Потерянное поколение

Российские ученые протестуют против растления молодежи телевизионными каналами

Новости Москвы 
0
118
Время на чтение 10 минут

Сегодня в Москве начинает работу общее собрание Российской академии образования - ведущего государственного научного учреждения страны в сфере обучения и воспитания. Один из центральных вопросов повестки этого научного форума - принятие обращения к руководству России по вопросам нравственности и работы средств массовой информации. В канун отъезда в столицу петербургских членов РАО мы побеседовали о предстоящей дискуссии с профессором А. С. ЗАПЕСОЦКИМ. Александр Сергеевич - член президиума академии и один из участников рабочей группы, готовившей проект обращения.

- Александр Сергеевич, академики будут жаловаться начальству на СМИ - значит наболело?

- Жаловаться - не то слово. По-моему, пора требовать, и весьма твердо. Конечно, наболело. С конца 1980-х всей стране внушается, что кроме денег нет никаких ценностей в жизни. Вот и сейчас все причитаем: «экономический кризис, экономический кризис»... Но еще профессор Преображенский в «Собачьем сердце» отмечал, что разруха начинается в головах людей. Академик Д. С. Лихачев в середине 1990-х, в тяжелейшее для России время, критиковал советское понимание К. Маркса за безнадежный пессимизм: «Считать, что бытие однозначно определяет сознание, неверно, - говорил он. - В таком понимании хода вещей нет веры в человека. Сознание, воля человека могут менять бытие».

Казалось бы, перейдя на рыночную систему, Россия должна была войти в эру процветания. Но нет - снова зависимость от нефти, перекачивание своих капиталов за границу, займы из-за рубежа. Словом, ситуация абсурда. Экономику не возродить в стране, теряющей совесть.

Пока наша национальная «элита» распихивала по карманам нефтедоллары и «пилила» государственную собственность, общество проспало значительно более опасный кризис, нежели экономический, - духовно-нравственный. Взросление уже нескольких поколений российской молодежи происходит в столь чудовищных условиях, что впору говорить о национальной катастрофе.

В Российской академии образования многие это видели, фиксировали в различных исследованиях. Но первой вопрос ребром поставила президент СПбГУ академик Л. А. Вербицкая. Людмила Алексеевна выступила на президиуме РАО с весьма аргументированным докладом, который убедил всех, что нельзя больше молчать. Вот некоторые цифры из ее доклада: за последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50% до 18%. На начало 2006 года были официально признаны алкоголиками 60 тысяч детей. Алкоголь употребляют более 80% молодежи, почти 40% школьников. Доля курящих детей за 15 лет утроилась. В стране около 3 млн наркоманов, более 80% из них - дети и молодежь. Возраст первой пробы наркотиков снизился с 17 до 14 лет. В 11-м классе опыт сексуальных отношений имеют 35,6% девушек и 55,4% юношей. Согласно опросам социологов, 55% молодых людей готовы переступить через любые моральные нормы, чтобы добиться успеха. Это же настоящее одичание нации!

Мне в последнее время довелось изучить значительное количество различных материалов на эту тему. Человеком слабонервным себя не считаю, но я буквально потрясен. Вот данные Госдумы и Общественной палаты: Россия занимает одно из первых мест в мире по потреблению смертоносных наркотиков. Около 20 лет - на первом месте в мире по уровню абортов, 10 лет - в числе «чемпионов» по разводам. У нас самая высокая в Европе смертность от убийств, второе место в мире по уровню самоубийств, самая высокая смертность от алкогольных отравлений... Куда уж дальше?

- Но ведь СМИ - это в значительной степени зеркало реальности. Может быть, педагогам стоит и на себя посмотреть? Это ведь они детей воспитывают, дают им, как говорили раньше, путевку в жизнь....

- Вы правы: и школа, и вуз сейчас со своими задачами справляются не очень хорошо. Несмотря на реализацию национального проекта «Образование», ситуация в нашей системе стремительно ухудшается. И, смею вас заверить, вливанием денег, грантами и покупкой компьютеров дело не поправить.

Но лично я убежден, что в сложившихся обстоятельствах у педагога мало шансов справиться с воспитанием юношества. На детей влияют помимо школы семья, компания сверстников, СМИ. И влияние школы по сравнению с иными факторами непрерывно уменьшается. Такова тенденция многих десятилетий.

И как же влияют эти «иные факторы»? С семьей в России сегодня беда. Если в 1995 году на 21 млн школьников приходились 450 тысяч детей-сирот, то в 2008 году на 13,3 млн школьников - уже более 900 тысяч. Около 30% детей рождаются в незарегистрированных браках. Но если у ребенка и есть родители - это совсем не значит, что ему повезло. Статистика семейных зверств, надругательств над детьми вызывает ярость. В 2007 году только зарегистрированных преступлений родителей в отношении детей в России свыше 70 тысяч. А сколько незарегистрированных?

