Почему в церкви столько злых людей?

Новости Москвы 
0
955
Время на чтение 5 минут

Письмо в редакцию

«...Недавно я зашел в церковь поставить свечку перед экзаменом. И только хотел это сделать, как услышал сзади какое-то шипение. Ко мне обращался некий мужчина в синем халате и с длиннющей бородой. Злобно шипя, он велел мне немедленно уйти с женской половины церкви. Я пошел ставить свечку в другое место, но на сей раз оказалось, что я наступил на какой-то коврик, и его с такой силой вырвали у меня из-под ног, что я чуть не упал. Я стал спрашивать, куда же все-таки можно поставить свечку, но тут подбежал тот мужчина в синем халате и сказал, что только безбожники разговаривают во время чтения Евангелия, поэтому прежде чем приходить в храм Божий, надо научиться себя здесь вести, и указал мне на дверь.
В институте, где я учусь, есть люди, которые постоянно ходят в церковь. Я спросил у них о том, что же произошло, но получил ответ, что в церкви это случается довольно часто, но надо смотреть не на других, а на себя. Но я-то всего лишь зашел поставить свечку! Неужели хамить другим, а потом указывать им, чтобы смотрели на себя, - это и есть православие? Раньше я думал, что оно учит добру, любви и справедливости, а теперь сомневаюсь - если это действительно так, то почему в церкви столько злых людей?»

Григорий


Отвечает протоиерей Алексей Уминский:

К сожалению, среди нас немало очень плохо воспитанных людей, мы все переживаем, что в храмах есть «дядьки» и «тетки», которые злобствуют, выгоняют из церкви впервые пришедших туда людей. Но как священник я точно знаю, что ни одного человека, который истинно тянулся к Богу, ко Христу, «дядьки» не отпугнули. Да, они испортили настроение, заставили плакать, сделали человеческую жизнь в этот момент горькой и невыносимой. Но Господь этих людей утешил - Он им Себя открыл.

А «дядьки» есть везде и будут всегда. Кого Христос выгонял из храма бичом? Торгующих. Но вспомним, что представлял из себя Соломонов храм 2000 лет назад? Это было единственное (!) место на земле, где люди молились истинному Богу. Не было другого священного места - земля освящалась храмом в Иерусалиме. И из этого величайшего места Христос выгонял людей плетью... Поэтому не стоит удивляться тому, что подобные люди есть в современном храме. Хотя Христос их гонит, они все равно возвращаются, потому что это место их торга... Чего тут удивляться и обвинять Православие, когда это обычное дело, - такие люди есть везде. И в синагоге, и в буддистском храме, и в институте культуры... Кстати, возможно, тогда вы попали к старообрядцам: жесткое требование «уйти с женской половины церкви» свойственно чаще всего именно старообрядцам, у которых исключительно строгое отношение к месту в храме, где человек стоит.

В любом молитвенном доме есть такие места, которые для непосвященного человека всегда будут запретными, и ему всегда сделают замечание в той или иной форме. Поэтому, придя в синагогу или мечеть, можно было бы получить не меньший заряд отрицательных эмоций, забыв снять ботинки перед входом в мечеть или не покрыв голову в синагоге. Может, указали бы на это несколько мягче, а, может, и наоборот... Люди же все разные. И в метро, и в автобусе тоже могут одернуть - более или менее строго - в зависимости от того, кому наступишь на ногу.

Но дело в том, что храм Божий открыт всем: туда не покупают билеты, не платят деньги за вход, там нет «фейс-контроля», рекомендательных писем, собеседований... Пришел человек в храм - слава Богу! А вдруг он преобразится? Из разбойника станет святым? Из блудницы - Марией Египетской? Из пьяницы - князем Владимиром? Из мытаря - евангелистом? Из странного студента, ставящего свечки перед экзаменом (и, возможно, помешавшего другим молиться), - священником Бога Живого? Но может стать и иудой, предателем, позорящим Христа. Обо всем этом говорит история Церкви. Церковь не стала другой - она, как и 2000 лет назад, совершенно адекватна своему времени.

