Человек и его вера. Хирург Василий Агапов

Телепрограмма 29.11.2008

Новости Москвы 
0
873
Время на чтение 11 минут

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия». Сегодня  мы снова обращаемся к теме: «Человек и его вера». Путь к ней у каждого свой. Что вера меняет в самом человеке и в его отношении к тому делу, которым он занимается? Особенно, если от правильности его решения зависит жизнь человека. Сегодня гость нашей программы - один из ведущих хирургов страны, заслуженный врач России, профессор Василий Агапов. Но сначала о том, что было важным в церковной жизни прошлой недели.

Сюжет: Фестиваль «Вера и слово»

Третий международный фестиваль православной журналистики «Вера и слово» собрал около 300 представителей церковной прессы из России, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Участники фестиваля делились опытом и говорили о том, какой должна быть православная журналистика.

Климент, митрополит Калужский и Боровский: - Задача Церкви - приводить ко Христу, и журналисты должны этому содействовать.

Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии: -  Церковная журналистика повысила свой профессионализм. Теперь и в светских СМИ работают журналисты, способные адекватно говорить о церковных проблемах.

Участники форума говорили о миссии и социальной работе Церкви, о взаимодействии со светской прессой и о вызовах современного мира.

Сергей Чапнин, исполнительный директор фестиваля «Вера и слово»: - Мы вступаем в период кризиса, который затронет и церковные СМИ, и одним из главных вопросов, который обсудим - как в условиях кризиса сохранить церковные СМИ и удержать заявленную нами высокую планку.

Валерий Фадеев, член Общественной палаты России: - Кризис будет полезен, чтобы встряхнуть нас всех, и журналистов тоже. Он позволит нам найти новые пути развития страны.

Многие из участников фестиваля приехали за тысячи километров, для того, чтобы поделиться опытом и своим видением будущего православной журналистики.

Александр Акулов, генеральный директор фестиваля «Покров» (Киев): - Надеюсь, что будет больше активных православных журналистов, а событий хватит - они происходят каждый день .

***

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Напоминаю, что тема нашей сегодняшней передачи: «Человек и его вера». Наш гость - известный хирург,  заведующий кафедрой экстремальной медицины Института повышения квалификации Минздрава России главный врач 119-й московской больницы профессор Василий Агапов.

Сюжет: Больница доктора Агапова

Галина Стрельченко:  - Когда я просила у Бога, чтобы он помог мне выжить, кроме любви к близким и их поддержки меня ничего не интересовало. Именно это я и просила у Бога, чтобы остаться живой.

Галину Стрельченко буквально с того света вытащил хирург Василий Агапов. 

Один из ведущих хирургов страны, доктор медицинских наук Василий Константинович Агапов окончил медицинский институт и Военно-медицинскую академию. Много лет работал в воинских частях, возглавлял различные медицинские учреждения. Был заместителем министра здравоохранения России. Заслуженный врач Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой экстремальной медицины

В 1999 году Василия Константиновича Агапова назначили главным врачом 119-й клинической больницы  Федерального медико-биологического агентства.  Тогда сразу  пришлось решать массу хозяйственных проблем.  А еще делать по 600-700 операций в год.

Больница - это особый мир. Здесь живут немного иначе, чем в обычной жизни. Люди делятся на больных и здоровых. Но и те и другие приходят сюда в храм  великомученика и целителя Пантелеимона. - помолиться, попросить помощи, исповедаться и причаститься. В 119-й больнице вот уже десять лет существует домовая церковь.

Татьяна Зотова, врач-невролог: - Есть функциональные больные, которым нужна в большей степени духовная помощь и, видя это, мы советуем им обращаться за помощью к Господу. Этот совет выполним - наш храм рядом. Наши больные , как правило, откликаются. Есть пациенты, которые являются глубоко верующими людьми, есть начинающие, а есть люди. Которые побыв у нас на лечении, потом становятся прихожанами какого-либо храма.  

Последнее время ко всем многочисленным обязанностям прибавилось и строительство нового храма, начавшееся весной этого года. Средства на него пожертвовала Галина Стрельченко.