Про влияние на ребенка компании сверстников мы говорить сегодня не будем, а вот про СМИ поговорим. Если семья еще нередко может быть педагогу другом, то со средствами массовой информации картина куда более мрачная. Серьезных, качественных СМИ, ставящих перед обществом проблемы нравственности, становится с каждым годом все меньше. Вклад в формирование безнравственного климата в стране теперь вносят и радио, и печатные издания - особенно глянцевые журналы и желтые газеты, - и Интернет. Но с разлагающим влиянием телевидения ничто сравниться не может.

Недавно у нас в Гуманитарном университете профсоюзов был Владимир Путин. Обсуждая проблемы образования, я был вынужден высказать ему свое мнение: телевидение - враг педагога.

Ученые из СПбГУ провели анализ работы семи телевизионных каналов за один день: на экране - 160 драк, 202 убийства, 6 ограблений, 10 половых актов, 66 сцен распития спиртных напитков, 39 случаев нецензурной брани, 302 специально отобранные смакуемые негативные новости. Подобные данные фиксируются академиком В. С. Собкиным, учеными нашего университета, многими другими специалистами. А у телевидения ведь особая сила внушения, совершенно недоступная не то что педагогу - профессиональному гипнотизеру. По сути, телевидение сегодня - единственная информационная система, связывающая в масштабах всей страны человека с обществом.

Между тем воспитание невозможно без нравственного идеала. Вольно или невольно, но юный человек творит себя «по образу и подобию». Кого он выберет в качестве примера - вот в чем вопрос. В советское время телевидение предлагало детям широчайший спектр положительных героев: от Александра Невского и Штирлица до Электроника и Алисы Селезневой. И то ведь были серьезные проблемы с воспитанием! Теперь же что ни герой, то аморальность. Дети играют «в Сашу Белого» из пресловутой «Бригады». И это еще далеко не худший из кумиров, предлагаемых телевидением молодежи.

Педагог обязан преподать ребенку примеры для подражания, символы, образцы поведения, понятия о добре и зле, плохом и хорошем поступке. Его профессиональная задача - не только географии и математике обучить, но и предложить эталоны социализации, помочь сформировать базовые социальные черты: ценности, язык, картины мира, нормы поведения, социально значимые качества, модели поведения. И во всем этом телевидение - противник педагога.

- Но есть ведь у нас канал «Культура», детские каналы «Теленяня», «Бибигон» и много всего другого, вполне позитивного!

- Да, конечно. Но представьте себе: заходит школьник в магазин в отдел «Игрушки». А рядом в других отделах на самых видных местах - сигареты, спиртное, журналы с полуголыми девицами... Так же и с телевидением. Садится школьник смотреть детский фильм, а попадает на «Дом-2». Я беседовал с руководством канала «ТНТ» об этой программе: приятные собеседники, милые, с хорошими манерами. Задают мне вопрос: «Александр Сергеевич! А что мы плохого делаем? Ведь все люди занимаются сексом. У всех бывает любовь. Почему же это нельзя показывать?».

Думаю все же, что любовь Анны Карениной - нечто совсем иное, чем групповое сожительство персонажей «Дом-2». Любовь Наташи Ростовой в «Войне и мире» Сергея Бондарчука - совсем не то, что предлагает нам Федор Бондарчук в «9-й роте». Конечно, в реальной жизни в любые эпохи находилось место и для благородства, и для человеческого скотства. Проблема в том, что телевидение пропагандирует в качестве нормы, что порицает, а что навязывает в качестве образца. Уж что-что, а навязывать молодежи все самое низменное наше телевидение научилось, дошло в этом ремесле до виртуозности.

Со всем остальным - большие проблемы. Ведущие российские телеканалы на глазах превращаются в помойку глобального медиапространства. За последние 20 лет на них не появилось ни одной новой телевизионной формы, способствующей возвышению человека. Да что там: все «новинки», которые мы видим, - клоны старья, отжившего свое на Западе, купленного за немалые деньги. Не хочу идеализировать советское время с его цензурой и партийным диктатом, но сколько тогда появилось интересного и талантливого: от «Голубых огоньков» и «Бенефисов» до тех же «КВН» и «Что? Где? Когда?».

Политика информационного вещания теперь нередко сводится к выискиванию «чернухи». Психиатры давно бьют тревогу по поводу непрерывно происходящей невротизации населения. Лет шесть назад в одном из домов Невского района Петербурга под Новый год отключили тепло. Разгневанный житель позвонил на государственный федеральный канал, предложил приехать и снять его бедствование. Журналисты отказались: мол, повод незначительный. Предложили ему сагитировать всех жильцов дома - выйти, перекрыть движение на улице Бабушкина. Вот тогда, дескать, будет что снимать.

Похоже, еще немного - и на телевидении свои «убойные отделы» появятся, будут самолеты перед объективами телекамер сбивать и поезда под откос пускать.