Ваши друзья, которые ходят в церковь, пытались вам объяснить, что произошло: предлагали посмотреть не на других, а на себя. Обхамил какой-то человек - прости его. Посмотри на себя: чем ты-то хорош? Может, и правда что-то не то сделал... Да, наверное, реакция была слишком резкой - ну, попался такой «дядька». А может быть, Господь захотел, чтобы вы, наконец, проверили свое Православие, в чем оно для вас? Вот на первого же человека в храме обижаетесь, как на своего врага, поступившего с вами несправедливо... Но ведь такое, видимо, случалось не каждый раз, когда вы приходили в храм, чтобы поставить свечку. Если бы вас каждый раз выгоняли, можно было бы сказать, что эта церковь какая-то чудная, там все не совсем нормальные... Если же подобное случилось лишь однажды, выводы могут быть разные.

Конечно, можно обвинить всю Церковь - дескать, здесь все такие, потому что этого дядьку с бородой так воспитало Православие. Но можно отнестись и по-другому. Если вы, как пишете, приходите к Богу в православный храм, то можно вспомнить, что тот, кто тянется к Богу, должен стараться прощать обиды, молиться за врагов, быть блаженным по слову Христа, когда вас несправедливо обижают, унижают и т.д.

В книге святого Паисия Афонского есть притча о людях, которым ничего не нравится в церкви. Если спросить у мухи, где здесь цветы, она скажет: «Цветов не видела, а вот помойки, нечистоты - могу сказать, где их много». Если же спросить у пчелы, где нечистоты, она удивится: «Какие нечистоты? Я видела только цветы...» Так и человек, который хочет видеть грязь, везде ее найдет.

Если же мы идем в храм не к Богу, а для того, чтобы нечто от Него получить, то мы «нечто» и получаем. И, как священник, могу сказать, что в таких случаях люди, к счастью, получают совсем не то, что «заказывали», а то, что хочет дать им Господь. И иногда Он дает нам «по мозгам»: человек идет ставить свечку, а Господь хочет сказать ему что-то важное. И Он говорит, а тот не слышит. Значит, надо как-то оживить, встряхнуть человека: «Да послушай же ты, наконец!» И тогда приходит «дядька с бородой» и начинает делать замечания. Товарищи тоже призывают на себя посмотреть. Но это так трудно - легче сказать, что все кругом плохие, неправильно воспитаны, агрессивны, в странных платках и т.д.

...В молодости, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, какого там люду только не встречалось! Стоишь на службе в Пещерном храме: кто-то воет, кто-то лает, какой-то бесноватый матом ругается, от кого-то жутко пахнет. Непонятно, что вокруг тебя происходит... Хор почти не слышно, потому что толпа народу обступает певчих. Все толкаются на исповедь. И казалось, ты пришел увидеть лик Христа, такой светлый, немножко елейный - а тебе такая «рожа», и от нее еще и пахнет нехорошо. И что, кроме отвращения и ужаса, можно тут испытать?

Но я в жизни не помню более счастливых минут! Такое удивительное состояние приобщенности ко Христу, встречи с Живым Богом - среди самого неожиданного соседства! Там-то таких «дядек с бородами» было ух как много, и так они могли отчихвостить! Помню, такие схимники с тарелками для пожертвований ходили, сердитые-сердитые, ругачие такие, бурчали на всех ужасно. Но ничего, благодати это не мешало.

Так и случается: придет человек в Церковь искать своего, человеческого - свое человеческое и найдет, а придет искать Божиего - получит Божие.

Фото священника Игоря Палкина.

Автор: УМИНСКИЙ Алексий, священник, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, г. Москва, духовник Свято-Владимирского учебного центра, ведущий телепрограммы "Православная энциклопедия"

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6583

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Уминский
«Не бойтесь говорить и творить правду...»
О законности задержания и заключения под стражу психиатра-нарколога Н.Каклюгина
12.09.2019
«Мы забыли слово "свобода", и мы забыли слово "любовь"»
Разговор с протоиереем Алексеем Уминским о Православной Церкви сегодня, духовном комфорте, общении с Богом по смс-кам и о многом другом
20.12.2011
Все статьи Священник Алексий Уминский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28