Полтава - один из центров формирования украинской народности, это родина моего отца, здесь живут радушные и удивительно певучие люди, отсюда пошел современный украинский язык. «Вы, русские, - говорили мне полтавчане, - наш старший брат, а мы - украинцы - ваша младшая сестра. Да, мы с норовом, иногда капризничаем, иногда ведем себя не по-братски. Но любите нас такими, какие мы есть, не бросайте нас!»
В этих пронзительных по эмоциональному воздействию словах сквозила надежда на мудрость и терпение «старшего брата». Как мне показалось, миссию «старшего брата» большинство украинцев с России не снимают. А вот некоторые российские политики весьма поспешно, на мой взгляд, предлагают от нее отказаться.
Кризис углубляется
Представляется, что внеочередные парламентские выборы, даже если бы они состоялись, кризиса бы не разрешили, а перевели бы его в новую, более острую, фазу.
Многие украинские политики и журналисты, похоже, недооценивают ситуацию и пребывают в эйфории: у нас свобода, демократия, мы живем европейскими ценностями, очередной кризис - это новое качество развития и т. д. Но реальная картина далека от идиллии. Экономика в депрессии, гривна обвалилась, а государственность на грани катастрофы. Лихорадка на мировых финансовых рынках, по мнению многих зарубежных аналитиков, подводит страну к реальной перспективе дефолта.
Украина идет в зиму, не имея договора с Россией о ценах на газ на следующий год. По заявлению главы федерации работодателей Юрия Бойко, из-за спада в экспортных отраслях (металлургия, машиностроение, химическая промышленность) сотням тысяч работников грозит увольнение.
Украинских избирателей мало волнуют «европейские ценности» и тем более политические интриги, выдаваемые за демократию и плюрализм мнений. Они ждут от власти незамедлительного решения таких вопросов, как справедливая заработная плата и достойная пенсия, качественное и доступное здравоохранение, прекращение галопирующего роста цен на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги. Вместо этого гражданам предлагают внеочередную избирательную гонку и поиск внешнего врага. Почему так происходит? Кто навязывает Украине губительные для нее решения?
О внешнем управлении
Украина давно уже не обладает полным государственным суверенитетом, ее внутренняя политика протекает под пристальным контролем Америки и Евросоюза. Достаточно напомнить, что американцы несколько лет готовили, спонсировали и направляли «оранжевую революцию». Посол США на Украине У. Тейлор от имени западного сообщества исполняет функцию смотрящего за всеми значимыми политическими процессами, включая выборы в раду. Он постоянно поучает и предостерегает украинских политиков.
Комментируя новый политический кризис, господин посол проявил трогательную заботу о безопасности Украины, заявив следующее: «Конечно, внутренняя политическая неразбериха может навредить национальной безопасности». В этой связи американский консул дает прямое указание украинскому президенту: «Не должно быть места чрезвычайным положениям, прямому президентскому правлению или использованию силы».
Для американцев Ющенко - последний политический козырь в украинской политической колоде, поэтому «оранжевому» президенту позволено делать все, чтобы удержаться у власти. Но не сейчас. Во-первых, США вовлечены в мировой финансовый кризис и им не до таких персонажей, как Ющенко. Во-вторых, за океаном, видимо, лучше понимают, что любое применение силы против политических противников с неизбежностью запустит уже готовый механизм распада страны. Ющенко без Крыма и Донбасса или, предположим, как «президент Галиции» американцам не интересен.
США суют свой нос в чужие дела, как правило, тогда, когда интересующее их государство и власть слабы, а на ключевых постах находятся представители продажной политической элиты. Примерно так бесцеремонно, как сейчас на Украине, американцы вели себя в России в первой половине 1990-х годов. В момент драматической фазы противостояния между Ельциным и Верховным Советом в октябре 1993 г. многие решения принимались командой президента только после согласования с американским посольством в Москве. Американцы сыграли важную роль в переизбрании Ельцина на второй президентский срок. Сегодня такое поведение американцев в России просто немыслимо, что, видимо, немало раздражает наших заокеанских партнеров. Но Украина не Россия.
Невыносимая реальность раскола
Пока украинская элита делит власть, идет друг на друга стенкой, выдвигает ультиматумы, занимается шантажом и угрозами, страна с огромным потенциалом последовательно идет к расчленению. В результате этих перманентных междуусобиц Украина действительно может распасться как минимум на две части и прекратить свое существование в нынешних границах.
