Продолжение статьи
Ф.Н. Безак. 1930-е гг. (Из семейного архива К.Ф. Безак, публикуется впервые) |
Здесь он возглавил Русский комитет в Берлине, продолжил сотрудничество с Н.Е. Марковым и его организацией «Союз верных». В 1921 году Федор Николаевич был приглашен делегатом на съезд русских монархистов, проходивший в баварском курортном городе Бад-Рейхенгалле (Съезд Хозяйственного восстановления России), однако от участия в работе съезда отказался, разочаровавшись по собственным словам, в возможностях русской правой эмиграции.
Как свидетельствуют документы, Ф.Н. Безак находился в тесном контакте с немецкими правыми кругами, а по некоторым данным был даже участником Капповского монархического путча в Германии (1920). Его супруга возглавляла в Берлине одно из первых заграничных прицерковных русских сестричеств, а сам он являлся кандидатом в члены берлинского Церковного комитета. Здесь семья Безаков поддерживала дружеские отношения с архиепископом (в будущем митрополитом) Евлогием (Георгиевским) - в прошлом софракционером Федора Николаевича по III Думе и соратником в Главном Совете Всероссийского национального союза. Как вспоминал владыка Евлогий, бывший в начале 1920-х годов временно управляющим русскими Западно-Европейскими приходами, в 1921 году Светлое Христово Воскресение он встречал вместе с семьей Безаков. «Пасха пришлась на 1 мая по новому стилю. Куда после обедни деваться в 4-5 часов утра? Меня на автомобиле увезла разговляться к себе семья Безак[ов]. Елена Николаевна Безак, светская, чистая женщина, по натуре редко цельная, экспансивная, была радушной гостеприимной хозяйкой. Безак жили в Берлине хорошо, широко. Я оставался у них до вечерни, которую поехал служить в Тегель»2.
Как уже упоминалось выше, средства к существованию семья Безаков получила от немцев, которые после окончания Первой мировой войны разморозили ее счета. Однако в скором времени Германию постиг полный финансовый крах, все сбережения сгорели и Ф.Н. Безак с семьей переехал в Данию, где недолгое время жил неподалеку от Августейшего Шефа своего полка Императрицы Марии Федоровны, позже навещая Вдовствующую Царицу, жившую в своей резиденции, вилле Хвидоре, еще дважды. После Безаки перебрались во Францию, в Ниццу, климат которой должен был поправить здоровье перенесшей воспаление легких Елены Николаевны Безак. К тому же там уже жила со своим мужем их дочь Мира - Мария Федоровна.
«В начале мы нанимали виллу, и мой дядя Александр Безак, жил с нами. Потом он жил самостоятельно и знаю, что ему помогал Маннергейм (тоже бывший кавалергард - А.И.). Он умер в 1942 году и похоронен на русском кладбище в Ницце. Я знаю, что в Ницце мои родители часто бывали у Вел. Князя Андрея Влад[имировича] на его вилле «Алам». Среди их друзей и знакомых были: Демидовы, Гирс, Миклашевские, Бехтеевы, Гагарины, Кропоткины, Безобразовы <...> Я знаю, что мои родители никогда не признавали Вел. Князя Кирилла Владимировича «Местоблюстителем Престола», [поскольку] Императрица (Мария Федоровна - А.И.) его никогда не признавала и не принимала», - сообщает дочь Федора Николаевича Ксения Федоровна3. С ее слов также известно, что в Ницце и е окрестностях проживало в то время немало сослуживцев Федора Николаевича и в день святых Захария и Елисаветы (5/18 сентября) - полковой праздник кавалергардов - все офицеры собирались на молебен, после которого шли в ресторан, вспоминать былое.