Галина Стрельченко:  - Чтобы в тяжелые моменты у нас была надежда. Чтобы, глядя в эти окна, росла вера в то, что есть Бог и Он поможет.

И врач, и его пациентка  очень надеются, что первая служба в новом храме во имя   мученицы Галины пройдет на Рождество.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Здравствуйте, Василий Константинович! А какой был Ваш собственный путь к вере? Вы с детства верующий, или стали им уже в зрелом возрасте?

Василий Агапов: - Меня окрестили чужие люди, чтобы никто не узнал, что родители-врачи крестят своего сына. Я был не воцерковлен, но, видимо, Господь послал испытания: возникли проблемы со здоровьем. Это было в 1995 году я и пришел к вере, воцерковился. Я сначала не знал где исповедоваться, причащаться, немного супруга подсказывала. Затем я прооперировался, пришел в храм заказать благодарственный молебен, с этого все и началось. С 1999 года я очень сильно приник и приобщился к Троице-Сергиевой лавре, нашему главному монастырю, и, Слава Богу, до сих пор они нас окормляют духовно, а мы их лечим физически.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Замечательное взаимодействие духовного и телесного врача. Когда врач каждый день сталкивается с болью и страданием, не притупляется ли у него чувство милосердия, не становится ли он равнодушным?

Василий Агапов: - Я не могу сказать за всю нашу медицину. Часто говорят: «Почему врач плохо принимает, не улыбается, какой-то бездушный?», а врач пришел утром на работу, отработал день, отдежурил ночь, отработал следующий день и на вторые сутки он почему-то не улыбается, а если это еще и женщина, то у нее еще и домашние заботы. Это не бездушие, это просто физическая усталость. Хотя, наверное, есть врачи, которым все безразлично. Сейчас 75% врачей уходят из медицины сразу после окончания института.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Они уходят, потому что их эта профессия не обеспечит всем необходимым или у них просто нет призвания?

Василий Агапов: - У них нет призвания. Они поступили и ушли. Почетно, прилично стать врачом, а потом становятся менеджерами, приходят ко мне как к администратору после 5-8 лет: «Хочу теперь стать врачем», а время уже ушло, не надо уже быть врачом.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Мне рассказывал один хирург, очень хороший хирург, что, когда он оперирует человека, он не думает о том человеке, который перед ним находится. Действует чисто профессионально. И не может оперировать близких людей, потому что во время операции начинают действовать эмоции, и он боится ошибиться. А не заставляет ли профессия врача, хирурга, отгородиться от чужой боли и страдания?

Василий Агапов: - Есть такие специальности как: учитель, врач, священник, без призвания они преступники, они не имеют права работать и как здесь можно отгородиться. Анатомическое, физическое и духовное все взаимосвязано. Надо работать с человеком, а не с его кровеносной системой или желудком.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Помощь страдающим и  больным всегда была одной из задач нашей Церкви. Традиция открывать храмы и часовни в больницах в России существовала всегда. После революции  она прервалась на многие годы. Но с возрождением Церкви в 90-х снова возобновилась. Только в Москве сейчас  15 больничных храмов.

Сюжет: Храм в институте Склифосовского

200 лет назад, в память о горячо любимой жене, в Москве, на Сухаревской площади, граф Шереметев построил странноприимный дом для бедных и больных на 100 мест. Во время войн и революций обитель милосердия становилась госпиталем.

В центральной части здания располагалась домовая церковь. Этот трехпрестольный Троицкий храм мог вместить более тысячи человек.  В 20-е годы прошлого столетия храм закрыли.  А  Шереметьевская больница стала называться НИИ скорой помощи имени Склифосовского, в честь знаменитого хирурга, профессора петербургской Медико-хирургической академии.

Сегодня   это многопрофильное медицинское учреждение, которое принимает около 50 тысяч человек в год. Как правило, сюда попадают на «скорой», с тяжелыми травмами и совершенно для себя неожиданно.

Серьезная болезнь - нелегкое испытание, способное сломать даже очень сильного человека. Можно не сомневаться, что здесь, в больнице имени Склифосовского, человек  получит   квалифицированную медицинскую помощь. Но, порой,  он  и его родные оказываются психологически не готовыми  к тем изменениям в жизни, которые влечет за собой недуг. Очень часто   не хватает  участия со стороны, духовной и моральной поддержки.