Все последние выборы в раду с пугающим постоянством демонстрируют реальный водораздел. Он не зависит от конфигурации сил в структурах государственной власти и проходит по таким чувствительным темам, как язык, религия, отношение к истории, векторы внешних устремлений страны. Сегодня к ним добавилось маниакальное желание определенных политических кругов во главе с В. Ющенко осудить Россию как агрессора в военном конфликте с Грузией.
Принципиальные расхождения по этим вопросам в украинском обществе свидетельствуют о том, что нет единого украинского народа, объединенного общей историей, культурой, традициями, религией, наконец, судьбой.
Сегодня на территории Украины, если брать по-крупному, проживают два народа. У них отсутствует единое миропонимание, они разговаривают на разных языках, исповедуют разные религии, да и ментальностью они отличаются друг от друга.
Один - это собственно украинцы как южная ветвь славянской цивилизации. Другой народ, по мнению ряда этнографов и историков, связан с западно-славянскими племенами, которые в XII в. жили на территории Галицко-Волынской земли. Уже в то время данный регион представлял особую пограничную зону, которая подвергалась культурной и религиозной экспансии как со стороны Востока, так и Запада.
В конце XII в. в борьбе за Галицко-Волынское княжество помимо русских князей активное участие принимали западные соседи - Венгрия, Германия, Польша. В XIII в. к ним присоединилась Литва и Римско-католическая церковь.
В результате сложных исторических процессов и усилий Ватикана, Австро-Венгрии, Польши, Германии галичане были превращены в особое этническое сообщество, воспринявшее ценности западной культуры и католицизма, сформировавшее свой особый язык и национальное самосознание. Есть веские основания предполагать, что в результате указанных исторических обстоятельств галичане, по существу, перестали быть русскими, украинцами, православными и славянами на этническом уровне. Это другой народ, так распорядилась судьба.
В 1939 году, в соответствии с пактом Молотова - Риббентропа, Восточная Галиция и Западная Волынь были присоединены к СССР и вошли в состав УССР. Сегодня Восточная Галиция охватывает территории Львовской, Ивано-Франковской и большей части Тернопольской областей. На протяжении всего ХХ века галичане боролись за свою независимость и самобытность с австрийцами, немцами, поляками, русскими, а идеологическим знаменем национально-освободительной борьбы был так называемый галицийский национализм. После провозглашения в 1991 г. Украиной независимости он получил новое дыхание, стал более наглым и агрессивным, в нем отчетливо доминируют русофобия и антисемитизм.
О. Тягнибок, лидер праворадикальной националистической партии «Свобода», критикует представителей «оранжевой» власти Западной Украины за то, что те... слишком поздно стали публично употреблять слова «жид» и «москаль». Раньше-де надо было разоблачать врагов украинского народа. Президент В. Ющенко, напротив, удостоился похвалы за приверженность националистической программе «Свободы».
Федерация или размежевание?
Джинн выпущен из бутылки, и галицийские националисты, судя по всему, не дадут спокойно жить и развиваться остальной части Украины. Вариантов же разрешения межэтнического антагонизма не так много. В рамках возможного демократического компромисса их всего два.
Первый, который сегодня широко обсуждают политики и ученые, предполагает переход Украины от унитарного государства к федерации. В ее рамках Восточная Галиция (по-другому - Западная Украина) получает возможность создать свою национально-государственную автономию, стать равноправным субъектом наряду с другими региональными образованиями. Галичане получают право на формирование своего бюджета, на введение местных налогов и сборов, свою конституцию, национальную символику и другие атрибуты национально-государственного образования в составе единого федеративного государства. Понятно, что для этого необходимо вносить изменения в конституцию Украины. Задача трудная, но при согласии элиты вполне возможная.
Второй вариант носит более радикальный характер и основан на мирном и добровольном размежевании Восточной и Западной Украины (Галиции). Он предполагает проведение соответствующего общенационального референдума или плебисцита, учитывающего мнение каждой области Украины. Здесь можно использовать опыт размежевания Чехословакии.
Из последних примеров можно указать на «развод» по обоюдному согласию Сербии и Черногории. Он свидетельствует о том, что мирная и легитимная модель разрешения межнациональных противоречий и реализации права народа на самоопределение разработана и существуют механизмы ее реализации.
При отделении галичане проигрывают экономически, но обретают нечто гораздо более существенное: национальное государство, членство в ООН, право на вступление в СНГ, ЕС, НАТО или любую другую организацию.