В этом контексте доминирование на телеканалах образчиков пошлейшей эстрады, низкопробных юмористических передач, бесконечных «мыльных опер» и маразматических ток-шоу уже воспринимается не самым большим злом. А посмотрите, как деградировало общественно-политическое вещание, дискуссии, «круглые столы»! В телезрителе взращивается, культивируется удовольствие от созерцания безудержного хамства на экране: кто из приличных на вид людей кого больше уязвит, перебьет и перекричит. Просто школа бытового хулиганства. Забавно и грустно: руководство страны провозглашает Год русского языка, а телевидение насаждает мат в качестве языковой нормы.

Общество неоднородно. В нем существуют разные социальные группы, функционируют субкультуры. Почему наши главные телеканалы усиленно пропагандируют ценности так называемого гламура - субкультуры нуворишей? Зачем именно эту публику объявили венцом эволюции, поставили на высшую ступеньку общества? Ее образ жизни навязывается молодежи как единственно правильный. Всем предписано быть в курсе, в каком клубе и что пьет олигарх Икс, с какими «моделями» в каком Куршевеле «катается на лыжах» олигарх Игрек.

В результате такой пропаганды, как показывают социологические исследования, большинство школьников начинают считать, что успех в жизни может прийти всего двумя путями: либо как везение, счастливый случай, либо как чудо. Упорный, кропотливый труд в числе молодежных предпочтений не фигурирует. В современной России выросло и вступает во взрослую жизнь потерянное поколение - люди, которым не суждено добиться чего-то стоящего.

Конечно, телевидение не всегда выигрывает у учителя битву за ребенка. Недавно я обсуждал данную ситуацию с известным в Москве директором школы членом-корреспондентом нашей академии Е. Ямбургом. У них с первого класса педагоги стремятся нейтрализовать негативное влияние СМИ на детей, и небезуспешно. Но эта школа - редкое исключение из правила. В целом же телевидение деморализует, дезинтегрирует общество. Юношество удается оторвать от учителя, противопоставить старшим поколениям.

Безусловно, научно-педагогическая общественность страны восстает против такого хода событий. Педагог, обязанный в силу своего профессионального долга взращивать в ребенке Человека, не видит телевидение своим союзником.

- Как вы считаете, в чем причины сложившейся ситуации?

- Очевидно, современная организация работы телевидения в России глубоко порочна. Она сложилась в 1990-е годы под влиянием потребностей правящей тогда верхушки. Россию нужно было превратить в бессовестное государство, создать атмосферу, способствующую растаскиванию, разворовыванию государственной собственности. Нищему, бедствующему народу подбросили в этот момент идею обогащения любой ценой. Одним досталось «счастье» работать на трех работах, другим - заводы, дома, пароходы.

Тогда и было заявлено, что телевидение - это вид коммерции. И что его единственная задача - зарабатывать деньги. При таком подходе главный критерий качества - доходы от рекламы. А ее дают тем, у кого выше рейтинг. Погоня за рейтингом стала идеей фикс телеменеджеров. Построенная по этому принципу конкуренция привела к стремлению телеканалов переплюнуть друг друга в пошлости, дурновкусии, желании заработать на интересе аудитории к постыдным проявлениям человеческой психики и физиологии.

Когда исчезает задача взращивать культуру, воспитывать вкус телезрителя, вещание начинает отстраиваться в расчете на дурака и хама. Массовая культура правит бал. Интеллигентность изгоняется в некие «гетто» вроде канала «Культура», который на большей части территории страны вообще не принимается. Для этого всего изобретается идеологическое прикрытие: мат - это «свобода слова», хамство и пошлость - это «то, чего народ хочет в условиях демократии». Безнравственность, аморальность, бессовестность - это «требования рынка, телевидению ведь тоже как-то жить надо»...

Есть еще и субъективный фактор: руководители наших телеканалов, похоже, возомнили себя богами, навсегда воцарившимися на Олимпе. Их отношения с властью сконструированы таким образом, что на общество им наплевать, слышать они никого не хотят. Иногда хочется, отбросив приличествующую профессору корректность, спросить по-простому: да не едет ли крыша у наших телебоссов от своего могущества и безнаказанности? Только профессору они не ответят. Отсюда и желание ученых обратиться к руководству страны.

- Что же вы предлагаете, ввести цензуру?

- По мне же - лучше цензура, чем это безобразие. Кстати, по данным одной из международных социологических служб, на цензуре настаивают 80% населения России. По опросам петербургских ученых, за нравственный (подчеркиваю: именно нравственный, а не политический) контроль над СМИ и рекламой - 78% студентов. Во всяком случае государство должно усилить свое влияние на телевидение. Другой вопрос - как, в какой форме.

Российская академия образования всерьез озабочена и встревожена сложившейся ситуацией. Задача обретения конкурентоспособности, вставшая перед Россией в глобальном мире, может быть решена только при формировании конкурентоспособных поколений молодежи. Телевидение этому не способствует. Свобода слова не должна быть больше свободой аморальности, а СМИ обязаны быть друзьями педагога. Вот тогда российский учитель действительно справится, не подведет.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10255066@SV_Articles

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06