Первый свой визит после избрания на Патриарший престол Церкви Русской избранный и нареченный Патриархом митрополит Кирилл нанес в обитель преподобного Сергия. О роли первоиерархов Русской Церкви в истории её главной монашеской обители рассказывается в статье профессора архимандрита Макария (Веретенникова).
Особую роль в возрождении русского общества и государства в тяжёлое время золотоордынского ига сыграли монашеские обители. Примерно за столетие, 1340 - 1440 годы, куликовское поколение русских людей основало на Руси около 150 монастырей. Как пишет замечательный историк В.О.Ключевский, "древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы". Это были молитвенники и ходатаи пред Богом за землю Русскую. И среди них ярко сияет имя великого светильника нашей Церкви - преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.).
Монашеский постриг Преподобный восприял в 1337 году и этот год является датой основания Троицкого монастыря. По благословению Всероссийского Митрополита Феогноста (†1353; пам. 14 марта) преподобный Сергий основал на горе Маковец храм во Имя Живоначальной Троицы. Слава о молитвенных подвигах Радонежского подвижника постепенно стала известна не только в России, но и в столице Византии. Константинопольский Патриарх Филофей прислал Преподобному крест и параманд в благословение на последующие молитвенные подвиги. В его грамоте подавалось благословение Радонежскому игумену ввести общежительный устав в монастыре. Преподобный Сергий испросил на это благословение и у святителя Алексия (†1378; пам. 12 февр.). "Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, желая иметь его своим преемником". Святые подвижники "подвизались каждый на своем поприще, делали одно общее дело... Это дело - укрепление Русского государства, над созиданием которого по-своему трудились Московские князья ХIV в. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Руси Митрополитом Петром".
Перед своей кончиной игумен Сергий повелел братии похоронить себя на братском кладбище. Однако Митрополит Киприан (†1406: пам. 16 сент.) благословил погребсти останки почившего первого игумена обители в созданной им Троицкой церкви. В Похвальном Слове старца Епифания Премудрого говорится об этом: "...преосвященный Митрополит Киприан, пересмотрев и рассудив в себе, како и где погребется блаженный, и благослови, и повели им положити его в церкви, на правей стране, еже и бысть". В 1422 году, тридцать лет спустя после кончины Преподобного, при Митрополите Фотии (†1431; пам. 2 июля) и при игумене Никоне († 1426; пам. 17 нояб.) началось строительство нового каменного собора и при этом произошло открытие мощей основателя Троицкой обители и светильника земли Русской.
Со временем настоятели Троицкой обители начинают избираться в Предстоятели Русской Церкви. В конце XV века был поставлен Митрополит Симон (1495 - 1511). Недолго занимал кафедру Митрополит Иоасаф (1539 - 1542), скончавшийся затем на покое в Троицком монастыре. В XVI веке происходит возвышение обители преподобного Сергия: она становится первейшей в Русской Церкви, её настоятель становится архимандритом. В Соборной грамоте святителя Макария († 1563; пам. 30 дек.), данной в 1561 году первому Троицкому архимандриту Елевферию, говорится об особенностях совершения им Богослужения, указаны также приписные к Троицкой обители монастыри.
Предстоятели Русской Церкви возводили Троицких настоятелей на архиерейские кафедры. Троицкий постриженик, Митрополит Кирилл III (1568 - 1572), поставил игумена приписного Махрищского монастыря Варлаама на Суздальскую кафедру (†1585; пам. 21 авг.). Последний Митрополит Московского царства, святитель Дионисий (1581 - 1586), освятил в 1585 году Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре и совершил переложение мощей преподобного Сергия в новую раку.
В 40-х годах XVII века старец Троицкой обители Симон (Азарьин) написал новую редакцию Жития преподобного Сергия. Он максимально собрал все письменные источники XV - XVII века о жизни и чудесах преподобного Сергия и его труд был издан Московским печатным двором. Автор-составитель отметил первые визиты Восточных Патриархов в обитель преподобного Сергия Радонежского: "Первое бысть во Святей России и в Сергиеве монастыре Святейший Иоаким Патриарх Великия Антиохии. И потом Святейший Вселенский Иеремия Патриарх Царяграда, иже и Патриаршества саном украсил престол Российский, поставил на Москве в Патриархи преосвященнаго Митрополита Иова". Совершали паломнические поездки в обитель Радонежского угодника Всероссийские Патриархи. У его святых мощей получил исцеление от своих недугов Патриарх Иосиф (1642 - 1652).
Из настоятелей Троицкой обители на Первосвятительский престол был возведён Святейший Патриарх Иоасаф II (1667 - 1672). Последний Патриарх XVII века Адриан освятил Трапезный храм во имя преподобного Сергия. В 1690 году был составлен Акафист преподобному Сергию, который затем был поднесен Патриарху Адриану. Предстоятели Русской Церкви давали вклады в обитель преподобного Сергия на молитвенную память.
С 1742 года Троицкому монастырю, согласно указа императрицы Елизаветы, был усвоен статус Лавры. Начиная со времени митрополита Платона (Левшина; † 1812), Московский иерарх является священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Ныне это служение совершают Святейшие Патриархи.
В обители преподобного Сергия погребены четыре Предстоятеля Русской Церкви: Всероссийские Митрополит Феодосий († 1475) и святитель Иоасаф († 1555; пам. 27 июля), а в наше время в крипте под Успенским собором нашли место своего упокоения Патриархи Алексий I (†1970) и Пимен (†1990).