Для реализации этого варианта, который на сегодняшний день многими наблюдателями рассматривается как маловероятный, необходимо кроме воли украинцев и галичан согласие Евросоюза, заокеанского куратора Украины и, разумеется, Совбеза ООН. Путь трудный, но при согласии всех заинтересованных сторон тоже возможный. Кстати, такой вариант не исключает образования конфедерации Украины и Галиции, что позволит на новой основе сохранить традиционные экономические связи и культурные отношения.
А что получает Украина и собственно украинский народ от реализации этого плана? Спокойную жизнь, общественное согласие, стабильность, восстановление подлинно дружеских отношений с Россией. В свою очередь это позволит решить стратегические задачи по повышению уровня и качества жизни, по сохранению украинского народа от вымирания и моральной деградации.
На мой взгляд, необходима широкая дискуссия о перспективах федерализации Украины. Не все понимают, о чем идет речь, многие путают федерализм и сепаратизм.
Нельзя считать запретной и тему размежевания с Западной Украиной (Галицией). Сама жизнь заставляет обратиться к ней. Например, уже сегодня русины, проживающие в Закарпатской области, требуют как минимум автономии. Только надо ее обсуждать без истерик, спокойно и профессионально, в тиши кабинетов, за круглыми столами, а не на майдане. Дискуссии должны ответить и на, возможно, главный вопрос: как это отразится на жизни каждого гражданина Украины сейчас и в ближайшей перспективе?
Само обсуждение этой болезненной проблемы, скорее всего, способно снизить градус общественного напряжения, отрезвить некоторые горячие головы, выпустить пар из перегретого украинского котла. При этом надо исходить из того, что окончательное решение по этому вопросу должен принимать сам украинский народ.
Ох уж этот Ющенко...
В январе 2000-го, сразу после избрания В. Ющенко президентом Украины, среди украинских и российских политиков раздавались бодрые голоса о том, что российско-украинские отношения не ухудшатся, а стратегическое партнерство двух стран никуда не исчезнет. Якобы мы обречены на все это только потому, что являемся двумя братскими славянскими народами. Однако, как показывает жизнь, автоматически эти факторы нигде и никогда не работают.
За годы президентства В. Ющенко увеличилось число жителей Украины, считающих Россию потенциальным врагом. Украинский Интернет переполнен ненавистью к России и русским. В российском Интернете тоже хватает хамства и запредельного недоброжелательства по отношению к украинцам. Обратим внимание на то, что пользователи Интернета - это по преимуществу молодые люди. Печально, что именно на этой почве высажены и вызревают семена ненависти.
Идет массированное наступление на русский язык и русские школы. Закрываются каналы российского телевидения, русскоговорящие каналы украинского телевидения и радио. Тотальная украинизация образования приводит к тому, что из учебных и научных учреждений уходят умные, талантливые преподаватели и ученые. Тенденциозно и конъюнктурно переписывается совместная история. Стараниями «оранжевой» номенклатуры из Большого российско-украинского договора начисто выхолощен дух дружбы. Все это наносит
серьезный ущерб интересам граждан России и Украины, отравляет межгосударственные отношения.
По мнению Михаила Погребинского, директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии, «пока Ющенко будет президентом, бардак в стране будет продолжаться». В России это тоже хорошо понимают, и поэтому контакты с Ющенко будут, видимо, заморожены на неопределенное время.
В середине сентября президент России Д. Медведев в телефонном разговоре с В. Ющенко заявил, что не намерен посещать Украину до решения проблем в двусторонних отношениях. Российская сторона прямо назвала действия украинских властей по продаже оружия Грузии «преступной политикой». Президент России отказался принимать участие в мероприятиях по случаю 75-й годовщины т. н. «голодомора». По мнению многих специалистов, «голодомор» - целиком американский проект, внедренный на Украину через супругу украинского президента. Рассуждения некоторых представителей украинской политической элиты о «целенаправленном голодоморе-геноциде украинцев» Д. Медведев справедливо назвал «циничными и аморальными».
Предложение посетить Украину в ноябре-декабре 2008 г. было сделано президентом Ющенко. Скорее всего, такой визит станет возможным лишь тогда, когда в Киеве будет уже другой президент. Потому что Ющенко и есть главная проблема в российско-украинских отношениях. И на сегодня это, к сожалению, тупик. Тупик - это острейший кризис развития в современных российско-украинских отношениях. Однако, на наш взгляд, не существует непреодолимых препятствий для выхода из тупика.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10254731@SV_Articles