По воспоминаниям К.Ф. Безак, ее родители, когда приехали в Ниццу первоначально являлись прихожанами кафедрального собора во имя Свт. Николая Чудотворца, клир которого подчинялся митрополиту Евлогию (Георгиевскому), не порвавшему на тот момент связи с Московским Патриархатом. Федор Николаевич состоял в приходском совете данного собора, и даже активно противостоял попыткам советских властей получить право собственности на эту святыню. Однако после того, как владыка Евлогий из-за оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) был запрещен последним в служении и ушел под омофор Константинопольского Патриарха, образовав, таким образом, не подчинявшийся ни Московскому Патриархату, ни Синоду РПЦЗ, Парижский Экзархат Вселенского престола, Безаки, несмотря на то, что владыка Евлогий был близким другом семьи, не поддержали его поступок, решив остаться с Московской Патриархией. В начале тридцатых годов супруги Безак вместе с известным поэтом-монархистом, «Царским гусляром» С.С. Бехтеевым, являвшимся другом семьи, устроили в подвале собственного дома церковь во имя иконы Божией Матери «Державная», которая была принята под окормление Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Таким образом, произошло настоящее чудо - храм посвященный явленной в день отречения Государя от Престола Державной иконе, на которой Пресвятая Богородица изображена держащей в Своих руках царские регалии - скипетр и державу, оказался в окормлении, находившейся под большевицким гнетом Церкви!
Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости бесславной,
Измены, лжи, неверия и зла
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
«Сама взяла Я Скипетр и Державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю!»...4
Домовой храм Безаков в 1931 году освящал митрополит Вениамин (Федченков), к тому времени уже заявивший о своем подчинении митрополиту Сергию (Страгородскому). Он же назначал туда и священников, одним из которых стал иеромонах Феодор (Текучев), будущий епископ Сан-Францисский и Калифорнийский (1952).
«Община открылась в Ницце усилиями двух благочестивых семей - Безак и Бехтеевых, - писал в марте 1932 года в докладе митрополиту Сергию (Страгородскому) секретарь епископа Вениамина (Федченкова) С.А. Отман. - Е.Н. Безак предоставила свою квартиру для совершения Богослужений; у нее и проживает уже с июля месяца прикомандированный туда отец иеромонах Феодор, свободное время уделяющий заработку для существования; там группируются человек около 25»5.
«Владыка Вениамин (Федченков) приехал в Ниццу и первую Литургию служил у нас на квартире. Потом [мы], наняли в том же доме подвальное помещение и там же комнату для священника. Иконостас соорудил Сергей Бехтеев и художник Кульчицкий написал иконы. Церковь была в честь Державной иконы Божией Матери. Первый священник был о. Федор Текучев, затем о. Афанасий Нечаев <...> После о. Афанасия Нечаева, там служил о. Евграф Ковалевский, который читал лекции в университете в Ницце <...> и сам снимал себе комнату, а питался у нас. Он многих французов приводил в церковь и некоторые из них приняли Православие. Его мобилизовали в армию в начале войны, и он был в немецком плену. После войны, епископ Иоанн Сан-Франциский - теперь причисленный к лику святых - посвятил его в епископы для французского Православия. К сожалению, он скоро скончался. Он был исключительным священником <...> Когда ни у Церкви, ни у нас не было больше возможности нанимать это помещение - наверно в 1937 году, мы решили переехать в северный пригород Ниццы - Св. Сильвестр. Там наняли квартиру с большой комнатой, куда перенесли церковь. Комнату для священника нанимали», - вспоминает К.Ф. Безак6.
Домовой храм Безаков, по свидетельству Ксении Федоровны многие эмигранты называли «большевицкой церковью», однако Елена Николаевна Безак считала, что нельзя бросать находящуюся в страдании родную Мать-Церковь и предавать Ее в трудную минуту. Безаки рассматривали вызвавшую неоднозначную реакцию в Церкви декларацию митрополита Сергия, признававшую власть большевиков, как вынужденный компромисс с советской властью, призванный уберечь и спасти от расстрелов и преследований священнослужителей подъяремной Церкви в СССР.
В Ницце Федор Николаевич поступил в лучшую коммерческую школу, которую окончил с отличием, став дипломированным бухгалтером, но устроиться на службу так и не смог - французские власти отказывали ему в работе. От этого, как сообщила нам его дочь, он очень страдал. «Он привык к активной деятельности и моя мать, чтобы его занять, убедила его писать свои воспоминания»7.