В  начале этого года на территории   Института скорой помощи имени Склифосовского был освящен больничный храм в честь Живоначальной Троицы.

Священник Василий Секачев: - 18 лет назад Святейший Патриарх Алексий освятил первый больничный храм в городе Москве - это храм царевича Димитрия при Первой Градской больнице. Там я начинал и меня учили, что нужно делать, как говорить с людьми. Подходит женщина и говорит: «Батюшка, Вы к моей маме тоже обязательно подойдите, ей очень надо». Я подхожу, где-то в коридоре лежит мама бедная, она в полубессознательном состоянии открывает глаза, видит меня и начинает причитать: «Батюшка, только не сейчас, я жить хочу. Пожалуйста, в другой раз». Люди воспринимают приход священника так, что пора готовится, но это совсем не так. Священник приходит, чтобы люди жили. Все мы смертны, но священник приходит, чтобы принести людям от Бога мир, радость, прощение грехов.

Каждый день врачи, медсестры, больные могут сюда придти помолиться, поставить свечку, или  просто побыть в тишине. По субботам и воскресеньям здесь служиться Литургия. Можно исповедаться и причаститься.

После службы отец Василий и медсестра Людмила отправляются к тем, кто нуждается в их помощи.

Людмила Мельникова, медсестра: - Чем больше я захожу в больничное отделение, тем больше больных обращается к священнику. Однажды, в отделении нейро-хирургии мы крестили супружескую пару. Это были люди совершенно незнающие Бога, они жили в каком-то глухом селе, там не было храма, не знали кто такой Христос, они только хотели, чтобы их жизнь изменилась. После крещения мы с отцом Василием заметили, насколько их лица преобразились. После крещения  у них все стало на свои места.

***

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Всегда ли врач должен бороться за жизнь человека до конца? Ведь сегодня медицина достигла такого уровня, что врач может держать человека между жизнью и смертью очень и очень долго. Имеет ли он право уступить воле Божией и дать человеку умереть, не прибегая к сверхмедицине?

Василий Агапов: - У нас в реанимации люди лечатся, мы их вытягиваем, пытаемся вытащить. Мы ничего не экономим и , Слава Богу, для человека и день жизни это жизнь. Когда я уезжаю в отпуск, по своей самонадеянности,  думаю: «Этого вытянут, а этого 99% что нет». Потом звоню, спрашиваю про последнего, а мне говорят: «Мы его в отделение перевели». Бог не давал нашим рукам опускаться, мы его действительно лечили, держали на дыхательном аппарате, боролись с пролежнями и человек поправляется.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - А как вы относитесь к проблеме эвтаназии? Вам, наверняка, приходилось сталкиваться с такими случаями, когда страдания больных сильнее медицины. Многие считают, что в такой ситуации   милосерднее помочь человеку уйти из жизни. А вы?

Василий Агапов: - Я этого не понимаю.   У нас есть масса возможностей как человеку можно убрать боль. Когда мы видим, что ситуация патовая я его родственникам говорю: «Давайте попросим нашего священника, чтобы он его поисповедовал, пособоровал, причастил».

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - То есть современная медицина обладает достаточными средствами, чтобы человек не страдал?

Василий Агапов: - Совершенно верно. Эта проблема абсолютно надуманная.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Мы знаем, что в Средневековье врачам, хирургам приходилось идти на нарушение церковных запретов. Они препарировали трупы для того, чтобы изучить строение человека. И благодаря этому, медицина шагнула далеко вперед. Тогда это было нарушением биоэтики. А сейчас без анатомического театра невозможно себе представить существование медицины. Медицина шагнула далеко вперед. И теперь речь идет о клонировании, о пересадке органов, об использовании стволовых клеток и биоматериала   неродившихся младенцев. Как Вы относитесь к этим новым достижениям медицины как врач и как человек верующий?

