называется «встреча». Можно уже начинать печь блины. В древности их пекли как символ весеннего солнца. Ничего дурного в этом символе нет. Блин и впрямь похож на солнышко, а когда он горячий — на летнее солнышко. В старые времена блины, испечённые в первый день масленицы, относили нищим, заключённым, лежащим в больницах. Прекрасный обычай. Неплохо бы его и сейчас соблюдать!

Вторник называется «заигрыши>>. Молодёжь с утра каталась с гор, веселилась. Праздник набирал обороты. Приглашали вечером на блины в гости родных, знакомых, близких по роду или по духу.

Среда носит название «лакомка». По обычаю, зять шёл есть блины к тёще. А в храмах уже начинают читать великопостную молитву великого восточного подвижника IV века преподобного Ефрема Сирина с поклонами: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Широкая масленица, про которую в опере Серова поёт Ерёмка, — это четверг. В старину народ в этот день, как сейчас говорят, «отрывался по полной». Катания с гор, на качелях-каруселях веселье, кулачные бои, так хорошо показанные в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Что ж, в сей день не грех и попировать. Но помните, что ни в одном своём уставе и постановлении Церковь не даёт благословения на обжорство и пьянство.

Пятница — «тёщины вечёрки». На сей раз зятья приглашали тёщ на блины. Так же, как и в среду, полагается угощаться вечером, а днём поститься.

Суббота — «золовкины поси¬елки». Невестки угощают золовок, то есть сестёр своих мужей. Веселье ещё продолжается, но уже начинает гаснуть. Ведь послезавтра уже Великий пост!

Наконец, наступает последний день масленицы — «Прощёное воскресенье». Все говорят
друг другу:
—Прости меня, Христа ради.
—Бог простит, и я прощаю.
Мне этот масленичный обычай кажется самым красивым, самым трогательным.

В последний день масленицы ещё можно и повеселиться, и попировать, но лучше не увлекаться. А то бывает так, что накупят всего, не съедят, а на другой день жаль выбрасывать. Великий пост уже наступил, а надо вчерашнее доедать. И кто-нибудь один говорит:
—Ладно, возьму этот грех на себя. Не такие уж мы богатые, чтобы выкидывать.

Бывает и хуже: настал первый день Великого поста, а человек ещё мучается похмельем — так рьяно отгулял масленицу!

Лучше в Прощёное воскресенье быть поскромнее и уже ограничить себя в пище, забывать про мирское веселье, думать о завтрашнем дне, готовиться к возвышенному, небесному веселью духа, которое приходит к нам вместе с началом божественного воздержания.

В старину по окончании сырной седмицы ещё кадили благовониями, изгоняли из домов разудалую масленицу, чтобы пахло в доме там не яствами и напитками, а ладаном. Многие теперь вернулись к этому доброму обычаю.

Чем больше человек воцерковлён, тем меньше в нём тяга к бурному проведению сырной седмицы. Хочется поста, ждёшь его, как доброго друга, желающего тебе настоящего блага.

Если есть возможность съездить на сырной седмице в Египет — побывайте у христиан-коптов, вы будете удивлены. Они не веселятся. Копты, в отличие от всех остальных христиан, масленицу и карнавал не празднуют, а сырную неделю они взяли и «приплюсовали» к Великому посту. Так что он у них начинается на неделю раньше. В коптских монастырях в последнюю неделю перед Четыредесятницей уже усердно молятся и даже никого к себе не пускают: ни гостей, ни туристов, ни паломников.

Конечно, я не призываю к такой же строгости. Но умеренность во время масленицы доброму христианину не повредит. Кстати говоря, на то, что седмица перед Четыредесятницей — это уже лёгкий пост, указывает церковное воспрещение в это время заключать браки. В каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения готовящихся к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах аскетизма. В сырную пятницу вспоминаются крестные страдания Спасителя, а в субботу Церковь творит память всех святых преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом, и синаксарь (собрание сведений о святых лицах и праздниках) в эту субботу начинается стихами: «Душам праведным, их же память присно пребывает: жертвы покаяния приношу словеса».

Кроме того, в Неделю мясо¬пустную читаются слова апостола Павла из послания к римлянам: «Нощь убо прейде, а день приближися. Отложим убо дела темная, и облечемся в оружие света (13, 12). Ядый не ядущего да не укорят; и неядый ядущаго да не осуждает»(14, 3).

Обычай прощать друг друга перед Великим постом — древнейший. Он оставлен нам первыми отцами-пустынниками Египта. А при Иване Грозном он так описывался: «Митрополиты, архиепископы, епископы, благословиша Царя и прощение подаша ему, а архимандриты, игумены и честные старцы также прощение подаша ему и от него прощение купно получиша; получив же благословение и прощение к подвигу постному, тщашеся духовный подвиг святыя Четыредесятницы совершити».

О церковном воспоминании изгнания прародителей из рая в сырную неделю говорит в письме своём об уединённой жизни Александрийский Патриарх Феофил, живший ещё в IV веке по Рождестве Христовом. Святитель при вступлении в Четыредесятницу, говоря о важности поста и молитвы, представляет в пример пощения ветхозаветных постников: Давида, Ананию, Азарию, Мисаила. А святой Григорий Нисский при вступлении в Четыредесятницу поучал: «Все вы, любящие Бога паче, нежели удовольствия чрева, с радостию и благодушием вступите во дни поста. Может ли называться мужественным тот борец, который еще при начале подвигов обнаруживает скорбное малодушие? Не печальтесь подобно детям, ведомым в училище, не ропщите на дни очищения».

В Прощёное воскресенье в церквях вспоминается изгнание прародителей наших Адама и Евы из райских кущей. Синаксарь в Неделю сырную начинается словами: «Мир с родоначальники горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими».

На литургии в воскресный день сыропустной седмицы словами Евангелия Церковь благовествует нам о том, что нужно для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.

И просьба к ближним: «Простите меня, грешного!» — лучшее начало для духовного очищения перед Великим постом!

http://www.russdom.ru/node/1256

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Юрьевич Лукин
Земная ось
Рассказ
22.03.2012
Благодатный огонь Сергия Радонежского
615 лет назад преставился преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. †8 октября, 1392 год
08.10.2007
Все статьи Александр Юрьевич Лукин
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.12.2024 08:55
Два чуда Воскресения Христа: мощи пошли, и огонь сходит
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 08:27
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
20.12.2024 08:07
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от viner
20.12.2024 08:02
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Новый комментарий от Александр Волков
20.12.2024 07:26
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.12.2024 07:23
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
Новый комментарий от Ленчик
20.12.2024 06:36