Из-за нехватки средств и необходимости материально помогать родителям, дочь Ф.Н. Безака Ксения Федоровна была вынуждена оставить обучение в лучшей школе Ниццы. «Моя мать продавала, что было из своих драгоценностей и свои вышивки. Наша Саша, горничная моей матери, которая выехали с нами из России, зарабатывала шитьем, уборкой квартир и помогала семье. Я нашла место бухгалтера»8.
Скончался Федор Николаевич Безак 14 декабря 1940 года от уремии и воспаления легких в городской больнице, причастившись Святых Таин. Отпевали его там же, в специально предоставленной для этого «офицерской» комнате. Пели на панихиде, прощаясь с отставным полковником Лейб-гвардии Кавалергардского полка, благочестивым православным христианином, монархистом и пламенным русским патриотом, хористы всех русских церковных юрисдикций Православной Церкви, бывших во Франции. У гроба, провожая в последний путь своего товарища, почетным караулом стояли офицеры-кавалергарды. Тело Ф.Н. Безака предали земле на муниципальном французском кладбище «Кокад». В годы войны его сослуживцы по Кавалергардскому полку перезахоронили его прах в общем склепе под алтарем церкви на Русском кладбище в Ницце.
В заключение, несколько слов скажем о дальнейшей судьбе супруги Федора Николаевича. После смерти мужа, Елена Николаевна вместе с дочерью Ксенией Федоровной переехали в Париж, где они прожили до конца Второй мировой войны, после которой, по приглашению сына генерала Е.К. Миллера - Николая Евгеньевича (который, напомним, являлся племянником Е.Н. Безак), перебрались в Марракеш (Марокко). Ксения Федоровна нашла работу секретарши в одном из французских кооперативов, со временем став его коммерческим директором. В дни же церковных служб дочь Ф.Н. Безака пела в церковном хоре местного храма, также как и в Ницце, посвященного иконе Божией Матери «Державная». Покинуть Марокко мать и дочь Безак заставила национализация всех предприятий, проведенная арабами, после получения бывшей французской колонией Марокко независимости. «Мы решили уехать в Америку, в Сан-Франциско, где у нас были друзья, и где мы случайно встретили кузину моей матери Ольгу Александровну Ильину, урожденную Баратынскую, внучку поэта, - вспоминает К.Ф. Безак. - Ее семья мне помогла найти хорошую работу в экспорте-импорте, где пригодилось знания языка. Мой отец сам занимался со мной по-английски, и это меня спасло»9.
В США Елена Николаевна стала прихожанкой автокефальной Православной Церкви в Америке, с материалами о Держаной иконе Божией Матери публиковалась на страницах печатного органа РПЦЗ журнала «Православная Русь» (Джорданвилль).
В последнее время жизни радостью для Елены Николаевны Безак стало неожиданное получение из России писем от своей воспитанницы и крестницы. Эту девочку в свое время ее собственная мать подбросила на вокзале железной дороги, и младенца принесли к доброй помещице. Елена Николаевна ее крестила и воспитала. И какими-то судьбами прерванная связь между крестной и крестницей вновь восстановилась и между ними возникла трогательная переписка.
Здесь, в Сан-Франциско, Елена Николаевна Безак, из всех святых особенно выделявшая преподобного Серафима Саровского, 2 августа 1971 года по обычаю, причастилась Святых Христовых Таин и на следующее утро ее постиг удар. В ночь с 3 на 4 августа, не приходя в сознание, под чтение отходной она предала свою душу Богу. Похоронили ее на сербском кладбище в Сан-Франциско10.
«Отличительной чертой характера Елены Николаевны, - писала в некрологе ее знакомая, - была ее доброта к людям. В эмиграции жила она много лет в Ницце и, несмотря на небольшие средства к жизни, дом ее был открыт для всех нуждавшихся в поддержке и утешении. Все к ней шли за ободрением»11.