Василий Агапов: - Везде есть грань разумного. Касательно пересадки органов, у нас в одном отделении пересажено уже 796 почек. Люди уходят с диализа, который они должны проходить через день и это совершенно другое качество жизни. Но когда речь идет об использовании тел неродившихся младенцев ради какого-то крема, то это недопустимо.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Василий Константинович, наверное, бывают у врачей моменты, когда он сталкивается с какой-то неизбежностью. Обращаетесь ли Вы к Богу за чудом? Бывали ли моменты когда Вы понимали, что сейчас нужно действовать Богу, обращались к Нему и Он исполнял просимое?

Василий Агапов: - К Спасителю и Божией Матери я обращаюсь каждый день, и во время молитвенного правила, и во время операций. В экстремальных ситуациях обращаюсь к Матери Божией ради иконы Ее Скоропослушницы. Бывали ситуации, когда бежит кровь и нужно ее остановить за 10 минут, если получится - человек будет жить. Обращаюсь мысленно к Божией Матери, где-то зашили и все меньше-меньше, и кровотечение остановилось, человек будет жить. А такие случаи довольно часто происходят.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Спасибо, Василий Константинович,  Бог Вам в помощь в Ваших трудах.

А сейчас - время нашей постоянной рубрики «Соотечественники».

Рубрика «Соотечественники». Вашингтон

Приход собора Иоанна Предтечи в Вашингтоне один из самых крупных в Зарубежной Церкви. В последние годы здесь все больше англоязычных православных. И потому службы идут и на церковнославянском, и на английском.   Довольно часто бывает и по две литургии в день.  А иногда, из-за большого наплыва прихожан, даже приходится снимать дополнительное помещение. 

Столичный статус сказывается и на составе прихода. Люди в собор приходят самые разные: российские дипломаты и студенты, потомки белоэмигрантов и бизнесмены из постсоветской России. Сегодня и верим, что навсегда - Русская Церковь стала единой и теперь они здесь все вместе после десятилетий разделения.

Татьяна Трубецкая: - Мой отец Александр Некрасов, он праправнук поэта Некрасова. Это была первая волна эмиграции. Они не могли представить себя вне своей Родины. Сегодня для меня это особое,  знаменательное событие, потому что это как бы завершение,   историческое завершение моего маленького мира, моей семьи.

Собор в Вашингтоне уникален и своей историей.

Протоиерей Виктор Потапов: - Это единственный храм, основанный в Америке святителем Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским. 11 сентября 49-го года  он приехал в Вашингтон, чтобы хлопотать о своей застрявшей на одном филиппинском острове пастве, их там было 5 тысяч человек.

И владыка Иоанн приехал в Вашингтон, ничтоже сумняшеся, выступил перед Конгрессом, и конгресс сделал исключение, пустили паству владыки Иоанна в Америку.

Настоятель собора протоиерей Виктор Потапов - возможно, самый известный в России священник Зарубежной Церкви. Много лет на радиостанции «Голос Америки» он вел религиозную передачу на русском языке. Отец Виктор всегда был непримиримым противником Москвы. А теперь он горячий сторонник объединения.

Протоиерей Виктор Потапов: - Я вспомнил слова владыки Василия Родзянко, который всегда нам говорил, что нужно причащаться вместе, а потом во всем остальном мы разберемся. И я думаю, что он был прав.

Во время пребывания делегации из Москвы на могиле владыки Василия Родзянко была отслужена совместная панихида.

Протоиерей Виктор Потапов: - Нет другого человека, который столько сделал для объединения церквей и для России, как человек, который похоронен на этом месте. Приснопамятный владыка Василий. Царствие  ему Небесное.

Для разных поколений наших соотечественников этот русский храм в столице США стал живой связью с Родиной. И в прежние времена, когда Россия была так далеко, и теперь, когда она ближе.

Ведущий - протоиерей Алексий Уминский: - Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира.   Через неделю мы встретимся снова. Я буду отвечать на ваши вопросы. Можно ли в сегодняшней жизни жить по Евангелию?  Что отличает   евангельские заповеди от общечеловеческих ценностей? Поговорим об этом через неделю.    Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!

http://www.sedmitza.ru/text/536054.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Уминский
Все статьи Священник Алексий Уминский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 12:56
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 12:22
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 12:08
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Человек
22.11.2024 09:58
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56