В советское время Лавра была закрыта и о её открытии проявил особую заботу Патриарх Алексий I. Его преемник, Патриарх Пимен, принял монашеский постриг в Лаврском скиту во имя Параклита, в 1954 - 1957 годах он был наместником Троицкой Лавры, а в 1971 году был призван к Патриаршему служению на Поместном Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь заседал юбилейный Собор, созванный по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси, на котором впервые в наше время было совершено прославление целого лика русских святых.
Святейший Патриарх Алексий II (1990 - † 2008), как и Патриарх Пимен, также был избран на Соборе в Троице-Сергиевой Лавре. При этом был канонизован святой праведный Иоанн Кронштадтский († 1908; пам. 20 дек.). В 1992 году было отмечено 600-летие со дня преставления преподобного Сергия. На проходившем в этот год в Москве архиерейском Соборе Русской Церкви под председательством Патриарха Алексия II были прославлены родители преподобного Сергия - преподобные Кирилл и Мария († ок. 1337; пам. 19 янв.). Десять лет спустя, в Великий пост 2002 года, в канун Торжества Православия Святейший Патриарх открыл памятник преподобному Сергию на площади у лаврской стены.
По благословению Главы Церкви Троице-Сергиева Лавра украсилась памятями своих святых. Глава Церкви сам во время Богослужения совершил канонизацию местночтимого святого - наместника преподобного Антония († 1877; пам. 12 мая). Были причислены к лику святых священномученики архимандриты Сергий († 1922; пам. 31 июля) и Кронид († 1937; пам. 27 нояб.), а также старец Варнава († 1906; пам. 17 февр.). По благословению Святейшего произошло открытие мощей святителей Филарета († 1867; пам. 19 нояб.) и Иннокентия († 1879; пам. 31 марта), погребённых в Лавре, а также - преподобного Максима Грека (†1556; пам. 21 янв.). В 2004 году было совершено перенесение мощей святителя Филарета из Лавры в храм Христа Спасителя в Москве.
В наше время впервые в истории Лавры её наместник был почтён возведением в сан епископа, став викарием Главы Церкви. Из Троицкой братии были рукоположены епископ Нижегородский Георгий (2003), возведённый вскоре в сан архиепископа, епископ Саратовский Лонгин (2003), епископ Кемеровский Аристарх (2006). При совершении Божественной Литургии в Лавре Святейший Патриарх рукополагал троицкую братию в священный сан. Во время пасхальных Богослужений он традиционно награждал братию церковными наградами, совершая затем крестный ход вокруг Успенского собора с водоосвящением.
Памятно всем чтение Святейшим Великого покаянного канона святителя Андрея Критского на первой седмице Великого поста и последующая Литургия преждеосвященных Даров с молебном мученику Феодору Тирону. В день памяти преподобного Сергия в Лавре совершаются торжественный Богослужения, в которых участвуют множество архиереев Русской Церкви и которые возглавляет Святейший Патриарх, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. В Богослужении участвовали нередко Предстоятели других Православных Церквей.
Патриаршие Богослужения в престольные праздники лаврских храмом всегда собирали множество богомольцев. В праздник Святой Троицы Святейший Патриарх совершал Богослужение в древнейшем соборе Лавры с чтением Акафиста на малой вечерни. Престольный праздник в домовом храме праведного Филарета праведного Филарета Патриарших покоев обязательно сопровождался совершением панихиды в крипте Смоленского храма на могиле митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича; †1961). По дороге в Лавру Святейший Патриарх благоговейно поклонялся родителям аввы Сергия - преподобным Кириллу и Марии в Покровском монастыре в Хотьково.
В Лавре могли проходить заседания Священного Синода Русской Церкви во главе со Святейшим Патриархом, или же состояться деловые встречи, а также награждения сотрудников и благотворителей Лавры.
Всегда помнил Святейший Патриарх о большой келье преподобного Сергия - Духовных Школах. Об этом свидетельствуют его посещения Академии в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы и награждения профессорско-преподавательского состава. Его послания и телеграммы к началу учебного года, к престольному празднику и к выпуску были всегда очень назидательны. Он возглавлял праздничные Богослужения, годичные акты, выпуски учащихся, вручая документы выпускникам Школы.
Время Святейшего Патриарха Алексия - время возрождения храмов и монастырей Русской Церкви. При Патриархе Алексии Лавре стали возвращаться храмы и скиты, различное другое имущество. Его постоянное внимание и забота о Лавре постоянно чувствовались, он всегда внимательно вникал в документацию из Лавры, помогая решению возникавших различных вопросов. Можно сказать, что последним деянием Святейшего Патриарха по отношению к Лавре явилось награждение наместника епископа Феогноста орденом князя Владимира, хотя вручить орден он уже не смог.
Приезд в Лавру её священноархимандрита - это благоговейная радость, начинающаяся с его встречи в Святых вратах и последующее шествие в Троицкий собор с пением. На трапезах, преподавая первосвятительское благословение, он всегда призывал братию Лавры творить молитвы о мире в Церкви, о единстве верующей паствы и твёрдом стоянии в Православии. Особая роль в возрождении Церкви и Православия в наши дни принадлежит священноархимандриту Свято-Троице-Сергиевой Лавры, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
http://bogoslov.ru/text/379221.html