***
Книга Ф.Н. Безака «Воспоминания о Киеве и гетманском перевороте» публикуется впервые. Основой приведенной ниже публикации стала авторизованная машинопись из личного архива К.Ф. Безак, любезно предоставленная публикатору с разрешения ее владелицы заведующим отделом новых поступлений Государственного Эрмитажа В.М. Файбисовичем. Предлагаемые читательскому вниманию мемуары являются второй книгой (частью), воспоминаний Ф.Н. Безака, написанных им во второй половине 1930-х годов (первая книга, не имеющая самостоятельного авторского названия, посвящена службе Ф.Н. Безака в Кавалергардском полку; она готовится к печати и увидит свет в ближайшее время в Санкт-Петербурге).В связи с тем, что оригинальный авторский текст совершенно не редактировался, публикатором помимо необходимых комментариев, сделана редакторская правка воспоминаний (при этом авторский стиль мемуариста максимально сохранялся). Названия глав, в ряде случаев, также даны публикатором, поскольку в авторском варианте не все из них имели заголовки. Текст воспоминаний публикуется полностью, без каких-либо изъятий и сокращений. Пропуски отдельных слов и словосочетаний предположительно восстановленные публикатором, помещены в квадратные скобки.
Автор вступительного очерка о Ф.Н. Безаке, публикатор и комментатор его воспоминаний А.А. Иванов сердечно благодарит всех, чьими помощью и советами он пользовался при работе над данной публикацией, а именно: Ксению Федоровну Безак, Майкла (Михаила Иаковлевича) Безака (Окланд, США); Владимира Константиновича Невяровича (Воронеж), Александра Николаевича Алекаева, Григория Борисовича Кремнева, Александра Витальевича Репникова (Москва), Виктора Михайловича Файбисовича, Сергея Михайловича Григорьева, Анатолия Дмитриевича Степанова (Санкт-Петербург).
Примечания
1 Безак Ф.Н. Воспоминания о Киеве и о гетманском перевороте... С. 107.
2 Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 352.
3 Из письма К.Ф. Безак - А.А. Иванову (личный архив автора).
4 Бехтеев С.С. Небесная Царица. Икона Державной Божией Матери (1934) // Бехтеев С.С. Грядущее. Стихотворения. СПб., 2002. С. 32.
5 Цит. по: Царица Небесная - Державная Правительница Земли Русской. Коломенская икона Божией Матери «Державная». Службы. Акафисты. Молитвы. Сказания. Свидетельства / автор-составитель С.В. Фомин. С. 185.
6 Из письма К.Ф. Безак - А.А. Иванову (личный архив автора).
7 Из письма К.Ф. Безак - А.А. Иванову (личный архив автора).
8 Из письма К.Ф. Безак - А.А. Иванову (личный архив автора).
9 Из письма К.Ф. Безак - А.А. Иванову (личный архив автора).
10 Царица Небесная - Державная Правительница Земли Русской... С. 190-191.
11 Е. К[онцевич]Елена Николаевна Безак. 1880-1971. // Православная Русь (Джорданвилль). 1971. 15 /28 августа. N 16 (969). С. 11-12.
Заказы на книгу "Верная гвардия" можно направлять адресу:
rg@rusk.ru, главному редактору Информационного агентства "Белые Воины" Р.Г. Гагкуеву
а также:
103031, Москва, ул. Петровка, д. 26, стр. 2, пом. 96, Некоммерческое партнерство "Издательское, исследовательское и просветительское содружество ""Посев"", О.А. Кузнецовой;
тел. (495) 625-92-48, e-mail: posevru@online.ru
Оплатить заказ из-за рубежа можно через Western Union (на Kuznetsova Oksana). Стоимость книги 20 долл. Стоимость пересылки в Европу - 20 долл.; в США, Канаду, Австралию (авиапочтой) - 25 долл.
Сообщение об отправке денег и код просьба присылать по электронной почте на posevru@online.ru имя О.А. Кузнецовой. Книга будет отправлена в течение двух дней по получении денег.